Куренёва Наталья
Педагогический совет «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет № 2
От 20.12.2022 г.
Тема: «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ»
Цель: Повышение компетентности в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников, используя региональный компонент.
Задачи.
Публикация «Педагогический совет „Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
- формирование понимания у воспитателей актуальности работы по внедрению регионального компонента в практику педагогической деятельности;
- создание условий для самообразования педагогов в данном направлении;
- активизация деятельности педагогов при проведении педагогических мероприятий.
Предварительная работа :
1. Тематический контроль «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»
2. Проведение ООД по темам: «Я и моя семья», «Мой родной поселок», «Мой край»
Реквизит: мультимедиа проектор с экраном.
Ход педагогического совета:
1. Выполнение решений педагогического совета №1 ст. воспитатель
Единогласно принят план работы на 2022-2023 учебный год, все ознакомлены с планом работы, поэтому его выполнение для нас является обязательным, но в зависимости от законодательства могут быть внесены изменения.
2. Вступительное слово «Актуальность нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» старший воспитатель.
Начать наш педагогический совет мне хочется с высказывания Василия Сухомлинского
Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так,
чтобы оно стало,
прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В. А. Сухомлинский
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания. Нравственно-патриотическое воспитание является одной из годовых задач ДОУ. Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Мы, педагоги, формируем у детей такие важные черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.
Система работы по патриотическому воспитанию в нашем ДОУ включает несколько основных направлений: экологическое, эстетическое, историко-краеведческое, культурное, физическое и трудовое. Изучая историко-краеведческое направление, наша задача заключается в знакомстве детей с историей родного края, страны, её традициями, достопримечательностями, великими людьми. Физическое направление направлено на укрепление здоровья ребенка, на формирование у детей основ здорового образа жизни. Несколько месяцев мы с вами работаем по годовой задаче : формировали у детей нравственно-патриотические чувства через различные образовательные области.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач которые вы видите на экране: (Слайд 1)
• Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
• Уважения к людям труда;
• Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
• Элементарных знаний о правах человека;
• Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• Чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
• Толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
• Расширение представлений о России, ее столице;
• Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту и т. д.
Таким образом, патриота в ребенке воспитывает вся жизнь в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
3. Итоги тематического контроля: «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ» старший воспитатель.
В связи вышесказанном, а также в целях повышения качества образовательной деятельности с 5.12.2022 по 13.12.2022г. в МБДОУ был проведен тематический контроль по теме «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ».
Тематический контроль был осуществлен во всех группах ДОУ.
В ходе тематической проверки было выявлено следующее.
Оценка профессионального мастерства педагога
Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают цели и задачи своей возрастной группы по нравственно-патриотическому воспитанию. В организованной образовательной деятельности и нерегламентированной совместной деятельности с детьми умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов, умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. Все педагоги в доступной для детей форме объясняют новый материал. Точно и доступно формулируют вопросы к детям.
Взаимопосещение ООД
Анализ просмотренной ООД показал, что воспитатели активно используют разнообразные приемы привлечения внимания детей, формы организации детей (работа малыми подгруппами, в паре). Дети на ООД активны, сохраняют интерес на протяжении мероприятия.
Воспитатели грамотно подбирают демонстрационный и раздаточный материал и рационально его размещают во время проведения ООД.
Анализируя просмотренную ООД во всех возрастных группах можно отметить, что у детей имеются определённые знания по заявленным темам. Вся ООД была построена на обобщение и закрепление пройденных тем. Дети знают и называют свой поселок, его достопримечательности, имеют представление о символике, как Малой Родины, так и Российской Федерации, у младших дошкольников сформировано представление о семье, о родственных отношениях.
Хочется отметить, что на высоком уровне построена работа с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию у педагогов.
Рекомендации:
Педагогам необходимо больше заниматься самообразованием, изучать современные технологии и применять их в своей образовательной работе.
Не забывать, что даже на итоговой (обобщающей ООД, необходимо внести небольшую по объёму информацию (новые сведения).
Календарно-тематическое планирование работы педагога
В результате проведё нного контроля было установлено: все группы детского сада организуют нравственно-патриотическую и краеведческую деятельность детей в соответствии с основной образовательной программой ДОУ, разработанной в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» .
Планирование данной работы проводится по темам : «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад», «Малая Родина» и т. д. Работа по каждой теме включает в себя ООД, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники и развлечения.
Планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы приурочиваются к конкретным событиям и праздникам, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Воспитателями запланированы ряд мероприятий, который включает беседы: «Как вести себя в группе», «Научим Мишку здороваться», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Мы жители большой страны», и т. д.. Чтение и обсуждение рассказов известных детских писателей: Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Э. Успенского и др. Решение проблемных ситуаций «Как бы вы поступили…», «Если я дома один» и другие.
Запланированы разнообразные формы работы по данной теме которые осуществляются в процессе ООД познавательного и художественно-эстетического цикла, а также в совместной деятельности с детьми: экскурсии и целевые прогулки; праздники и развлечения; беседы, рассматривание наглядного материала, чтение художественной литературы; дидактические, сюжетно-ролевые игры; продуктивный труд по созданию макетов уголков родного края; выставки результатов продуктивной деятельности (поделки, рисунки о родном крае).
В группах педагоги недостаточно уделяют внимание театральным и сюжетно-ролевым играм.
Рекомендации:
Педагогам всех возрастных групп уделять больше внимания планированию театральных и сюжетно-роевых играм по нравственно-патриотическому воспитанию
Создание условий
В методическом кабинете имеется подборка, методической литературы и учебно-наглядных пособий по данной тематике. В этом году был организован мини-музей «Мордовия - мой край родной».
В ходе проверки был проведен анализ РППС, во всех группах созданы условия по воспитанию нравственных норм, правил поведения, этики, внедрения метода проекта в учебно- воспитательный процесс. Имеются центры нравственно-патриотического воспитания, оснащенные дидактическими, настольно-печатными играми, альбомами, макетами, картотеками и т. д., через которые можно закрепить знания по темам, отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре.
Формы взаимодействия с родителями
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Совместно с родителями создаются макеты и альбомы «Моя семья», «Мой Детский сад», «Мой поселок Зубова Поляна», «Достопримечательности п. Зубова Поляна».
Анализ результатов проверки по работе с родителями по нравственному воспитанию показал, что педагоги используют разнообразные формы взаимодействия - это наглядно- текстовая информация; родительские собрания, индивидуальные консультации, беседы.
Родители активно принимают участие семейных творческих конкурсах, совместных праздниках и развлечениях.
Выводы по тематическому контролю.
Проведённый тематический контроль продемонстрировал эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по вопросу «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ».
В образовательном учреждении созданы предпосылки, раскрывающие систему взглядов на проблему нравственно-патриотического воспитания детей в целом. Дети старшего дошкольного возраста на достаточном уровне владеют нравственными знаниями, в процессе совместной с воспитателями и самостоятельной деятельности приобретают представление о нормах и правилах поведения, развитии нравственных чувств и эмоций, учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор. Прослеживается система в планировании работы педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию. Педагоги воспитывают у дошкольников любознательность, чувство любви и привязанности к своей семье, к малой Родине, к своему народу, его обычаям, традициям в разных видах деятельности.
Работа педагогического коллектива по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста ведется планомерно, целенаправленно, систематически. Грубых нарушений не выявлено. Имеют место недочеты в работе отдельных групп и педагогов.
Рекомендации:
На основе выше изложенного, рекомендовано:
Одобрить работу педагогов во всех группах.
Продолжить работу по нравственному воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, здоровъесбережение).
Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов через самообразование.
4. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» - Лодырева Н. Н.
5. «Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» - Наумова Н. А.
6. Практическая часть: Показ презентации «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»
7. Рассмотрение проекта решения педагогического совета №3
1. Признать работу педагогического коллектива по формированию нравственно- патриотических чувств и ознакомление с краеведением у дошкольников удовлетворительной.
2. Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания.
Ответственные: педагоги. Срок – постоянно.
3. Продолжить работу по нравственному воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, здоровъесбережение).
Ответственные: воспитатели всех групп. Срок постоянно.
4. Повышать профессиональную компетентность через самообразование по проблеме патриотического воспитания через ознакомление с культурой, историей, природой родного края.
Ответственные: воспитатели всех групп. Срок постоянно.
5. Воспитателям всех групп пополнить и оформить Альбом «Я и моя семья».
Ответственные: воспитатели всех групп. Срок Май 2023г.
Заслушать отчет педагогов на педагогическом совете №4
6. Воспитателям групп продолжать пополнять центры нравственно-патриотического воспитания и краеведения новыми материалами.
Ответственные: воспитатели групп Срок : постоянно
РЕФЛЕКСИЯ
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий,
так и педагог должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства безграничной любви к Родине» -
Этими замечательными словами В. А. Сухомлинского я хочу завершить наш педагогический совет. А также, хочу выразить вам своё удовлетворение по поводу услышанного. Вы достаточно компетентны по всем направлениям нравственно-патриотического воспитания, ваше педагогическое мастерство в вопросах воспитания духовности, нравственности, патриотизма на хорошем уровне…