Дарья Лобанова
Педагогическое партнерство ДОО в формировании ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Исследуя данную тему, мною была выделена актуальность проблемы, она связана с ухудшением здоровья страны на современном этапе социогенеза. Возникает насущная необходимость в глубоком переосмыслении сложившихся ранее представлений о методологических подходах к укреплению здоровья людей. Возникают противоречия между потребностью общества в воспитании здоровой личности, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения с другой. Так же между имеющимися потенциальными возможностями формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников в процессе педагогического партнерства ДОО и семьи и отсутствием моделей педагогического партнерства ДОО и семьи в данном аспекте. Сегодня в сфере дошкольного образования происходят большие изменения, направленные, прежде всего, на улучшение его качества.
Публикация «Педагогическое партнерство ДОО в формировании ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утверждает, в качестве основных, следующие принципы:
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития и их взаимодействия с людьми;
- приобщения детей к традициям семьи, общества и государства.
ФГОС ДОО является основой для реализации Программы, которая направлена на создание форм партнерства и общения, ролевых и межличностных отношений всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию. Выполнение этих требований во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОО.
Одним из требований к реализации программы дошкольного образования является построение партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников в целях осуществления развития каждого ребенка, вовлечения семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. Работа с семьей – один из самых трудных видов профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить традиционными методами. А они существенно влияют на самочувствие и благополучие и ребенка, и взрослого. Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний.
Педагогическое партнерство предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОО и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о необходимости нововведений в партнерские взаимоотношения ДОО с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОО по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей, начиная со старшего дошкольного возраста. Все это позволяет рассматривать методическую работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОО на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим встает вопрос поиска и осуществления современных форм партнерских взаимоотношений ДОО с семьей по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников.
Партнерство предполагает более активное участие семьи в процессе ДОО.
Чтобы можно было добиться поставленных целей, необходимо решить ряд задач:
1. Совершенствовать стиль партнёрских отношений.
2. Создать условия для благоприятного климата социального партнерства с родителями.
3. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
4. Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДОО.
В связи с этим, следует выделить принципы организации взаимодействия с родителями:
1. Открытость детского сада для семьи.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня, вряд ли, принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
4. Индивидуальный подход.
Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского сада и семьи предполагает:
- изучение семьи (ее структуры, психологического климата, принципов семейных отношений, стиля жизни, социального статуса отца и матери, особенностей домашней педагогической системы);
- изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольной организации;
- систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки);
- обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольной организации.
Для сближения родителей с ДОО по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни реализуется ряд программ, предусматривающих общение в семейных клубах, родительских гостиных, проведение совместных праздников, встреч с известными спортсменами. Большую роль играют практические формы участия родителей в деятельности учреждения совместно с детьми, например проекты, направленные на формирование ценностного отношения к ЗОЖ.
Реализация модели педагогического партнерства позволяет добиться следующих результатов:
- создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным;
- достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;
- снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей;
- признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка;
- повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;
- гармонизация детско-родительских отношений;
- повышение уровня включенности родителей в деятельность ДОО;
- эмоциональная взаимоподдержка, атмосфера взаимопонимания, общность интересов;
- контроль родителей за деятельностью дошкольной организации;
- сотрудничество родителей дошкольного возраста с ДОО
Проблема здоровья детеи дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к неи не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника.
В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровье сберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных учреждений. Использование педагогами наиболее эффективных технологий позволит сформировать основы здорового образа жизни, развить у ребенка чувство сопереживания другим людям, определенные навыки саморегуляции.
Одновременно с использованием инновационных технологий важнеишим фактором воздеиствия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связеи. Родительская любовь обеспечивает
детям эмоциональную защиту и психологическии комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздеиствию.
Одинаковые формы взаимодеиствия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированныи подход, учитывать социальныи статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителеи деятельностью ДОО. Необходимо разработать такие новые формы и методы работы с родителями, которые могли бы отвечать задачам ДОО, интересам и потребностям родителеи, возможностям педагогов. Целью работы с родителями, является не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них «педагогической компетенции» и коррекция их педагогической позиции, позволяющая понимать своего ребенка, строить правильно общение с ним и совместную деятельность. Для этого педагогам дошкольных образовательных организаций необходимо выстраивать свою оригинальную модель взаимодеиствия с родителями, направленную на формирование ценностей здорового образа жизни у дошкольников. Основой модели должно быть не только воспитание физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) создать развивающую среду - пространство самореализации;
2) помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;
3) сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям;
4) стимулировать дошкольника включиться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутреннеи активности личности;
5) направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителеи на развитие и закаливание организма ребенка;
6) формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья. Организуя педагогическое партнерство педагогов и родителеи в формировании здорового образа жизни, необходимо найти ответы на вопросы: «Как заинтересовать родителеи?», «Какие формы взаимодеиствия необходимо разработать?» Для достижения поставленной цели, формирования потребности здорового образа жизни воспитанников и их родителеи реализуются следующие формы работы : дни открытых двереи, презентация спортивных достижений членов семьи, совместное участие в спортивных состязаниях, праздниках, оформление информационных стендов, консультационная служба «Семья», туристические походы, прогулки. Таким образом, в результате работы по формированию потребности здорового образа жизни воспитанников и их семеи повышается интерес родителеи к двигательной активности своих детеи, прослеживается динамика роста физических качеств. Снижается процент простудных заболеваний. Становится реальностью готовность родителеи к конструктивным партнерским взаимоотношениям с сотрудниками ДОО, осознанное отношение к многообразию своих воспитательных функций в семье. У детеи появляется устойчивый интерес к постоянным физическим упражнениям, семеиным традициям в сфере физического воспитания, формируется понятие о вредных привычках и негативное отношение к ним. Изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой мной проблеме позволило сделать вывод, что без активного взаимодеиствия в системе «ребенок - родитель - педагог» невозможно эффективное развитие здорового ребенка.