Любовь Гирняк
Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Зеленая аптека рядом с нами»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Нам необходимо было вызвать интерес у воспитанников к оздоровлению собственного организма силами природы.
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, правильного сбора. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Зеленая аптека»
Публикация «Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста „Зеленая аптека рядом с нами“» размещена в разделах
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: Познакомить детей с разнообразием лекарственных растений в ближайшем окружении, какую пользу они приносят и можно ли вырастить их самим.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Задачи:
1. Создать в группе условия для реализации экологического проекта;
2. Активизировать познавательную деятельность; продолжать учить детей с помощью взрослых находить интересную и полезную информацию о растениях, работая с различными источниками информации;
3. Дать детям знания о растениях родного края, с их целебными свойствами, познакомить с их разнообразием и лечебными возможностями, о правилах сбора, хранения и применения;
4. Развивать речь у детей, как средство общения; закрепить представление детей о лекарственных растениях, расширить словарь (первоцвет, отвар, настой, медонос, рассада, соцветия) за счет новых впечатлений и информации, вызывать желание рассказывать о ценностях растения, живущего рядом с нами;
5. Повышать остроту зрения, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику через художественно – продуктивную деятельность: раскрашивание силуэтов, вырезывание по контуру детской ладошки, рисование нетрадиционной техникой, «бумагопластика», игры с прищепками, счетными палочками, работа с калькой, трафаретами;
5. Побуждать детей к длительному наблюдению за развитием одних и тех же объектов; прививать практические навыки по выращиванию культурных лекарственных растений, уходу за ними;
7. Развивать творчество, мышление, фантазию;
8. Воспитывать экологическую культуру.
Тип проекта : информационный, исследовательский, практический, познавательный, творческий, групповой.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Срок выполнения: апрель – август.
Проблема: В чем заключается ценность лекарственных растений? Как ими лечиться? Что полезнее у них – кора, плоды, листья, корни или цветы?
Целеполагание: После обсуждения проблемы вместе с детьми, мы решили узнать о лекарственных растениях, которые растут на территории детского сада, научиться выращивать культурное лекарственное растение – календулу.
Формы и методы:
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно – ролевые, дидактические, игры - драматизации и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов, пособий.
Ожидаемые результаты:
- сформированные знания о лекарственных растениях и потребности в их применении при необходимости;
- навыки использования этих растений в лечебных целях;
- умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности с взрослым;
- бережное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека;
- навыки публичного выступления в форме доклада перед сверстниками.
Планирование и организация деятельности.
Работа над проектом началась с модели трех вопросов:
1. Что мы знаем? - («Картошку люди едят, чтоб быть сильными», «В луке много витаминов», «Мне мама говорила, что подорожником можно остановить кровь», «Если есть много морковки, будут глаза лучше»)
2. Что хотели бы узнать? - («Какие растения помогают, чтоб горло не болело», «Зачем едят облепиху, она нужна птичкам, так мама сказала», «Как зимой можно вырастить лук», «Как можно есть семена шиповника»)
3. Где это можно узнать? – («Спросить у взрослых; почитать в книгах; да в интернете все есть; надо пойти в лес и там все собрать и сушить; а моя мама сушит ромашку»)
Подготовительный этап.
1. Сбор информации: подобрать статьи с интернет – источников, сказки, стихи, пословицы, загадки по теме.
2. Чтение рассказов, сказок, рассматривание иллюстраций с изображением картин известных художников.
3. Домашняя работа детей и родителей по поиску информации о выбранном растении, изучение материала, выполнение рисунка и подготовка рассказа о растении.
4. Беседа «Растения – фитотерапевты». Какие они? Почему травы называют лекарственными?»
Цель: выяснить представление детей о лечебных свойствах трав, растущих на участке детского сада (об одуванчике, календуле, ромашке, подорожнике, выявить отношение детей к ним, заинтересовать темой проекта.
5. Оформить «Полочку умных книг» (справочники, энциклопедии, книги, раскраски, иллюстрации).
Основной этап.
Речевое развитие.
• Беседы:
-«Душистая мята»;
-«Великий путешественник - подорожник»;
-«Скромный одуванчик»;
-«Полезная крапива»;
-«Как хорош сегодня наш лопух!»;
-«Чистотел – желтый цветок»;
-«Календула - ноготки»;
-«Ромашка – «белая рубашка».
• Ознакомление с художественной литературой.
• Чтение загадок, стихов, пословиц, произведений:
М. М. Пришвин «Золотой луг»;
Н. Павлова «Хитрый одуванчик»;
Г. В. Лебедева «Одуванчик»;
«Легенды об одуванчике»;
«Легенда о бессмертнике» и др.
Познавательно – исследовательская деятельность.
Наблюдение за лекарственными растениями;
• Выращивание рассады календулы, высадка на участок детского сада, уход за ней, сбор семян;
• Экскурсии в природу;
• Беседа «О безопасном поведении в природе».
Игровая деятельность.
• Дидактические игры: «Собери целое из частей», «Чей листок?», «Четвертый лишний», «Составь рецепт», «Найди тень» и др.
• Сюжетно – ролевая игра «Фитодоктор» (лечебные свойства лекарственных растений);
Художественно – продуктивная деятельность.
• Аппликация «Одуванчики»;
• Рисование «Цветы календулы», «Подорожник»;
• Коллаж «Ромашки в траве»;
• Аппликации из контуров детских ладошек: «Мать-и-мачеха и др.
Коррекционная работа.
• Работа с трафаретами с внутренней и внешней обводкой;
• «Соедини линиями точки и раскрась рисунок»;
• Игры с прищепками, счетными палочками.
Работа с родителями.
• Изготовить комнатные клумбы для рассады;
• Заготовить семена ноготков, землю, предметы ухода: лейки, совочки;
• Сбор информации о лекарственных растениях вместе с детьми;
• Чаепитие «Душистая мята».
Презентация проекта.
• НОД «Путешествие в страну лекарственных растений»;
Заключительный этап.
• Обработка и оформление материалов проекта;
• Анализ результативности проведенной работы.