Получи документы

Педагогический совет «Красота — это то, что создает человек»

Марина Викторовна Ерошкина
Педагогический совет «Красота — это то, что создает человек»
▼ Скачать +Заказ

«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

/В. А. Сухомлинский/

Цель: совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать потребность в познании методологических основ художественно-эстетического воспитания дошкольников, способствовать сплочению педагогического коллектива.

Публикация «Педагогический совет „Красота — это то, что создает человек“» размещена в разделах

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности во время Платона и Аристотеля. Термин «эстетика» происходит от греческого – воспринимаемый чувством. Философы-материалисты (Дидро и Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

1. Что такое эстетическое воспитание?

Д. Б. Лихачёв так определил, что такое эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и дети в дошкольном и даже раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке, музыку, поэзию, природу, сами стремятся рисовать, лепить, танцевать, сочинять стихи.

В кратком словаре по эстетике: эстетическое воспитание – система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве.

Карл Маркс: эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты.

Д. Б. Лихачёв в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» подчёркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребёнка. Например, развитие у ребёнка эстетического отношения к действительности и искусству возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребёнком не осознаётся эстетическая сущность предмета, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению. К тому же без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.

1. Это процесс целенаправленного воздействия

2. Это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её.

3. Задача эстетического воспитания – формирование эстетических вкусов и идеалов личности

4. Это развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

2. Задачи эстетического воспитания

Их можно разделить на две группы:

1. Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

2. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества.

3. Что предусматривает программа «От рождения до школы» по эстетическому воспитанию детей в детском саду? (результаты вопросника воспитателям)

4. Как реализуются задачи художественно- эстетического воспитания в музыкальной деятельности детей (Сообщение музыкального руководителя)

5. Условия, средства, роль педагога в эстетическом воспитании детей

• Условия (эстетика обстановки; внешний вид человека; красивая речь; красивые отношения между людьми; разные виды искусства; художественная деятельность; «Полочка красоты»; зеркало)

• Средства (игры; праздники и развлечения; природа, разные виды искусства; игрушки, эстетика быта; художественная деятельность; «Полочка красоты»; уголок природы)

• Роль педагога (организация прогулок, экскурсий в природу, к памятным местам; смена эстетической среды; использование разных средств эстетического воспитания; создание условий, необходимых для развития творчества детей; изучение индивидуальных особенностей детей, их интересов, желаний, способностей; побуждать к созерцанию прекрасного; побуждать к деятельности: художественной, трудовой, по уходу за животными и растениями; проведение специально организованной работы с детьми)

Немного поподробнее остановимся на среде, в которой ребёнок живёт и развивается, на эстетику быта. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно – богата, если ребёнок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т. п., есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а всё, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие.

Во все времена на протяжении всей жизни люди облагораживают свой быт, делают его рациональнее, удобнее. Для достижения этой цели создаются предметы быта, обстановка, интерьер. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребёнка и которыми он пользуется, игрушек, одежды и малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т. д. Красивые вещи радуют глаз, вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. С первых лет жизни ребёнка важно и дома и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Красивая салфетка, посуда, цветы на столе – всё это создаёт эмоциональное настроение, приучает к красивому. Дети чутко реагируют на красивые предметы, хотят их иметь. Так в дошкольном учреждении, если среди чашек (другой посуды) появляется не такая, как все, а лучше, дети сразу замечают её и стремятся поставить себе или в крайнем случае другу, выражая тем самым ему свою любовь.

Эстетика обстановки – это то, что должно быть постоянно, а не от случая к случаю (по поводу прихода гостей). Понятие «эстетика быта» включает в себя красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребёнка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. И дело не в том, чтобы речь была правильной, необходимо, чтобы она была образной, интонационно богатой и доброжелательной.

Эстетика быта – это внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль – всё это противоречит законам красоты. Эстетика быта становится средством эстетического воспитания, если взрослые обращают внимание ребёнка на эстетическую сторону быта. Недостаточно, чтобы дети видели красоту вокруг себя в разных её проявлениях (хотя это и чрезвычайно важно). Нужно привлекать внимание детей к красоте : «Мы с тобой закончили уборку. Как стало красиво». Подобные реплики могут звучать постоянно. И постепенно они формируют эстетическое сознание.

Так, три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя – делают эстетику быта средством эстетического воспитания.

Подбирая оборудование и элементы оформления необходимо помнить, что:

• Эстетически продуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс

• Целенаправленное и систематическое ознакомление детей с эстетическими качествами предметной среды обогащает их знаниями, формирует художественный вкус

• Эффективность работы по эстетическому воспитанию во многом определяется участием детей в создании красивого окружения

• Художественное оформление детского сада, групповых комнат должно решаться в комплексе, в полном соответствии с требованиями ФГОС.

• Важные качества обстановки детского сада – это привлекательность, информативность, доступность всех её компонентов для каждого ребёнка и для всего коллектива в целом

• Эстетическое оформление детского сада предполагает эмоционально-образную основу обстановки, её местный колорит.

Эстетический аспект детского сада создаётся комплексным использованием выразительных средств и эстетических качеств окружающей действительности, природы, произведений искусства.

Основные её компоненты:

• Освещение и световая отделка помещений

• Комплексность и внешний вид мебели, учебно-наглядных пособий, технических устройств

• Природа (живая и неживая) • Творческие работы воспитателей и детей.

Вопросник для оценки и самооценки профессионализма воспитателей

Ф. И. О. воспитателя___

Возрастная группа___

№п/п Вопрос Ваш ответ Примечание

1. ОО «Художественно-эстетическое развитие» Назовите виды детской деятельности

2. Сформулируйте программные задачи по ИЗО -деятельности в Вашей возрастной группе?

3. Назовите основные методы и приемы обучения детей ИЗО - деятельности?

4. Какие основные изобразительные действия Вы формируете у детей дошкольного возраста?

5. С какого возраста знакомим детей с декоративным, сюжетным, предметным рисованием?

6. Перечислите виды народного декоративно- прикладного искусства.

7. Назовите вид (изделие) народного декоративно- прикладного искусства с которым знакомим воспитанников Вашей возрастной группы?

8. Основные приемы в лепке, применяемые в Вашей возрастной группе?

9. Сформулируйте программные задачи по аппликации в Вашей возрастной группе?

10. С какого возраста учим детей работать ножницами? Требования к этому виду работ?

11.

Виды музыкальной деятельности в Вашей возрастной группе?

Публикации по теме:

Педагогический совет: «Что должен знать воспитатель о ПДД.» Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ленинградский социально-педагогический колледж».

Педагогический совет «Отчёт о работе за 2015–2016 год» ОТЧЁТ РАБОТЫ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ЗА 2015-2016 ГОДРабота группы осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом.

Педагогический совет на тему «Экологическая безопасность детей в ДОУ» Педагогический Совет на тему «Экологическая безопасность» Цель: повышение компетентности и систематизации знаний воспитателей по формированию.

Педагогический совет «Оптимизация здоровьесберегающей деятельности ДОУ в контексте ФГОС до» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ (форма проведения: круглый стол). Тема: «Оптимизация здоровьесберегающей деятельности ДОУ в контексте ФГОС ДО» Цель:.

Педагогический совет по патриотическому воспитанию в ДОУПедагогический совет по патриотическому воспитанию в ДОУ бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад №241» Тема: «Система работы по патриотическому воспитанию.

Педагогический совет «Познавательное развитие дошкольников»Педагогический совет «Познавательное развитие дошкольников» Педагогический советТема:«Познавательное развитие дошкольников»Место проведения: МБДОУ «Детский сад №2» Дата проведения: 20.04.2016г. ЦЕЛЬ:.

Педагогический совет «Речевое развитие: проблемы, пути решения» Педагогический совет МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию.

Педагогический совет «Пути формирования связной речи у дошкольников» Цель: повысить компетентность и успешность педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста; внедрить современные.

Педагогический совет «Устремим ум на радость творчества» Цели: активизировать деятельность педагогов ДОУ; обеспечить условия для самореализации творческого потенциала педагогов. Форма-проведения:.

Педагогический совет в МБ ДОУ на тему «Предметно пространственная среда в МБ ДОУ в теории и практике» Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу сегодня с Вами поделиться своим опытом в проведении практического педсовета в МБ ДОУ комбинированного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет «Красота — это то, что создает человек»
Опубликовано: 21 октября 2016 в 06:27
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический совет «Красота — это то, что создает человек»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Викторовна Ерошкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД