Екатерина Тимонова
Консультация «Волонтёрство — одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В настоящее время в современном российском обществе остро стоит проблема духовно - нравственного развития, это самая большая опасность, которая подстерегает наше общество сегодня в разрушении личности. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей зачастую искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Поэтому ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Публикация «Консультация „Волонтёрство — одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Ключевые слова: духовно - нравственное развитие, дошкольники, доброволец, волонтёрство, милосердие.
Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа. Нравственное становление ребёнка - важнейшая составляющая общественного развития, реализующаяся через систему образования. Наиболее благоприятным периодом в нравственном становлении личности является дошкольный возраст. В этот период начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своей Родины. Мы растим новое поколение российских граждан и от нас, взрослых, зависит, как мы сможем сформировать духовно - нравственные принципы детей, воспитать самоуважение к себе.
Как отмечает А. А Вербицкий, характеристика воспитания выражается в категориях права, морали и нравственности. Любой вид деятельности человека имеет нравственный аспект, которому нельзя научить посредством передачи информации о сущном и должном, но к которому можно приобщить путём воспитания, переживания и чувства, присвоения морально-нравственных основ бытия на опыте совершения личностью собственных поступков.
Духовно - нравственные качества ребёнка - это совокупность принятых и хорошо усвоенных им моральных норм, принципов и правил, которые применяются добровольно и правильно. Данные качества успешно формируются в добровольческой деятельности.
На протяжении всего периода существования человечества люди добровольно и безвозмездно помогали нуждающимся. Волонтёрская деятельность направлена на построение социально ответственного общества. В основе её лежит бескорыстие, благородство, гласность, гуманизм, милосердие, отзывчивость, сострадание и человечность.
Задачами волонтёрской деятельности в детском саду являются обучение детей оказывать помощь тем, кто нуждается, воспитание духовно - нравственной личности с активной жизненной позицией, закрепление понятия о доброте, формирование понятия слова «Забота», способствовать повышению значения семейных ценностей.
Волонтерская деятельность влияет на нравственное становление детей, обеспечивает реализацию потребности в социально активном поведении и оказании помощи другому человеку; способствует познавательному и эмоциональному развитию, совершенствует такие стороны личности как эмпатия, доброжелательность и толерантность - основные качества нравственно развитой личности. Волонтёрство формирует готовность детей к самостоятельному принятию решений, развивает восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом. Все эти качества способствуют успешному духовно-нравственному становлению детей.
«Волонтёрство» - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтёрство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им. Волонтёрство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения. Волонтёрство - это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.
В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно -нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.
Для волонтёра ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Значение слова «милосердие» в словаре С. И. Ожегова трактуется как готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. В христианстве милосердие - это одна из важнейших добродетелей.
Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить милосердие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно - нравственное воспитание, волонтёрство учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.
Добродетели сами не вырастают, их надо взращивать в детском сердце, и это не произойдет в один день, а надо иметь терпение и мудрость, чтобы различать когда и какое слово сказать, на что обратить внимание и, самое главное, как самим себя вести, чтобы показывать достойный пример детям. Надо объяснять детям, что милосердие - это не слабость, а сила, что волонтеры это сильные люди, способные прийти на помощь.
Таким образом, волонтерская деятельность повышает духовно-нравственную культуру, расширяет кругозор и воспитывает у каждого воспитанника позитивное и заинтересованное восприятие проблем современного человечества.