Марина Викторовна Ерошкина
Педагогический совет «Красота — это то, что создает человек»
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
/В. А. Сухомлинский/
Цель: совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать потребность в познании методологических основ художественно-эстетического воспитания дошкольников, способствовать сплочению педагогического коллектива.
Публикация «Педагогический совет „Красота — это то, что создает человек“» размещена в разделах
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности во время Платона и Аристотеля. Термин «эстетика» происходит от греческого – воспринимаемый чувством. Философы-материалисты (Дидро и Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
1. Что такое эстетическое воспитание?
Д. Б. Лихачёв так определил, что такое эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и дети в дошкольном и даже раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке, музыку, поэзию, природу, сами стремятся рисовать, лепить, танцевать, сочинять стихи.
В кратком словаре по эстетике: эстетическое воспитание – система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве.
Карл Маркс: эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты.
Д. Б. Лихачёв в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» подчёркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребёнка. Например, развитие у ребёнка эстетического отношения к действительности и искусству возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребёнком не осознаётся эстетическая сущность предмета, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению. К тому же без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.
Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.
1. Это процесс целенаправленного воздействия
2. Это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её.
3. Задача эстетического воспитания – формирование эстетических вкусов и идеалов личности
4. Это развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
2. Задачи эстетического воспитания
Их можно разделить на две группы:
1. Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
2. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества.
3. Что предусматривает программа «От рождения до школы» по эстетическому воспитанию детей в детском саду? (результаты вопросника воспитателям)
4. Как реализуются задачи художественно- эстетического воспитания в музыкальной деятельности детей (Сообщение музыкального руководителя)
5. Условия, средства, роль педагога в эстетическом воспитании детей
• Условия (эстетика обстановки; внешний вид человека; красивая речь; красивые отношения между людьми; разные виды искусства; художественная деятельность; «Полочка красоты»; зеркало)
• Средства (игры; праздники и развлечения; природа, разные виды искусства; игрушки, эстетика быта; художественная деятельность; «Полочка красоты»; уголок природы)
• Роль педагога (организация прогулок, экскурсий в природу, к памятным местам; смена эстетической среды; использование разных средств эстетического воспитания; создание условий, необходимых для развития творчества детей; изучение индивидуальных особенностей детей, их интересов, желаний, способностей; побуждать к созерцанию прекрасного; побуждать к деятельности: художественной, трудовой, по уходу за животными и растениями; проведение специально организованной работы с детьми)
Немного поподробнее остановимся на среде, в которой ребёнок живёт и развивается, на эстетику быта. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно – богата, если ребёнок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т. п., есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а всё, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие.
Во все времена на протяжении всей жизни люди облагораживают свой быт, делают его рациональнее, удобнее. Для достижения этой цели создаются предметы быта, обстановка, интерьер. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребёнка и которыми он пользуется, игрушек, одежды и малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т. д. Красивые вещи радуют глаз, вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. С первых лет жизни ребёнка важно и дома и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Красивая салфетка, посуда, цветы на столе – всё это создаёт эмоциональное настроение, приучает к красивому. Дети чутко реагируют на красивые предметы, хотят их иметь. Так в дошкольном учреждении, если среди чашек (другой посуды) появляется не такая, как все, а лучше, дети сразу замечают её и стремятся поставить себе или в крайнем случае другу, выражая тем самым ему свою любовь.
Эстетика обстановки – это то, что должно быть постоянно, а не от случая к случаю (по поводу прихода гостей). Понятие «эстетика быта» включает в себя красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребёнка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. И дело не в том, чтобы речь была правильной, необходимо, чтобы она была образной, интонационно богатой и доброжелательной.
Эстетика быта – это внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль – всё это противоречит законам красоты. Эстетика быта становится средством эстетического воспитания, если взрослые обращают внимание ребёнка на эстетическую сторону быта. Недостаточно, чтобы дети видели красоту вокруг себя в разных её проявлениях (хотя это и чрезвычайно важно). Нужно привлекать внимание детей к красоте : «Мы с тобой закончили уборку. Как стало красиво». Подобные реплики могут звучать постоянно. И постепенно они формируют эстетическое сознание.
Так, три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя – делают эстетику быта средством эстетического воспитания.
Подбирая оборудование и элементы оформления необходимо помнить, что:
• Эстетически продуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс
• Целенаправленное и систематическое ознакомление детей с эстетическими качествами предметной среды обогащает их знаниями, формирует художественный вкус
• Эффективность работы по эстетическому воспитанию во многом определяется участием детей в создании красивого окружения
• Художественное оформление детского сада, групповых комнат должно решаться в комплексе, в полном соответствии с требованиями ФГОС.
• Важные качества обстановки детского сада – это привлекательность, информативность, доступность всех её компонентов для каждого ребёнка и для всего коллектива в целом
• Эстетическое оформление детского сада предполагает эмоционально-образную основу обстановки, её местный колорит.
Эстетический аспект детского сада создаётся комплексным использованием выразительных средств и эстетических качеств окружающей действительности, природы, произведений искусства.
Основные её компоненты:
• Освещение и световая отделка помещений
• Комплексность и внешний вид мебели, учебно-наглядных пособий, технических устройств
• Природа (живая и неживая) • Творческие работы воспитателей и детей.
Вопросник для оценки и самооценки профессионализма воспитателей
Ф. И. О. воспитателя___
Возрастная группа___
№п/п Вопрос Ваш ответ Примечание
1. ОО «Художественно-эстетическое развитие» Назовите виды детской деятельности
2. Сформулируйте программные задачи по ИЗО -деятельности в Вашей возрастной группе?
3. Назовите основные методы и приемы обучения детей ИЗО - деятельности?
4. Какие основные изобразительные действия Вы формируете у детей дошкольного возраста?
5. С какого возраста знакомим детей с декоративным, сюжетным, предметным рисованием?
6. Перечислите виды народного декоративно- прикладного искусства.
7. Назовите вид (изделие) народного декоративно- прикладного искусства с которым знакомим воспитанников Вашей возрастной группы?
8. Основные приемы в лепке, применяемые в Вашей возрастной группе?
9. Сформулируйте программные задачи по аппликации в Вашей возрастной группе?
10. С какого возраста учим детей работать ножницами? Требования к этому виду работ?
11.
Виды музыкальной деятельности в Вашей возрастной группе?