ИРИНА КОТИНА
Проект по знакомству с лекарственными растениями «Зеленая аптека Айболита»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта : Мир у порога нового века. Каким он будет?- во многом завит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Для того, чтобы сохранить себя человек должен сохранить природу. Ребенок должен знать, что бессмысленно срывая листик, цветок он лишает его жизни и возможности дарить нам эту красоту и пользу. Растительное царство очищает воздух, которым мы дышим, дает нам массу лечебных трав, обогащает нас витаминами.
Публикация «Проект по знакомству с лекарственными растениями „Зеленая аптека Айболита“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- «Айболит», Чуковский К.И.
- «Айболит». Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
Очень важно участие детей в жизни природы, ухаживание за ней, их труд. Всегда можно с детьми что-то выращивать, за чем-то ухаживать. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Проблема: В Ленинградской области мы можем встретить такие растения как тысячелистник, цикорий, крапива, лопух, одуванчик и другие травы. Часть растений занесена в Красную книгу. Все меньше остается нетронутых уголков природы, нераспаханных земель. Поэтому надо приучить детей беречь и охранять природу, охранять растения, рационально использовать ее богатства.
Цель:
формирование знаний о мире лекарственных растений и их свойствах.
Задачи
Образовательные:
Формировать знания о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правилах использования;
Познакомить дошкольников с лекарственными растениями произрастающих на клумбе детского сада, с его значимостью для всего живого на планете.
Развивающие:
Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.
Ожидаемые результаты
• В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия лекарственных растений и их внешний вид, но также их лечебные качества.
• Научатся правилам сбора и засушивание лекарственных растений.
Этапы работы над проектом
Деятельность педагога, детей Деятельность родителей
Первый этап - Подготовительный.
1 Формулировка проблемы: девочка принесла из дома гербарий лекарственных растений своей старшей сестры и предложила детям его рассмотреть. Ребята с удовольствием стали его рассматривать и их заинтересовало, какую пользу может принести обыкновенная мать- и мачеха, или одуванчик, подорожник или ромашка. И тогда мы решили узнать «А какие лекарственные растения произрастают в нашей местности и как их можно использовать в профилактических мероприятиях».
Хотелось бы воспитать детей, которые не безразлично топтали бы луга и поля, а смогли увидеть красоту и пользу каждого цветочка, каждой травинки!
2. Составление перспективного плана мероприятий проекта
3. Подбор справочников, энциклопедий, книг, раскрасок, иллюстраций по теме
4. Подобрать статьи с интернет источников, сказки, стихи, пословицы, загадки.
5. Рассматривание иллюстраций с изображением картин известных художников
Е. Е. Волков «Поле ромашек»
И. И. Левитан «Одуванчики»
В. М. Васнецов «Дубовая роща в Абрамцево»
И. И. Шишкин «Сосновый бор»
Беседа о лекарственных растениях родного края.
Цель: выяснить представление детей и родителей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой
Круглый стол «Самый полезный чай» дегустация лекарственных растительных чаёв (из опыта родителей)
Цель: привлечь родителей к совместной практической деятельности.
.
Второй этап: основной – решение проблемы через воспитательно- образовательный процесс.
Беседы.
2.1. Беседа "Зеленая аптека"
Рассказать детям о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений, познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, засушенные лекарственные растения.
2.2. "Друг или враг".
Рассказать детям о многообразии растений, научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению, по запаху). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, а также с изображением вредных для здоровья человека растений.
3. Занятие "Лекарственные растения - средства оздоровления человека"
Цели: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, засушенные растения, гербарий лекарственных растений нашего района, чайник, стаканы, пакетики с лекарственными растениями, горячая вода.
Практическая деятельность на занятии: наблюдение, рассматривание, приготовление травяных лекарственных напитков.
4. Интегрированное занятие «В гости к первоцветам».
Цель : дать детям представление о первоцветах, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми, обогащать словарь (мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, заморозки, первоцветы, росток, вороний глаз, незабудка, нектар).
5. Экскурсия в детскую библиотеку
Цель: познакомить дошкольников с разнообразием художественной литературы по теме «Лекарственные растения».
Наблюдения:
1. «Мать-и-мачеха- первые цветы на участке»
Цель: побуждать детей радоваться первым весенним цветам, познакомить с их названием, с особенностями строения: стебель покрыт чешуйками, он без листьев, цветок желтый, по форме похож на корзиночку.
2. «Где можно найти мать-и- мачеху?»
Цель: развивать у детей наблюдательность – умение замечать, что в первую очередь цветы появляются на хорошо прогреваемых солнцем местах, где быстро сходит снег; учить устанавливать причинно- следственные связи: цветы растут, потому что в этих местах условия жизни лучше, чем в других, - больше тепла, влаги, почва оттаявшая.
3. «Какие листья у мать-и- мачехи (почему её так назвали?»
Цель: определить с детьми форму, размер, окраску, количество появляющихся листьев мать-и-мачехи; отметить различный характер поверхности верхней и нижней сторон листа растения (нижняя сторона бледно-зеленая, теплая и мягкая на ощупь- «как родная мать», верхняя сторона темно-зеленая, гладкая и холодная на ощупь – как «мачеха»; уточнить интересную последовательность развития растения (сначало появляются только цветы, а листья вырастают позже).
4. «Как растут листья и как появляются семена у мать-и-мачехи?»
Цель6 вызвать у детей интерес к самостоятельным наблюдениям за знакомым растением, учить замечать его изменения; уточнить представления дошкольников о последовательности роста и развития растения (после цветов бывают семена, появившиеся листья растут и увеличиваются в размере.
5. В мае целесообразно провести наблюдения за одуванчиками, сравнить с мать-и мачехой.
• «Где растут одуванчики и как их можно узнать?»
Цель: уточнить знание детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия.
• «Чем одуванчик отличается от мать-и- мачехи?»
Цель: учить детей находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев.
• «Как одуванчики ложатся спать?»
Цель: обратить внимание детей на интересное явление- цветы открыты в полдень и закрыты вечером.
• «Как выглядят одуванчики во влажную погоду и во время дождя?»
Цель: развивать у детей наблюдательность – умение замечать изменения в состоянии растений в связи с избытком влаги.
6. Наблюдение "Наш верный друг - подорожник"
Цели: познакомить детей с лекарственным растением - подорожник, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья подорожника, стебли, познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы подорожнику, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: наблюдение проводится на участке детского сада где растет подорожник
Экологические сказки:
1. «Необыкновенная экспедиция, или в гости к опасным растения» (борщевик, волчеягодник, копытень, вороний глаз, багульник жгучий лютик, сон- трава).
Н. А. Рыжова «Не просто сказки».
2. «Винни-Пух идет на луг за медом» С. Н. Николаева. «Место игры в экологическом воспитании дошкольников»
Цель: развивать наблюдательность детей, уточнить их представление о луге, как сообществе светолюбивых травянистых растений, которые густо растут и обильно цветут в летнее время.
Цветки дают пищу для многочисленных насекомых – бабочек, шмелей, ос, комаров, мух. Среди насекомых луга часто встречаются пчелы, они собирают нектар – цветочный сок, который у них в теле перерабатывается в мед. Дикие пчелы откладывают мед в дуплах деревьев, где выводят свое потомство.
3. «Винни – Пух знакомит ребят с медом и растениями- медоносами».
Цель: уточнить представления дошкольников о меде и медоносных растениях.
Мед – очень вкусный и полезный продукт природного происхождения. Он укрепляет здоровье всех, кто его употребляет. Мед помогает вылечить многие болезни. Его вырабатывают пчелы из нектара (сока) цветков и пыльцы некоторых растений. Наблюдая за растениями, можно выяснить, какие из них медоносные. Воспитывать бережное отношение к цветущим растениям, желание наблюдать за ними.
Третий этап: «Оценочный»
Цель: подведение итогов работы
- Что было сделано?
- Что понравилось больше всего?
- Что нового узнали?
2. Проведение диагностики «Как я знаю лекарственные растения»
3. Создание именной книги с рисунками детей
«Зеленая аптека под ногами».
4. Акция «Мы собираем лечебную траву».
Цель: вдохновить детей и родителей в летний период собирать лечебную траву на своем приусадебном участке.
1. Выпуск плаката «Зеленая аптека» с рекомендациями по применению лекарственных растений (родители вместе с детьми).
Цель: привлекать родителей к сбору информации о лекарственных растениях, о их пользе и вреде.
2. Создание «Именной книги»
Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях). «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками.
3. Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав» (дети, родители).
Цель: организовать образовательно-досуговую деятельность детей, родителей и педагогов.
Задачи:
уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, используя дидактические и подвижные игры, логические задания
4. «Письма нашим друзьям» (родители вместе с детьми пишут письма лекарственным растениям).
Цель: определить готовность ребенка помогать и заботиться о природе.
Форма проведения данного задания помогает развивать чувство сострадания, сопереживания представителям растительного мира.
5. Выпуск буклетов «Лекарственные растения, которые нас лечат. Не проходите мимо» Цель: составление небольших памяток о значении лекарственных растений под ногами и распространение их по группам детского сада.
6 Конкурс на тему «Экологическая сказка» (придумывание сказок о лекарственных растениях)
Цель: организовать детей и родителей на творческую работу по составлению сказок от лица сказочных персонажей.
7 Проведение конкурса «Лучшая реклама первоцвета»
Цель: продолжать вовлекать родителей в экологическую работу с детьми и оказывать им посильную помощь.
Диагностика
№ Фамилия, имя Имеет представление о лекарственных растениях, умеет различать и называть их. Где растет? Знает, что использовать для лечения человека
Как используют для лечения? Охотно принимает участие в коллективной деятельности уровень
Уровни освоения программы.
Высокий – Ребенок различает и называет большое количество лекарственных растений, знает место произрастания растения, самостоятельно вычленяет характерные существенные признаки. Моделирует признаки растений и связи. Познавательное отношение устойчиво.
Средний – ребенок различает и называет большое количество лекарственных растений, самостоятельно или под руководством педагога вычленяет характерные существенные признаки. Моделирует признаки растений и связи под руководством педагога.
Низкий – Ребенок называет небольшое количество лекарственных растений, не всегда самостоятельно вычленяет характерные существенные признаки. Познавательное отношение неустойчивое, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
Методика проведения диагностики.
Приготовить картинки с изображением лекарственных растений, картинки с изображением частей цветка и картинки с изображением луга, огорода, цветника, цветочного горшка.
Беседа по картинкам:
1. Назови растение.
2. Где растет?
3. Нарисуй (разложи) картинки по порядку: как растет?
Задания:
1. расположи части растения правильно;
2. почему части растения нужно расположить именно так?
3. зачем растению листья, стебель, корни, цветки?
Экологические сказки
БЕССТРАШНАЯ ТРАВКА
В лесу еще сыро, серые глыбы снега слезятся ручейками, а на опушке, среди прошлогодней травы, сверкают крохотные фонарики мать-и-мачехи. Она первой накрыла сладкий стол для насекомых. Спешат к ранним цветкам шмели и пчелы. Ранний мед, как известно, самый целебный.
С приближением весны просыпается мать-и-мачеха, растение включает механизм развития — и стебелек двинулся вверх. От дыхания мать-и-мачехи снег растаял, образовался ледяной купол. Чем не парничок? А как только солнце разрушило ледяной домик, мать-и-мачеха раскрыла свои душистые цветы. Случаются и весенние заморозки, но травка не боится их — она вся покрыта густым войлочным опушением.
С. П. Мацюцкий
Этот цветок так торопится, что не успевает выпустить листья. Люди варят из этих цветов отвары и лечатся от кашля. Понюхав его, вы почувствуете запах меда. Поэтому пчелы, бабочки спешат к ним напиться сладкого нектара». Но вот проходит время цветов и наступает пора больших зелёных листьев. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные, потрешь о щеку – и станет тепло. Это мать – говорят люди. Зато снаружи листья твердые, скользкие, приложишь к щеке – почувствуешь холод. Это – мачеха. Листья заваривают кипятком и пьют отвар при кашле.
С. П. Мацюцкий
Румынская сказка о Ромашке.
Давно это было. Правил тогда страной храбрый и могучий король Михай. На самом высоком месте стоял его замок, окруженный стенами и глубоким рвом - неприступным он был для врагов. Любимым занятием для короля была охота - лихо скакал он по полям и лесам со своими верными слугами. "Тру-ру-ру", - трубили рога, и звонким лаем заливались королевские гончие. Случалось, уезжал король на войну - и никакие враги не смели нарушить границ его государства.
Но был Михай на охоте или воевал - всегда торопился он поскорее вернуться в свой замок: уж очень любил он свою молодую королеву - прекрасную Аницу, и никогда не расставался с нею надолго. Не только король - все придворные восхищались доброй и весёлой королевой, и все слуги и служанки - до самого последнего поварёнка - любили её и старались во всём угодить.
Но однажды, возвращаясь с охоты, глянул король Михай на высокую башню, где его всегда ждала Аница, и не увидел там никого: мрачным и тихим был замок, даже птицы смолкли вокруг, и деревья стояли, не шелохнувшись. Въехал король со свитой в ворота, и тут кинулась ему навстречу старая нянюшка королевы: - Ах, слегла, заболела наша милая Аница, не может шагу ступить, головы поднять.
Лучших лекарей призвал Михай. Уж как только они не лечили королеву, но ей не становилось лучше. И тогда вспомнила старая нянюшка, что ещё в детстве лечила её мать отваром из ромашки - и средство это помогало и детям, и взрослым. Взяла нянюшка корзинку и отправилась в лес. Там, где было посветлее, росло множество этих цветов. Склонилась она к одному: - Скажи мне, цветочек, белый лепесточек, золотая серединка, можешь ли ты вылечить нашу королеву? - Не могу, - отвечает цветок. - Нет у меня такой силы.
Дальше идёт нянюшка, снова ромашки увидела: - Белые цветочки, резные листочки, скажите, ответьте, можете ли вы нашу королеву излечить? - Нет, - закачались ромашки, - нет, не дано нам такой силы. Ты пойди-ка дальше - там, на пустыре, на сорном месте, растут наши сестры - те цветы, что умеют лечить.
Дошла-добрела нянюшка до того пустыря, до того сорного места. Смотрит: и здесь ромашки, только не такие крупные и высокие, как в лесу, а вовсе невзрачные, но тоже - с золотыми макушечками. - Что, бабушка, за помощью к нам пришла? - тихо зашелестели цветы. - Сама ли больна, или кто другой? И когда рассказала старая женщина, в чём дело, цветы тут же отозвались: - Мы можем, можем - вылечим, поможем.
Обрадовалась нянюшка, целую корзинку цветов набрала, идёт домой, торопится. Приготовила она целебный отвар, стала им поить Аницу - потихоньку, украдкой, чтобы знаменитые лекари не заметили, да её, тёмную старуху, не прогнали. День ото дня всё лучше становилось королеве, а через неделю она и вовсе поправилась!
СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ
Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия. О целебных свойствах ромашки известно с давних времен. Утешит в беде, поднимет больного, порадует ароматным букетом — вот она какая, ромашка. Стоит посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашечке спасительную настойку. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок.
Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары — бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут.
Художественные произведения для ознакомления дошкольников с одуванчиком.
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик
Первый, молодой!
У него чудесный
Золотистый цвет,
Он большого солнца
Маленький портрет!
О. Высоцкая
Одуванчик — очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке — одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит — одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится — и полетят по ветру пушинки- парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны.
С. П. Красиков
Приложение
1. Интегрированное занятие «В гости к первоцветам»
ЦЕЛЬ: дать детям представление о первоцветах, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми, обогащать словарь (мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, заморозки, первоцветы, росток, вороний глаз, незабудка, нектар)
Материал и оборудование: Цветная бумага для оригами, Лист ватмана с изображением поезда, иллюстрации цветов: первоцветов, ландышей, мать-и-мачехи, незабудки. Грамзапись Чайковского «Вальс цветов».
Ход занятия.
1. На ватманском листе нарисовать железную дорогу, вдоль которой расположить остановки, по этой дороге «вести» поезд, который вставляется на остановках в прорези. Заготовить цветную бумагу для аппликации (оригами, грамзапись
2. Загадка о весне:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
3. Беседа с детьми:
Какие изменения происходят весной? Почему?
Как одним словом назвать травянистые растения, цветущие весной? (Первоцветы)
4. Путешествие по железной дороге.
Педагог открывает первую закрытую картинку вдоль нарисованной железной дороги на ватмане. Это первая остановка «Сказочная». Педагог читает (рассказывает) сказку «Как появились цветы на земле».
Возвращался Иван-царевич от Бабы-Яги, доехал до большой, широкой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону – радуга стала маленьким-маленьким мостиком. Бросилась Баба-Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны на мелкие осколки цветочками. Одни цветы были добрые – от следов Ивана-царевича, а другие – ядовитые – там, где Баба-Яга ступала.
Вторая остановка – «Первоцветная». Педагог рассказывает о последовательности развития растения : семя – росток – цветок, выкладывает соответствующие карточки.
Первоцветы – это многолетние растения, т. е. такие, которые помногу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья.
Третья остановка – «Мать-и-мачеха».
Педагог даёт описание мать-и-мачехи, не упоминая названия растения, потом открывает картинку на третьей остановке, продолжая рассказ.
Растёт мать-и-мачеха на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчёл, шмелей своим нактаром (сладким соком). У этого растения сначала появляются цветы, а после их отцветания – листья. Одна сторона листа – мягкая, тёплая, опушённая, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка.
Четвёртая остановка – «Ландышевая». Педагог предлагает детям отгадать загадку: «Белые горошки на зелёной ножке».
Описание ландыша педагогом: Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После отцветания образуются оранжево-красные ягоды. Они – ядовиты.
Почему рядом с изображением ландыша нарисован красный кружок? (Охраняемое, лекарственное растение, ядовитое)
Пятая остановка – «Музыкальная». Дети слушают «Вальс цветов» Чайковского, танцуют под музыку.
Шестая остановка – «Незабудка». Педагог открывает изображение незабудки на ватмане и рассказывает о ней: «Растёт незабудка на лесных лугах, у лесных болот, очень красиво цветёт маленькими голубыми цветками, листья и стебель шершавые, это сохраняет растение от весенних заморозков. Весь луг кажется голубым, когда цветёт незабудка».
Седьмая остановка, вновь с красным кружком, - «Вороний глаз».
Очень зло глядит на вас
Из травы «вороний глаз».
Посмотрите, даже вид
Этих ягод ядовит.
Педагог открывает иллюстрацию и рассказывает про растение : «Растёт в лесах на стебле – один цветок, после его отцветания образуется чёрная ягода-плод, напоминающий вороний глаз. За сходство с ним растение и получило своё название. Всё растение и особенно плод – ядовито».
Восьмая остановка - «Бабочки». Загадка:
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
Почему на цветах мы встречаем бабочек?
Девятая остановка – «Береги цветы». У платформы знак : изображение букета цветов, перечёркнутое красной линией.
Почему букет перечёркнут красной линией? Педагог читает стихотворение:
Если ты сорвёшь цветок
Если все: Ия, и ты,
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и цветы
И не будет красоты.
Десятая остановка – «Игровая». Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды: цветов и отгадчиков. «Цветы» придумывают себе названия и сообщают их педагогу, а отгадчики разгадывают их, потом происходит смена команд. Игра начинается с приветствия: «Здравствуйте, цветы!» - «Здравствуйте, дети! – отвечают им «цветы». – Отгадайте наши имена». Дети перечисляют названия цветов. Названные цветы убегают в сторону.
Одиннадцатая остановка – «Цветочная полянка». Коллективное оригами: складывание из бумаги цветов и бабочек и наклеивание их на заранее приготовленный фон.