Наталия Выхорь
Роль дошкольного образовательного учреждения в формировании здорового образа жизни у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ здорового образа жизни у детей – важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере формирование основ здорового образа жизни. Не уделяется достаточного внимания планированию работы педагогов, совместной работе с семьей по формированию основ здорового образа жизни, реализации роли взрослого в данном процессе. Также отмечается недостаток разработанных рекомендаций по организации предметно-пространственной среды, и соответствующего методического обеспечения.
Публикация «Роль дошкольного образовательного учреждения в формировании здорового образа жизни у старших дошкольников» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2018
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы, и именно на ранней стадии развития, ребенку необходимо помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить дошкольника самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому очень важно сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них навыки здорового образа жизни на ранних этапах развития.
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Приоритетным направлением работы детского сада должно быть физическое развитие ребенка, сохранение его здоровья. Проблема оздоровления детей – действие не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематическая, спланированная работа всего педагогического коллектива и конечно, родителей. Вся жизнедеятельность ребенка в детском саду должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому целью работы педагогов является формирование у детей представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Необходимо научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного.
Данная цель реализуется посредством поставленных задач:
- дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, состоянии
собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем;
- помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно-гигиенических навыков;
- расширять знания детей о здоровой и полезной пище, о правильном питании, его значимости;
- формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения – мотивов укрепления здоровья.
Эти задачи в ДОУ решаются благодаря целостной системе по сохранению физического, психического и социального благополучия детей, способствующей приобщению к ценностям, и прежде всего, к ценностям здорового образа жизни. Физическому развитию и здоровью отводят ведущие позиции.
Учитывая, какое влияние оказывает на детей дошкольного возраста художественное слово, детская книга, в просветительской работе применяют сказки, рассказы, потешки, прибаутки, песенки по теме здорового образа жизни.
В игровой, сказочной форме дети должны осваивать приемы самомассажа, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, развивать двигательные навыки. Знакомятся со строением тела, значением каждого жизненно важного органа для человека и т. п.
Очень нравятся малышам занятия физической культурой в сюжетно-ролевых музыкально-ритмических игр.
Также необходимо проводить беседы с детьми, посвященные ЗОЖ – утренней гимнастике, закаливанию, подвижным играм. Веселые стихи и сказки вызывают интерес к спортивным занятиям, способствую формированию полезных привычек.
Детский фитнес- это отличная возможность для ребенка выплеснуть накопившуюся энергию, весело и с пользой провести время в детском саду. При использовании занятий детским фитнесом важно индивидуально подходить к каждому ребенку, подбирать такие упражнения, выполняя которые дети чувствуют себя наиболее комфортно, ведь все дети в группе разные. Кто-то любит подвижные игры, кто-то танцы, кто-то театрализованные постановки. Ребенок- дошкольник не развивается автономно. Он полностью зависит от взрослых, которые его окружают и своим поведением дают ему положительный или отрицательный пример.
По-настоящему в ребенке может укорениться лишь то, что воспитано в семье. Родители в присутствии ребенка должны контролировать каждый свой шаг, нести в себе те идеалы, которые они хотели бы привить ребенку. Чтобы ребенок рос здоровым, сознательное отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь у родителей.
Особое место в дошкольном образовательном учреждении уделяется работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с детским садом является основной социальной культурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Для более эффективной совместной работы с родителями в детском саду используют как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников. Это беседы и консультации, рекомендации врачей и медперсонала, мини-библиотека по темам приобщение дошкольников к ЗОЖ, видеофильмы по данной тематике.
В детском саду можно проводить дни открытых дверей, когда родители приглашаются в детский сад для просмотра физкультурно-оздоровительной работы педагогами кружков по направлению здорового образа жизни.
Большое внимание уделяется организации дневного сна воспитанников. Для засыпания используют различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика в сочетании с игровым массажем. Вечером, когда дети немного устают, проводят «минутки расслабления», «минутки шалости», «минутки смехотерапии».