Анна Бородинова
Педагогический проект по экологическому воспитанию «Зеленая аптека» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта: педагоги – дети средней группы – родители воспитанников.
Сроки выполнения проекта: 01.09. – 30.09.2017г.
Вид проекта – творческий.
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, формирование представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи:
Публикация «Педагогический проект по экологическому воспитанию „Зеленая аптека“ в средней группе» размещена в разделах
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• уточнить и обобщить знания детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правилах применения;
• активизировать словарь детей, побуждая их задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки;
• стимулировать желание применять в игровой деятельности полученные знания;
• поощрять проявление желания работать в паре или коллективе сверстников, содействовать получению удовлетворения от результатов выполненной работы.
Актуальность: Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения, которые произрастают на площадке природы ДОУ.
Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и был разработан экологический проект «Зеленая аптека».
Методы исследования:
• Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
• Наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
• Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей и педагогов, объяснения, указания, словесные инструкции;
• Слушание музыки.
Содержание проекта:
I этап.
1. Беседа «Лекарственные растения».
Цель: выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой.
2. Игра «Съедобное - Несъедобное»
Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.
3. Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха).
Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.
4. Чтение литературных произведений:
• Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.
• Чтение А. Онегова «Тропинка полевая»,
• Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
• Н. Павловой «Загадки цветов»,
• А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.
• Заучивание загадок и стихов о растениях.
5. Опыты и поисково-исследовательская деятельность:
1. «На участке ищем полезные растения»
2. «Где лучше посадить растения?»
3. «Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)
Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
6. Консультация для родителей «Народная медицина»
II этап
1. Наблюдение «Наш верный друг – чистотел»
Цели: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением - чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
2. Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»
3. Дидактическая игра «Вершки корешки»
Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.
Укроп - листья и молодые стрелки
Одуванчик – листья, корень
Календула – цветы и семена
Ромашка – цветы
Мелисса – листья
Зверобой – цветы, листья
Мать - и - мачеха – листья
Пастушья сумка – цветы
Мята – листья
Щавель – листья, стебель, молодые стрелки
Лопух – листья и корни
4. Экскурсия в сквер.
Цели: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав, произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в парке (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
5. Занятия по ИЗО деятельности:
- «Одуванчик» - объёмная аппликация.
Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
- «Наш друг – подорожник» - рисование.
Цель: учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.
6. ООД «В гостях у Доктора Айболита»
Цель: расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
7. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений, размножение, рост, развитие календулы».
8. Слушание музыки:
Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.
1. Ю. Антонов «Не рвите цветы»
2. В. Моцарт «Цветы»
3. П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»
4. Ю. Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа»
5. М. Протасов «Одуванчики»
III этап
1. Занятие «Лесная аптека на службе человека»
Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях нашего города, закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать бережное и доброе отношение к природе.
2. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «От какого растения часть».
Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.
3. Выпуск плаката «Зеленая аптека» с рекомендациями по применению лекарственных растений
4. Создание «Именной книги»
Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников;
«Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками.
5. Презентация для педагогов «Применение лекарственных растений в оздоровлении детей», «Педагогический опыт по реализации проекта «Лекарственные растения» (педсовет).
6. Подведение итогов реализации проекта.
Вывод:
Вот так постепенно в процессе работы мы стараемся воспитывать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях области.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Список использованной литературы
1. Зеленые сказки. Т. А. Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003
2. Цветы. Какие они? Т. А. Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002
3. Юный эколог. С. Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
4. Методика экологического воспитания в детском саду. С. Н. Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
5. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
6. Зеленая тропинка. А. А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
7. Учим детей наблюдать и рассказывать. Н. В. Елкина, О. В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
8. Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001
9. Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т. М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.
10. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы.» О. А. Скорлупова Москва 2006
11. Прогулки в детском саду. И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009
12. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детство - Пресс 2009.