Ольга Овчарёва
Проект по экологическому воспитанию детей средней группы «Чудесница природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экологическому воспитанию детей средней группы
«Чудесница природа»
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Публикация «Проект по экологическому воспитанию детей средней группы „Чудесница природа“» размещена в разделах
Методический паспорт проекта.
Тип проекта: познавательный, исследовательский, коллективный, долгосрочный.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Проблема. Природа – среда жизни и источник существования всех существ на планете и бесспорно она нуждается в нашей защите. Но часто мы становимся свидетелями того, как дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы.
Причины разработки проекта: Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Необходимо не только дать определённые знания, но и научить детей любить и беречь природу, родные места, свою Родину.
Актуальность. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Большинство современных детей редко общается с природой, а дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность.
Цель проекта:
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта. Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания. Формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его миром природы.
Задачи:
- совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития познавательно – исследовательской деятельности;
- формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее;
- воспитывать бережное отношение к живому;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
-воспитывать любовь к родным местам, к своей Родине;
-привлечь родителей к реализации проекта.
Предполагаемые результаты:
- усовершенствована предметно – развивающая среда;
- у детей появился ярко выраженный интерес к объектам природы;
- умеют различать и называть насекомых, деревья, кустарники, цветы;
- дети бережно относятся к природе, стремятся к правильному поведению в природе;
- у детей сформировано стремление к исследованию объектов природы,
умение делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.
Этапы проекта.
1. Организационный
- мониторинг экологических знаний детей;
- разработка проекта;
-подбор методической литературы и иллюстративного материала;
- пополнение предметно-развивающей среды для проведения поисково - исследовательской деятельности;
- составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Практический
Организация совместной с родителями и детьми творческой, поисковой и познавательно – исследовательской деятельности.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Режимные моменты:
- ситуативные беседы;
- наблюдения;
-решение проблемных ситуаций.
Организованная образовательная деятельность.
Социально коммуникативное развитие
-беседы о безопасном и бережном отношении к природе;
-решение проблемных ситуаций,
-дидактические игры.
Познавательное развитие
- беседы;
- ситуативные разговоры;
- дидактические игры;
- экскурсии;
- экспериментальная деятельность;
- экологическая тропа.
Речевое развитие
-чтение художественных произведений;
-рассматривание иллюстраций, картин, плакатов;
- составление рассказов о природе;
- придумывание загадок,
- словесные игры;
- инсценировки.
Художественно эстетическое развитие
- рассматривание картин, иллюстраций;
- изготовление поделок из природного материала;
- прослушивание музыкальных произведений;
- драматизация;
- развлечения и праздники;
- тематическое рисование, лепка, аппликация.
Физическое развитие
-физ. минутки;
-пальчиковые гимнастики;
-подвижные игры,
- физкультурные развлечения и досуги.
Развивающая среда.
Уголок исследователя:
-природный материал: шишки, жёлуди, семена и листья растений, камешки, ракушки, перья;
- зона песка и воды;
- трубочки для коктейля;
-колбы, стаканы, воронки;
- лупы, магниты, компас.
Набор животных (диких, домашних).
Муляжи овощей и фруктов.
Наборы картинок: овощи, фрукты, деревья, ягоды, животные (дикие, домашние, грибы, птицы, «Времена года».
Дидактические игры.
Художественная литература по теме.
Пластилин, краски, карандаши, фломастеры.
Совместная работа родителей с детьми.
Сбор семян, листьев для гербария.
Изготовление поделок из природного материала.
Подготовка и проведение акции «Мы друзья птиц».
Создание фото альбома «Чудесница природа».
Организация выставки рисунков «Природа вокруг нас»
Экскурсии, целевые прогулки в природу.
Закрепление с детьми полученных в детском саду знаний и умений.
Свободная деятельность детей.
В исследовательском центре: рассматривание, экспериментирование.
В центре художественного творчества продуктивная деятельность:
рисование, лепка, аппликация, художественный труд.
В центре развития речи: рассматривание книг, иллюстраций, дидактические игры.
В центре физического развития: подвижные игры.
Работа с родителями.
- анкетирование родителей;
- папки раскладушки, информационные стенды, памятки, рекомендации, консультации;
- индивидуальные консультации;
- коучинги;
- совместные развлечения и праздники;
- проведение дней открытых дверей;
- Слайдовые презентации, фотостенды.
3. Заключительный.
Ожидаемый результат.
- совершенствована предметно – развивающая среда группы. Создан уголок экспериментирования;
- сформированы познавательные интересы и способности детей.
- сформировано правильное отношение ребёнка к природе, себе, людям, как части природы.
- установлен тесный контакт с детьми и родителями.
Продукт проекта.
Уголок экспериментирования.
Методическая разработка ООД по теме.
Создание гербария.
Фото альбом «Чудесница природа».
Презентация проекта.
Показ слайдовой презентации «Чудесница природа»
Выставка рисунков, фотографий «Мы и природа»
Примерный перспективный план мероприятий по реализации проекта.
Сентябрь
Наблюдения:
- за явлениями неживой природы;
- за растительным миром;
-за миром животных.
Ситуативные беседы на тему: «Русская берёзка», «Куда делись насекомые?»
«Осень – грибная пора»
Сбор семян цветущих растений.
Сбор материала для гербария.
Экспериментирование – посадка семян цветущих растений в зиму.
Дидактические игры: «С чьей ветки детка?», «Какой цветок?»
«Собери из частей - целое»
Пальчиковые гимнастики: «Осень», «Вышел дождик погулять»,
«Хозяйка однажды с базара пришла».
Подвижные игры: «Вейся венок», «Поймай грибок»
Октябрь
Наблюдения:
- за явлениями неживой природы;
- за растительным миром;
-за миром животных.
Ситуативные беседы на тему: «Перелётные птицы», «Что такое листопад?»
«Лес это дом?»
Оформление гербария.
Изготовление поделок из природного материала.
Экспериментирование – «Где растёт мох?».
Пальчиковые гимнастики: «Листопад», «Птички».
Подвижные игры: «Птички летаю», «Перелёт птиц»,
«Ветер и листочки»
Дидактические игры: «Кто где живёт?»
«Назови отличия».
Выставка поделок «Чудесница природа»
Акция «Поможем природе» (уборка опавшей листвы)
Ноябрь
Наблюдения:
- за явлениями неживой природы;
- за растительным миром;
-за миром животных.
Ситуативные беседы на тему: «Почему деревья голые?»,
«Кто с нами зимует?»
Экспериментирование – исследование птичьего пера.
Дидактические игры: «Назови одним словом», «Кто как поёт?»
«Сравни»
Пальчиковые гимнастики: «Птички», «Птички и ветер»
«Десять птичек - стайка»
Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Птички летают»
«Перелёт птиц»
Дидактические игры: «Каждую птицу на своё место»
«Что лишнее?»
Проведение акции «Поможем птицам» (изготовление кормушек совместно с родителями)
Декабрь
Наблюдения:
- за явлениями неживой природы;
- за растительным миром;
-за миром животных.
Ситуативные беседы на тему: «Как рождаются снежинки?»,
«Зимой и летом – одним цветом»
«Почему зимой идет снег?»
«Как дерево живёт зимой?»
Экспериментирование – что такое снег? Свойства снега.
Дидактические игры: «Когда это бывает?»
«Хорошо или плохо?»
«Что сначала, что потом?»
Пальчиковые гимнастики: «Мы с тобой снежок лепили»
«Снегопад», «Ёлка»
Подвижные игры: «Снег кружится», «Два мороза»
«Зимние забавы»
Дидактические игры: «Угадай по писанию», «Толще, выше»
Акция «Спасём ёлочку», «Лесная красавица»
Январь
Наблюдения:
- за явлениями неживой природы;
- за растительным миром;
-за миром животных.
Ситуативные беседы на тему: «Как зимуют звери?»
«Что сейчас стало с травкой?»
«Что сейчас делают рыбки?»
Экспериментирование – делаем цветные льдинки (свойства воды).
Дидактические игры: «Кто где живёт?», «Чьи следы?
«Придумай предложение»
Пальчиковые гимнастики: «Снеговик», «Погреемся»
«В лесу»
Подвижные игры: «Зимние забавы», «Собачка и воробьи»
«Беги к тому, что назову»
Изготовление построек из снега.
Февраль
Наблюдения:
- за явлениями неживой природы;
- за растительным миром;
-за миром животных.
Ситуативные беседы на тему: «Как птицы и звери спасаются зимой?»
«Чем отличается сосна от ели?»
«Есть ли жизнь под снегом?»
Экспериментирование – определение силы ветра.
Пальчиковые гимнастики: «В лесу», «Ворона и собачка»
«Кормушка»
Подвижные игры: «Зайка серенький», «Два мороза»
«Зимние забавы»
Дидактические игры: «Найди лишнего», «Кто где живёт?»
«Назови ласково»
Проведение акции «Столовая для птиц»
Март
Наблюдения:
- за явлениями неживой природы;
- за растительным миром;
-за миром животных.
Ситуативные беседы на тему: «Жизнь под снегом»
«Как появляются растения?»
«Пернатые друзья»
Экспериментирование – проращивание семян.
Дидактические игры: «Найди такое же», «Что где растёт?»
«Узнай, что это?», «Вершки и корешки»
Пальчиковые гимнастики: «Скворечник», «Птенчики в гнёздах», «В лесу»
Подвижные игры: «Змейка», «Солнышко и дождик», «Веснянка»
Создание в группе огорода на подоконнике. Оформление дневника наблюдения.
Апрель
Наблюдения:
- за явлениями неживой природы;
- за растительным миром;
-за миром животных.
Ситуативные беседы на тему: «Где живут листочки», «Птицы весной»,
«Как заботятся животные о своём потомстве»
Экспериментирование – проращивание лука в разных условиях, оформление дневника наблюдения.
Дидактические игры: «Кто что ест», «Времена года»,
«Лесные звери»
Пальчиковые гимнастики: «Мышка», «Дождик и солнце»,
«Игра с ежом»
Подвижные игры: «Ежата», «Ручейки, реки, озёра»,
«Два гуся»
Досуг «Волшебница вода»
Май
Наблюдения:
- за явлениями неживой природы;
- за растительным миром;
-за миром животных.
Ситуативные беседы:
«Когда животных в природе становится много или мало» «Мой край родной: заповедные места и памятники природы»
«Почему идёт дождь?»
Экспериментирование - свойства песка.
Игры: «Узнай растение», «Да - нет», «Кто больше?»
«Что было бы, если бы…»
Пальчиковые гимнастики: «Жук», «Цветы»,
«Червячки»
Подвижные игры: «Вейся венок», «Стадо»
«У медведя во бору»
Выставка рисунков, фотографий «Мы и природа»