Ольга Мамонтова
Педагогический совет «Современная практика организации игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Современная практика организации игровой деятельности»
Автор: Мамонтова О. П. – методист СП детский сад «Красная Шапочка» ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с. Большая Глушица
Форма организации : деловая игра.
Цель: повысить значимость игры в воспитательно-образовательном процессе ДО, как основного вида деятельности детей.
План педсовета :
1. Выполнение решения предыдущего педсовета – заведующий Соколова Л. Н.
2. Вступительное слово методиста «Современная практика организации игровой деятельности».- Мамонтова О. П.
Публикация «Педагогический совет „Современная практика организации игровой деятельности“» размещена в разделах
3. Результаты тематической проверки. Результаты анкетирования педагогов.
4. Консультация: «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры» - Т. А. Ледяева Т. А., «Подвижные игры, как условие повышения двигательной активности детей» - Терехова Н. А., «Роль игры в формировании социально-психологического климата детей в группе».
5. Мозговой штурм
6. решение педагогических ситуаций
7. Круглый стол. «Гендерный подход в организации игровой деятельности дошкольников»
8. Домашнее задание (атрибуты к сюжетно – ролевой игре, конспект сюжетно – ролевой игры).
9. Принятие решения.
Ход педсовета:
1. Итоги выполнения решения предыдущего педсовета.
2. Вступительное слово методиста
Начать сегодняшний педсовет хотелось бы со стихотворения
«Вернитесь в своё детство,
Побудьте с нами в нём,
И лучшими друзьями
мы взрослых назовём»
Игра- что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад. А. С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Педагоги стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т. е. обучить и подготовить к школе. Время, отведённое для игры, заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности.
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. В свете современных требований выделяются два возможных пути организации игры в д/с. Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогике воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка; в соответствии со вторым путем игра, в ее естественной форме является видом деятельности, в которой ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал. Ребенок должен иметь возможность на только воспроизводить и повторять созданное другими, но и сам выступать в роли творца.
Условия успешного руководства игрой :
*Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.
*Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с искренним интересом, без обидного снисхождения.
*Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относится к детской выдумке, созданному ребёнком образу. Эти и другие вопросы мы и попытаемся решить на сегодняшнем заседании Педсовета.
3. Аналитическая справка. Анализ анкетирования педагогов.
4. Консультации воспитателей.
5. Мозговой штурм - вопрос каждой команде (ответы пишем в «домиках»)
• Творческий характер сюжетно- ролевой игры определяется наличием …. (замысла)
• Что является структурным компонентом игры? …. (сюжет, содержание, роль)
• Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно- ролевой игры …. (мышление, воображение, память)
• Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… (сюжет)
• Один из принципов организации сюжетно- ролевой игры – это …. (наличие атрибутов)
• Назовите гигиенические условия организации сюжетно- ролевой игры. (наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек)
• Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно- ролевую игру
(оказывать поддержку в игре, выдвигать на центральные роли)
• Назовите этапы становления с/р игры (воспроизведение действий, становление ролевого поведения, сюжетосложение)
• Назовите сюжетно- ролевые игры с производственным сюжетом ("магазин", "поликлиника", "кафе", "школа", "парикмахерская", "автосервис" и т. д.
• общественно-политическим сюжетом ("в войну", "в индейцев", "в митинг", "в выборы", "в спасателей" и т. д.)
• Составьте перечень оборудования для с/р игры (Каждая команда выбирает табличку сами).
6. Круглый стол. «Гендерный подход в организации игровой деятельности дошкольников» - Полоролевое воспитание, по мнению исследователей и ученых всего мира, должно начинаться в буквальном смысле с пеленок, ведь оно означает воспитывать не просто ребенка, а представителя определенного пола: учить девочку быть именно девочкой, а мальчика — именно мальчиком. К сожалению, в большинстве детских садов и школах пока преобладает «бесполое» воспитание. И иногда такое равенство оправданно. Например, все дети должны уметь считать, читать и писать. Одним из ведущих условий формирования позитивной половой идентичности ребенка и закрепления у детей положительных стереотипов поведения выступает развивающая предметно-пространственная среда, которая дает возможность ребенку актуализировать и закреплять в деятельности формирующиеся способы полоролевого поведения.
- Роль взрослого заключается в том, чтобы направить усилия детей на использование отдельных элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Ученые установили, что особая роль в полоролевом воспитании девочек и мальчиков принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков должен осуществляться тщательно. А что делать, если девочка или мальчик взяли игру или игрушку «не для него»?
- Предлагаю вам такое Задание. В коробке несколько предметов. Выберите предмет и придумайте, в какую игру с этим предметом можно играть девочке, а в какую — мальчику (корабль, самолет, веревка, кастрюля, больничный халат, автомобиль)
А теперь хотелось бы побеседовать с вами о стереотипах, связанных с гендерным воспитанием. Я буду зачитывать стереотип, вы - комментировать
Дискуссия на тему: «Стереотипы в гендерном воспитании»
Стереотип 1. Девочки послушнее мальчиков. На самом деле, если девочки и послушнее мальчиков, то только в раннем возрасте. И если продолжать навязывать такой стереотип дочери и дальше – в итоге мы получим совершенно безынициативное и безвольное существо, которое не сможет постоять за себя, особенно если агрессором будет выступать мужчина – ведь она девочка, а значит, должна быть послушна
Стереотип 2. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят логически. Это абсолютно неверно. На самом деле способность решать сложные задачи и мыслить логически никак не зависит от пола ребенка. Действуя таким образом, мы в очередной раз подчеркиваем превосходство мальчиков над девочками.
Стереотип 3. Девочки более чувствительны, тяжелее переносят боль, страдание. На самом деле все с точностью до наоборот! Именно мужчины тяжелее переносят боль, им сложнее дается сохранение самообладания в некоторых ситуациях. Но, «благодаря» воспитанию, они, как правило, сдерживают слезы, делают вид, что им не больно, и строят из себя «железных парней» - ведь «мужчина не должен плакать»! таким образом, с самого раннего детства, мы заставляем наших сыновей сдерживать себя, считая проявления чувств чем-то низким, недостойным мужчины. А ещё одним доказательством выносливости девочек служит то, что рожают все-таки не мужчины, а женщины.
Стереотип 4. Мальчики более агрессивны, чем девочки. Если мальчики когда-то и становятся агрессивнее девочек, то это в 2-3 года, когда у ребенка происходит формирование устойчивых черт личности и он стремится к самоутверждению. На самом же деле агрессия может проявляться как у девочек, так и у мальчиков. А внушение детям такого стереотипа приведет только к тому, что агрессию в свою сторону девочка будет воспринимать как должное, а мальчик будет считать нормальным явлением приступы своей агрессии.
Стереотип 5. Девочки более спокойны, а мальчики – активны. Зависимости активности от пола ребенка исследователи не замечали. Такой стереотип могло сформировать то, что мальчики чаще дерутся в детском возрасте, а девочки обычно ведут себя тише. Но это не значит, что девочки не могут заниматься спортом или сплавляться на байдарках, а мальчики не в силах сидеть дома за роялем или книгой.
Стереотип 6. Девочки общительнее мальчиков, они больше любят большие шумные компании. На самом деле девочки обычно любят компании 1-2 подруг, а вот мальчики, напротив, объединяются в большие группы, да и к коллективным играм они склонны больше. А установки, навязываемые родителями девочкам-интровертам или мальчикам-экстравертам, могут просто поломать личность ребенка.
Какую бы программу обучения мы ни выбрали, давайте помнить, что главное наше призвание — это дети, наше будущее. А каким оно будет, во многом зависит от нас. И пусть, когда наши воспитанники станут взрослыми мужчинами и женщинами, папами и мамами, они будут счастливыми.
Домашнее задание
1. Презентация атрибутов к с/р играм воспитателями всех возрастных групп.
2. Презентация конспекта с/р игры
8. Решение педсовета :
1. Вводить игры и игровые приёмы разнообразного содержания во все режимные моменты, что должно быть отражено в рабочих планах.
2. Систематически планировать и проводить сюжетно- ролевые игры в соответствии с программными требованиями. (отв. все воспитатели)
3. Информировать родителей о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка, вовлекать родителей в организацию игровой деятельности детей. Подготовить консультацию для родителей о значении сюжетных игр для детей дошкольного возраста.