Мухьянова Альфия Равильевна
Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время игровой деятельности детей дошкольного возраста придается большое значение. Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста, являясь ведущим видом их деятельности.
«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего». В игре ребенок осваивает действительность, получает определенные знания и навыки. Каждый педагог ДОУ назовет множество задач, решаемых с помощью игры.
Публикация «Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей» размещена в разделах
В МАДОУ Д/с №57 играм детей отводится значительное место в режиме дня. В поле зрения воспитателей постоянно находится обновление предметно-развивающей среды, подбор игрового оборудования. Для воспитателей провожу теоретические и практические мероприятия по проблемам игровой деятельности. Это консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги, практическое решение проблемных ситуаций. Тематика мероприятий разнообразна: «Развитие дошкольников в игровой деятельности», «Роль воспитателя в организации игровой деятельности детей», «Игра и игрушка в жизни малышей», «Организация предметно-развивающей среды для развития игровых сюжетов» и т. д. Поддерживаю принцип организации игры : играть вместе с детьми, играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста. В планировании работы с родителями нашли отражение такие виды работы, как анкетирование «Во что играют дети дома?», фотовыставки «Мы играем», заседания «Маминой школы» по проблеме детской игры, распространение памяток, буклетов, рекомендаций.
Работая в детском саду, поняла, что показатели игровой деятельности детей требуют принятия эффективных мер по улучшению игры в ДОУ. Первое, с чем столкнулась в работе, что наши ребятишки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Изменилась и сама суть детской игры: она стала нерадостной, агрессивной, индивидуалистичной. Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что родители мало знают о том, чем и как занять ребёнка дома, в какие игры с ним поиграть. Большинство родителей, покупая малышу «робота» или Барби, игровую приставку, не задумываются о том, что могут навредить душе ребёнка, стать врагом семьи. Игрушки на наших глазах с каждым годом становятся всё более недобрыми, агрессивными, более того, происходит явная демонизация игрушки. Родители зачастую оберегают своих малышей от подвижных игр: «не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди», даже от здорового соперничества в подвижных играх. Сейчас особенно необходимо воссоздание игровой традиции : подвижных, дворовых, сюжетно-ролевых игр и игрового детского фольклора. Работая с детьми дошкольного возраста, пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе игры. Одним из путей решения этой проблемы является целенаправленное использование нетрадиционных методов и приёмов в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Диагностика игры дает возможность контролировать своевременность ее формирования у каждого ребенка.
Провела в своей группе мониторинг игровой деятельности на начало и конец года. При организации и наблюдениях за игровой деятельностью детей выявила проблему :
- низкая творческая активность детей в игре;
- несформированность навыков игры;
- несформированность привычки выполнять поручения, требующие коммуникативных навыков.
Основная цель моей работы - формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога. Свою работу построила по следующим направлениям:
- диагностика взаимоотношений детей до проведения работы, включающей игры;
-создание условий, необходимых в работе по развитию коммуникативной сферы;
-проведение системной работы по формированию положительных взаимоотношений детей в процессе игры.
Для решения поставленных задач наметила методы и приемы, которые использовала в целях обогащения содержания игр.
Подобраны мною подвижные игры, эстафеты, игровые задания, игры с речитативами. Использовала игры-упражнения с элементами ритмической гимнастики. Движения включали элементы народных, эстрадных, спортивных танцев. Мною в группе была создана картотека игр, подобрано музыкальное сопровождение свободной игровой деятельности. Проводила с детьми дидактические игры, игры с элементами ТРИЗ, игры-упражнения, с целью развивать внимание, логическое мышление, память, воображение. Внедрила в работу c детьми «игровой час». Основным приёмом организации такого «часа» являлся «игровой момент». Организация «игрового часа» предусматривала творческий подход: могла заменить игру, использовать музыкальное сопровождение, ввести дополнительные игровые персонажи, использовать художественное слово и др. Всё это повысило интерес детей к игре.
Большое внимание уделяла подвижным играм, играм, основанным на материале русского фольклора, подвижным музыкальным играм, театрализованным играм. Дети стали более раскрепощенными, научились более выразительно рассказывать сказки, стихи, движениями выражать характер героя. Одной из особенностей моей работы являлось использование малых форм народного фольклора (заговоры, прибаутки) для хороводных, народных игр, что способствовало воспитанию детей в национальных традициях.
Мною было проведено анкетирование среди родителей на тему: «Игра в жизни ребенка». В своей работе с родителями определила наиболее приемлемые формы взаимодействия. Старалась не ограничиваться только традиционными формами (беседы, собрания) работы. Большой популярностью пользовались информационные стенды, групповые уголки, папки-передвижки, в которых предлагала такие консультации: «Чем и как занять ребёнка дома?», «Игры, которые развивают мышление, память, воображение», «Развивающие игры и упражнения для детей». Проводила устные журналы и дискуссии на темы: «Почему ребёнку нужна игра?», «Игры для детей на все времена». Часто проводила анкетирование родителей, приглашала детского психолога. Мною были проведены семинары-практикумы, тренинги с прослушиванием магнитофонных записей на такие темы: «Учим детей правильно играть», «Энциклопедия игр». Предлагала родителям «деловые игры» с разбором проблемных ситуаций по видеосъё мкам: «Во что любят играть ваши дети?», «Какие игрушки нужны вашим детям?», «Кромешный мир компьютерных игр». Были организованы для родителей «Дни открытых дверей» с просмотром и проведением разнообразных игр, упражнений. Большое внимание уделяла индивидуальной работе с родителями. Предлагала памятки, бюллетени, проводила «душевные разговоры», причём темы выбирали сами родители через «Книгу предложений».
Совместно с родителями проводила развлечения, досуги, праздники: «Дворовые игры», «Игры нашего детства», «Игры народов мира», «Игры казаков».
Успешная игровая деятельность детей дошкольного возраста является необходимой для развития отдельных психических процессов и функций, и овладения социальным опытом.
Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Куклы барби, роботы, монстры, киборги, компьютеры не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание нетрадиционным методам и приёмам в развитии игровой деятельности, способствуя адекватной социализации ребенка.
Большое разностороннее влияние игр на личность ребенка позволяет педагогу использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана.