Еремина Ольга Евгеньевна
Педагогический совет «Повышение эффективности работы по использованию современных подходов к организации речевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы
«Повышение эффективности работы педагогов по использованию современных подходов к организации речевого развития дошкольников
в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
(март, 2018 г.)
План:
-Актуальность проблемы
-Итоги тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по использованию современных подходов к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Публикация «Педагогический совет „Повышение эффективности работы по использованию современных подходов к организации речевого развития“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
-Анализ условий в группах для организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
-Итоги оперативного контроля «Создание условий в ДОУ, необходимых для организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Ход пед. совета.
1. Актуальность.
Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения: создание условий в ДОУ, необходимых для развития речи детей дошкольного возраста. 21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть всё для их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему – то всё больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В чём же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Опыт работы показывает, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им зачастую некогда общаться с детьми и поэтому возрастает роль детского сада.
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится внимание к одной из задач деятельности воспитателя - это развитие речи детей.
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка.
Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали, что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение - развиваются через речь.
Как показывает практика, большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. Очень серьезно вступает вопрос о чистоте детской речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма.
Образовательная область «Речевое развитие»
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Основные цели и задачи
Развитие речи.
-Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
-Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи, диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
-Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Художественная литература.
-Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
-Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
2. Итоги тематической проверки.
Тематический контроль был проведен в соответствии с годовым планом работы ДОУ и с целью анализа состояния работы в ДОУ по использованию современных подходов к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
В ходе контроля были выявлены следующие результаты:
1. Уровень планирования работы с использованием современных подходов к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Планирование работы с использованием современных подходов к организации речевого развития дошкольников осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО и в соответствии с образовательной программой ДОУ.
Во всех группах систематически планируются:
-ОД
-Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
-Самостоятельная деятельность детей
-Работа с семьями воспитанников по данной теме
Рекомендации:
-Ежедневно планировать и проводить индивидуальную работу с детьми по речевому развитию, конкретно указывая тему и детей, с которыми она проводится.
-Планировать и проводить досуги и развлечение по развитию речи, с использованием различных видов театра.
2. Оценка профессиональных умений воспитателей.
Знание программы по развитию речи, целей и задач для детей своей возрастной группы; всех направлений работы по развитию речи.
Знание индивидуальных особенностей развитие речи каждого ребёнка своей возрастной группы.
Доступность речи для детей по форме и содержанию.
Умение точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов.
Умение творчески использовать готовые конспекты НОД (вносить необходимые изменения в ход НОД, корректировать цели в соответствии с индивидуальными особенностями детей).
Подбор демонстрационного и раздаточного материала.
Рациональное размещение материала.
Предварительная работа с детьми (беседы, организация наблюдений, чтение художественной литературы).
Удовлетворение двигательной активности (организация динамических пауз, физкультминуток).
Контроль за правильностью осанки во время работы детей за столами. Смена поз детей в течение ОД
Рациональный выбор динамических поз детей во время ОД (сидя за столами, сидя полукругом на стульчиках, сидя на ковре, стоя и т. д.).
Соответствие длительности ОД санитарно-гигиеническим нормам.
Использование разнообразных форм организации детей на НОД (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и коллективная работа детей).
Оправданность выбранных форм.
Оправданность и рациональность выбора методов и приёмов работы с детьми (игровые приёмы, приёмы привлечения внимания детей, приёмы активизации мышления и др.)
Умение регулировать поведение детей в процессе ОД, сохранность интерес детей в течение всего занятия.
Индивидуальная работа с детьми.
Рекомендации:
-корректировать ход ОД с учётом «обратной» связи (сократить время НОД в зависимости от степени утомления детей; сменить форму организации детей; вывести часть программного материала за рамки ОД; своевременно использовать динамическую паузу и. т. д.).
-продолжать работать над нравственным аспектом культуры речи, помнить, что главным является слово взрослого: насколько грамотной, выразительной, богатой будет речь воспитателя, педагога, настолько ребёнок будет подражать речи взрослого.
3. Анализ условий в группах для организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
В группах создана достаточная предметно-развивающая среда для речевого развития детей, которая грамотно используется педагогами для коллективной и индивидуальной работы с детьми по развитию связной речи. Во всех группах в достаточном количестве имеются наборы сюжетных картин и предметных картинок, разнообразный дидактический материал, развивающие речевые игры, настольно-печатные игры, творческие игры фабричные и изготовленные своими руками.
В каждой возрастной группе оформлен книжный уголок, где находится большое количество самых разнообразных книг, которые подобраны в соответствии с возрастом детей, театральный уголок. В каждой группе имеется ширма и куклы для обыгрывания и показа сказок. Во всех группах в достаточном количестве методическая литература и пособия по речевому развитию воспитанников.
Рекомендации:
-систематически обновлять и пополнять предметную среду по данному разделу Программы.
-приобрести портреты писателей и художников иллюстраторов