Оксана Терёшина
Актуальность формирования первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме и природе
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.
Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.
Публикация «Актуальность формирования первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме и природе» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность на природе, в лесу
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища.
Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Каждому грамотному человеку понятно, что обеспечение безопасного, здорового образа жизни подрастающего поколения возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком наравных, ведь каждый из нас мечтает вырастить малыша здоровым, крепким, защищенным.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, природе, социуме.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его ко встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Актуальность данной проблемы определяется реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и необходимостью более раннего информирования у ребенка правил безопасного поведения. Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой.
Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни
Можно выделить ряд опасностей, связанных с местом пребывания ребёнка:
опасности дома,
опасности на дороге и улице,
опасности на природе
опасности в общении с незнакомыми людьми.
Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, относятся: ушибы, ссадины, царапины, растяжения, вывихи, ожоги, повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши и т. д.).
Очень настораживает и количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически. Статистика сексуальных преступлений против детей неполна и неточна. Большую часть подобных преступлений совершают психически здоровые люди, а не маньяки и психопаты. Более 60% насильников – люди моложе 21 года и лишь немногим более 10 % - старше 30 лет. Подавляющее большинство преступающих закон не посторонние, а хорошо знакомые детям люди. Из них примерно 40% - отцы, братья и другие родственники, а 45% - друзья, соседи. Малыши уязвимы для преступников, более всего рискуют дети, чувствующие себя нелюбимыми.
Многие похитители и насильники кажутся дружелюбными и неопасными. Они профессионалы в том, чтобы понравится детям, и усыпить их бдительность, проявляют изощренную изобретательность. С помощью разнообразных предлогов стараются заманить малыша в безлюдное место.
Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т. д. Беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.
Поведение людей в опасных ситуациях различно. И только от обученности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.
Целью моей работы является формирование у детей дошкольного возраста правил и норм безопасного поведения в быту для приобретения социального опыта.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных экстремальных ситуациях дома.
Формировать у детей умение регулировать свои поведенческие реакции.
Формировать у детей умение выходить из сложных проблемных ситуаций не навредив своему здоровью, и здоровью окружающих.
Повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
Создавать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения в быту.