МААМ-картинки

Педопыт «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Светлана Кижваткина
Педопыт «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Представление педагогического опыта воспитателя

«МДОУ Детский сад 66» :

Кижваткиной Светланы Васильевны воспитателя «МДОУ

детский сад 66» : «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Формирование целостного экологического мировоззрения и этических

ценностей по отношению к природе у воспитанников дошкольных

учреждений имеет большое значение в связи с тем, что данные учреждения

Публикация «Педопыт „Экологическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

являются важнейшим звеном социализации детей, где среди других

ценностей усваивается ценность осознания каждым ответственности за

судьбу нашего общего дома – планеты Земля, формируется мотивация

правильного отношения к природе и к своему здоровью, т. к. состояние

окружающей среды во многом обусловливает здоровье человека.

Мир природы – большая ценность для личностного развития человека:

через призму экологических знаний и убеждений, чувств и поступков

формируются нравственные, интеллектуальные, эстетические сферы

личности, развиваются творческие способности.

В связи с вышесказанным, экологическое воспитание является

актуальным и перспективным направлением как в социализации личности,

так и во всестороннем ее развитии.

XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования

названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении

глобальных проблем выживания и развития человечества. Следовательно,

стратегия развития образования XXI века должна разрабатываться с учетом

гуманизации и экологизации.

По данной проблеме я работаю с 2015 года.

. Все составляющие подобного комплексного подхода к

экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения

существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к

природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир

неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе

практической деятельности по уходу за комнатными растениями,

обитателями живого уголка и т. д.

Цель экологического образования : Сформировать у дошкольников нравственно-патриотическое отношение природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, флору, бережно распоряжаться ее богатствами.

Объект исследования: Процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия

возникновения, становления опыта.

Работая дети больше других склонны к общению с природой, и, что

природа для них является той средой, где ребенок раскрепощается,

становится более наблюдательным, активным, любознательным.

За время своей работы я убедилась, что для успешной социализации и

всестороннего развития личности важным является общение воспитанников с

природой. Поэтому я посчитала необходимым выделить работу по

формированию экологического целостного мировоззрения и этических

ценностей по отношению к природе в отдельное направление своей

деятельности. Веками человек был потребителем по отношению к природе:

жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня

возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского

уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение.

И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте

усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш

воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние

природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов,

тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту,

где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

«Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна

Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».

Таким образом я поставила перед собой следующую цель:

-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).

Педагогическая идея - формировать систему экологических знаний и представлений

(интеллектуальное развитие) ;

- развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать

красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за

растениями и животными, по охране и защите природы.

-У нас имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы,

дидактические пособия, игры экологического содержания.

- В группе создан уголок природы, который знакомит детей с

комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и

развития, для наблюдений и труда в природе

- Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так,

что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети

стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полят,

опрыскивают.

Теоретическая база опыта.

В своей работе опиралась на труды:

С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников»;

О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в дошкольных

образовательных учреждениях»;

О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»;

Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»;

Н. М. Совгир «Детское экспериментирование»;

Н. Н. Поддьяков «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста»;

Н. В. Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»;

Г. П. Тугушева, А. У. Чистякова «Экспериментальная деятельность в детском

саду»;

О. А. Воронкович «Добро пожаловать в экологию. Занимательные

эксперименты»;

О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко «Экологические проекты в детском

саду 2.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий,

содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Работа по формированию экологического мировоззрения реализуется

благодаря созданной целостной системы воспитания и формирования

личности. Целостность системы обеспечивается единством учебных и

воспитательных потребностей, а также единством методических подходов.

Основное содержание строится с учетом возрастных особенностей

воспитанников. Учитывается принцип прогностичности, т. е. повседневная

работа каждого о сохранении природной среды не только в нашей жизни, но

и для будущих поколений.

Технология состоит из двух разделов:

1) эколого-оздоровительная работа

Задача: формирование у детей целостного взгляда на природу и место

человека в ней, выработка навыков здорового образа жизни.

Взаимодействовать с окружающей средой воспитанники учатся во

время походов, экскурсий, прогулок, специальных занятий. При этом

расширяется их кругозор, формируются нравственные и волевые качества,

укрепляется здоровье.

2) эколого-развивающая среда.

Задача: развитие познавательных способностей средствами окружающего

мира.

Создание эколого-развивающей среды – одно из условий экологического

воспитания. Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет не

только наблюдать, но и принимать непосредственное участие в практической

экспериментальной деятельности.

В целях экологического образования проводятся целевые экскурсии,

которые выполняют познавательную, развивающую и оздоровительную

функции.

Используемые формы работы: наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с

людьми эколого-биологических профессий, обсуждение и обыгрывание

проблемных ситуаций, ролевые игры, экологические игры помогают

воспитанникам стать активными участниками воспитательного процесса,

стимулируют их самостоятельность, творческую активность.

Невозможно приобщить ребенка к охране окружающей среды, если не

заинтересовать его, и если он сам не будет принимать участие в этом

процессе. Поэтому каждый воспитанник с интересом и желанием принимает

участие в этих мероприятиях.

Технология опыта заключается в умелом сочетании различных форм

работы, направленных на социализацию личности с опорой на практическую

и экспериментальную деятельность и обусловлена важностью

природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и

изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений

подрастающего поколения с окружающей средой.

Проводя мероприятия, я выбираю темы, расширяющие кругозор

воспитанников, формирующие не только необходимые компетенции, но и

нравственные качества, поскольку природа – неисчерпаемый источник для

саморазвития.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и

явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда

должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети

получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в

старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные

поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого

явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их

знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды,

растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у

детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность,

мыслительную деятельность.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и

развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем

воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких

праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных

произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы,

сколько включённость детей в переживание событий, в осознание

экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета

разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у

детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь

героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой

мною признана организация проектной деятельности дошкольников. Данная

деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в

совместную творческую, продуктивную деятельность и формировать

настоящее сообщество детей и взрослых. Я считаю, что метод проектов

сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в

обучении, связь теории с практикой.

В своей работе с детьми по воспитанию экологической культуры у дошкольников я использую традиционные формы работы:

-НОД и интеграция образовательных областей: познавательное развитие (природный мир, социальный мир, речевое развитие, художественное развитие, труд, музыка;

-наблюдения за животными и растениями на прогулке и в уголке природы;

-экскурсия и целевые прогулки по территории д/с (по экотропе) и в природе (в парк, поле, луг);

-циклические наблюдения и работа с календарями природы;

-сбор коллекций семян, камней, листьев;

-опыты, поисковая деятельность, создание проблемных ситуаций;

-экологические досуги, народные праздники, фольклорные вечера;

-беседы, экологические сказки, чтение художественной литнратуры на экологические темы;

-посещение музеев, детской библиотеки;

-дидактические игры, в том числе и авторские игры; подвижные игры.

-Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

Новизна инновационной деятельности:

-использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;

-детская проектная деятельность;

-детская экспериментально-исследовательская деятельность;

-использование музейной педагогики;

-использование новых форм работы с семьями воспитанников.

Для детей были приготовлены обширные познавательные и

развлекательные программы: фотовыставка «звери-легенды», мультфильмы о

животных, мастер-класс поделок из бумаги, кукольный театр, чаепитие.

Таким образом я постоянно привлекаю детей и их родителей к тесному

общению с природой, познанию мира флоры и фауны.

Анализ результативности опыта.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные

результаты:

- сформированы начала экологической культуры у детей;

- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям

природы, экологическое мышление;

- дети учатся практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в

умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои

впечатления через различные виды деятельности.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

На первом этапе я проверила уровень экологической воспитанности

детей по методике Н. Н. Кондратьевой, Т. А. Марковой, также провела

анкетирование родителей на предмет экологического воспитания в семье.

Диагностика показала, что дети могут называть небольшое количество диких

и домашних животных, хуже птиц и насекомых. В редких семьях имеются

домашние животные, не все родители читают детям произведения о природе,

а отдыхая на природе не рассказывают, не наблюдают за природными

объектами. Поэтому в дальнейшем я запланировала работу не только с

детьми, но и разработала план работы с родителями.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Опыт может быть востребован воспитателями,

педагогами дополнительных образований. В целях обмена

опыта с коллегами, я провожу открытые занятия.

Создана система работы по развитию экологического воспитания дошкольников по объектам экологической тропы. Имеется методическое обеспечение:

-перспективное планирование работы с детьми и родителями;

-схема маршрута экологических троп на территории детского сада, подобранный методический материал для изучения объектов, находящихся на тропах;

-методические копилки деревья, цветы, птицы, звери нашего края;

-гербарий растений, собранный семьями воспитанников, активно используется в нашем ДОУ.

Публикации по теме:

Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Осень. Занятие 1. Беседа о лете. Дидактическая игра «Когда это бывает?». Опыт «Вода нужна всем». Художественное творчество детей.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Из опыта работы по реализации и достижению целей Проекта, мы отметили, что наши воспитанники проявляют большой интерес к произведениям.

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Морозова Марина Юрьевна Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта: осень - сентябрь, октябрь, ноябрь;.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Проблема экологического воспитания и привитие подрастающему поколению экологической культуры с дошкольного возраста возникла, в первую.

Участие родителей в работе по реализации проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Участие родителей в работе по реализации проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Совместно с родителями были проведены мероприятия: - анкета для родителей, определяющая их отношение к эколого – краеведческому воспитанию.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое образование – это формирование у детей знаний и представлений.

«Зеленые друзья нашей группы». Экологическое воспитание детей дошкольного возраста«Зеленые друзья нашей группы». Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - важная составляющая процесса гармоничного развития. Поэтому знакомство с природой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педопыт «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 декабря 2021 в 10:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педопыт «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кижваткина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД