Нелля Сизова
Использование современных образовательных технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые педагоги!
В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека. Впервые о необходимости валеологической культуры и ее сущности высказался крупнейший отечественный микробиолог, врач, Илья Ильич Мечников. Он считал, что «самое главное – научить человека правильному безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующему здоровью и отказа от всего вредного». Сохранение и укрепление здоровья детей, в частности дошкольника, проблема государственного уровня, которая определена в нормативно – правовых документах. Формирование у ребенка понятий о здоровом образе жизни, навыков безопасного для жизни поведения должно строиться на воспитании тех или иных привычек. Привычка чаще всего формируется на основе навыка. Очень важно, чтобы привычки формировались вовремя. Выдающийся педагог – реформатор, автор «педагогики сердца» Януш Корчак писал: «Детям совершенно так же, как и взрослым хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают,что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься». Свою работу по формированию у детей правильного отношения к своему здоровью я условно разделила на три группы:
Публикация «Использование современных образовательных технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
«Я и мое здоровье».
«Я и другие люди».
«Я и природа».
Поставила перед собой цель:
• Построить образовательный процесс таким образом, чтобы дети могли усвоить как можно больше информации.
• Изучить интересные нетрадиционные технологии, необычные игры.
• Привлечь родителей к работе по формированию у детей правильного отношения к своему здоровью.
Человек получает информацию из окружающего мира благодаря разным органам чувств: слуху, зрению, обонянию, осязанию, вкусу. Все эти органы чувств я старалась включить во время образовательной деятельности с детьми одновременно. Чем больше органов задействовано, тем лучше запомнится материал. Помогали мне в этом и мнемотехнические приемы, и приемы эйдотехники (эйдос – воображение).
При проведении Организованной образовательной деятельности мы следуем таким требованиям:
• использование инновационных технологий;
• реализация дидактических принципов;
• логика построения;
• эмоциональный компонент.
Начинается ООД с путешествия, в которое мы отправляемся с детьми под звуки моря, под шум ветра, дождя. Во время путешествия с детьми происходят разные события, дети получают задания, рассматривают коллажи, заполняют мнемотаблицы, играют. В каждом ООД по 7 заданий. Благодаря мнемотехническим приемам все успеваем делать в положенное время, не перегружая детей, соблюдая нормы нагрузки.
Коллажи – учебные пособия, сделанные своими руками, выполняющие следующие задачи:
• развитие памяти,
• умение рассказывать;
• обучающая задача, так как они содержат различную информацию.
Мнемотаблица – это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию. Общие задачи всех мнемотаблиц:
- развитие памяти, логики, смекалки,
- развитие умения связно мыслить,
- развитие образного мышления.
В одном из заданий используем моделирование. Это карточки с «докторами природы», с нарисованными фигурками, которые выполняют то, или иное движение. Для самостоятельной деятельности по оздоровлению организма незаменимы разные виды гимнастик в картинках (для самостоятельного выполнения, но под контролем воспитателя). Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, явлений, при формировании знаний.
После ознакомления с темой «Кожа и уход за ней» дети осваивают игру с тактильными дощечками, которые развивали у детей речь, воображение, образную память, мышление. Дети сами почувствовали, как важно беречь свой организм от повреждений, что даже кожа на кончиках пальцев, кожа на руках играет такую важную роль в восприятии мира.
В разделе работы «Я и другие люди» формируем у детей понятие о психическом здоровье. Объясняем, что здоровье зависит и от поведения их самих, от отношения к другим людям, т. е. от умения ладить с другими людьми. Применяя технологию эйдотехники, учим стихи «Настроение». Все стихотворение закодировано в рисунках. Дети отлично справляются с таким запоминанием стихов, так как уже играл в игру «Разведчики» и научились кодировать рисунками свои донесения, затем игра переходит в задания воспитателя.
Рассказываем детям и о вежливости, ведь это знак внимания к людям, умение общаться друг с другом. Процесс обучения проходит с использованием игровых технологий. Дети во время обучения правилам этикета выполняют игровые задания. Это и лабиринты, и кроссворды и ребусы.
Для запоминания очень важна эмоциональная составляющая. В этом безусловное первенство за художественной литературой. Рассказы Н. Носова находят живой отклик в душе детей и многие поступки героев этих рассказов лучше понимаются ребятами.
Здоровье человека связано с семьей. Очень важный аспект - семейный иммунитет. Без работы с родителями невозможно продвижение по формированию у детей здорового образа жизни. Это и личный пример, и усилия самих родителей по воспитанию. Мы применяем такую форму работы, как мастер-класс: «Как провести досуг с пользой и интересом», «Валеологические игры, сделанные своими руками», «Игры на прогулке», «Безопасное путешествие в сказку» (театрализация дома, «Волшебные точки», «Упражнения с помощью массажной щетки и орехов»и др.
На здоровье человека оказывает влияние много факторов и один из них – это привычки и поведение. Сформировать их во время наша задача.