Светлана Кижваткина
Педопыт «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление педагогического опыта воспитателя
«МДОУ Детский сад 66» :
Кижваткиной Светланы Васильевны воспитателя «МДОУ
детский сад 66» : «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Формирование целостного экологического мировоззрения и этических
ценностей по отношению к природе у воспитанников дошкольных
учреждений имеет большое значение в связи с тем, что данные учреждения
Публикация «Педопыт „Экологическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
являются важнейшим звеном социализации детей, где среди других
ценностей усваивается ценность осознания каждым ответственности за
судьбу нашего общего дома – планеты Земля, формируется мотивация
правильного отношения к природе и к своему здоровью, т. к. состояние
окружающей среды во многом обусловливает здоровье человека.
Мир природы – большая ценность для личностного развития человека:
через призму экологических знаний и убеждений, чувств и поступков
формируются нравственные, интеллектуальные, эстетические сферы
личности, развиваются творческие способности.
В связи с вышесказанным, экологическое воспитание является
актуальным и перспективным направлением как в социализации личности,
так и во всестороннем ее развитии.
XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования
названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении
глобальных проблем выживания и развития человечества. Следовательно,
стратегия развития образования XXI века должна разрабатываться с учетом
гуманизации и экологизации.
По данной проблеме я работаю с 2015 года.
. Все составляющие подобного комплексного подхода к
экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения
существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к
природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир
неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе
практической деятельности по уходу за комнатными растениями,
обитателями живого уголка и т. д.
Цель экологического образования : Сформировать у дошкольников нравственно-патриотическое отношение природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, флору, бережно распоряжаться ее богатствами.
Объект исследования: Процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия
возникновения, становления опыта.
Работая дети больше других склонны к общению с природой, и, что
природа для них является той средой, где ребенок раскрепощается,
становится более наблюдательным, активным, любознательным.
За время своей работы я убедилась, что для успешной социализации и
всестороннего развития личности важным является общение воспитанников с
природой. Поэтому я посчитала необходимым выделить работу по
формированию экологического целостного мировоззрения и этических
ценностей по отношению к природе в отдельное направление своей
деятельности. Веками человек был потребителем по отношению к природе:
жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня
возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского
уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение.
И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте
усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш
воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние
природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов,
тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.
Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту,
где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
«Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна
Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».
Таким образом я поставила перед собой следующую цель:
-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).
Педагогическая идея - формировать систему экологических знаний и представлений
(интеллектуальное развитие) ;
- развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать
красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за
растениями и животными, по охране и защите природы.
-У нас имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы,
дидактические пособия, игры экологического содержания.
- В группе создан уголок природы, который знакомит детей с
комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и
развития, для наблюдений и труда в природе
- Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так,
что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети
стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полят,
опрыскивают.
Теоретическая база опыта.
В своей работе опиралась на труды:
С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников»;
О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в дошкольных
образовательных учреждениях»;
О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»;
Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»;
Н. М. Совгир «Детское экспериментирование»;
Н. Н. Поддьяков «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста»;
Н. В. Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»;
Г. П. Тугушева, А. У. Чистякова «Экспериментальная деятельность в детском
саду»;
О. А. Воронкович «Добро пожаловать в экологию. Занимательные
эксперименты»;
О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко «Экологические проекты в детском
саду 2.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий,
содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Работа по формированию экологического мировоззрения реализуется
благодаря созданной целостной системы воспитания и формирования
личности. Целостность системы обеспечивается единством учебных и
воспитательных потребностей, а также единством методических подходов.
Основное содержание строится с учетом возрастных особенностей
воспитанников. Учитывается принцип прогностичности, т. е. повседневная
работа каждого о сохранении природной среды не только в нашей жизни, но
и для будущих поколений.
Технология состоит из двух разделов:
1) эколого-оздоровительная работа
Задача: формирование у детей целостного взгляда на природу и место
человека в ней, выработка навыков здорового образа жизни.
Взаимодействовать с окружающей средой воспитанники учатся во
время походов, экскурсий, прогулок, специальных занятий. При этом
расширяется их кругозор, формируются нравственные и волевые качества,
укрепляется здоровье.
2) эколого-развивающая среда.
Задача: развитие познавательных способностей средствами окружающего
мира.
Создание эколого-развивающей среды – одно из условий экологического
воспитания. Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет не
только наблюдать, но и принимать непосредственное участие в практической
экспериментальной деятельности.
В целях экологического образования проводятся целевые экскурсии,
которые выполняют познавательную, развивающую и оздоровительную
функции.
Используемые формы работы: наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с
людьми эколого-биологических профессий, обсуждение и обыгрывание
проблемных ситуаций, ролевые игры, экологические игры помогают
воспитанникам стать активными участниками воспитательного процесса,
стимулируют их самостоятельность, творческую активность.
Невозможно приобщить ребенка к охране окружающей среды, если не
заинтересовать его, и если он сам не будет принимать участие в этом
процессе. Поэтому каждый воспитанник с интересом и желанием принимает
участие в этих мероприятиях.
Технология опыта заключается в умелом сочетании различных форм
работы, направленных на социализацию личности с опорой на практическую
и экспериментальную деятельность и обусловлена важностью
природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и
изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений
подрастающего поколения с окружающей средой.
Проводя мероприятия, я выбираю темы, расширяющие кругозор
воспитанников, формирующие не только необходимые компетенции, но и
нравственные качества, поскольку природа – неисчерпаемый источник для
саморазвития.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и
явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда
должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети
получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в
старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные
поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого
явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их
знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды,
растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у
детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность,
мыслительную деятельность.
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и
развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем
воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких
праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных
произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы,
сколько включённость детей в переживание событий, в осознание
экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета
разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у
детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь
героям или решить возникшую проблемную ситуацию.
Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой
мною признана организация проектной деятельности дошкольников. Данная
деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в
совместную творческую, продуктивную деятельность и формировать
настоящее сообщество детей и взрослых. Я считаю, что метод проектов
сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в
обучении, связь теории с практикой.
В своей работе с детьми по воспитанию экологической культуры у дошкольников я использую традиционные формы работы:
-НОД и интеграция образовательных областей: познавательное развитие (природный мир, социальный мир, речевое развитие, художественное развитие, труд, музыка;
-наблюдения за животными и растениями на прогулке и в уголке природы;
-экскурсия и целевые прогулки по территории д/с (по экотропе) и в природе (в парк, поле, луг);
-циклические наблюдения и работа с календарями природы;
-сбор коллекций семян, камней, листьев;
-опыты, поисковая деятельность, создание проблемных ситуаций;
-экологические досуги, народные праздники, фольклорные вечера;
-беседы, экологические сказки, чтение художественной литнратуры на экологические темы;
-посещение музеев, детской библиотеки;
-дидактические игры, в том числе и авторские игры; подвижные игры.
-Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
Новизна инновационной деятельности:
-использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;
-детская проектная деятельность;
-детская экспериментально-исследовательская деятельность;
-использование музейной педагогики;
-использование новых форм работы с семьями воспитанников.
Для детей были приготовлены обширные познавательные и
развлекательные программы: фотовыставка «звери-легенды», мультфильмы о
животных, мастер-класс поделок из бумаги, кукольный театр, чаепитие.
Таким образом я постоянно привлекаю детей и их родителей к тесному
общению с природой, познанию мира флоры и фауны.
Анализ результативности опыта.
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные
результаты:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям
природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в
умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои
впечатления через различные виды деятельности.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
На первом этапе я проверила уровень экологической воспитанности
детей по методике Н. Н. Кондратьевой, Т. А. Марковой, также провела
анкетирование родителей на предмет экологического воспитания в семье.
Диагностика показала, что дети могут называть небольшое количество диких
и домашних животных, хуже птиц и насекомых. В редких семьях имеются
домашние животные, не все родители читают детям произведения о природе,
а отдыхая на природе не рассказывают, не наблюдают за природными
объектами. Поэтому в дальнейшем я запланировала работу не только с
детьми, но и разработала план работы с родителями.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опыт может быть востребован воспитателями,
педагогами дополнительных образований. В целях обмена
опыта с коллегами, я провожу открытые занятия.
Создана система работы по развитию экологического воспитания дошкольников по объектам экологической тропы. Имеется методическое обеспечение:
-перспективное планирование работы с детьми и родителями;
-схема маршрута экологических троп на территории детского сада, подобранный методический материал для изучения объектов, находящихся на тропах;
-методические копилки деревья, цветы, птицы, звери нашего края;
-гербарий растений, собранный семьями воспитанников, активно используется в нашем ДОУ.