Саркисянц Илона
Педагогический проект «Юные финансисты»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : информационно – практико-ориентированный.
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников (законные представители).
Возраст участников проекта : 6 - 7 лет.
Срок реализации проекта : краткосрочный (1 месяц) 4.10.2021г. - 29.10.2021г.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Вид детской деятельности: в основе лежит организация образовательной ситуации – познавательно – исследовательская деятельность.
Публикация «Педагогический проект „Юные финансисты“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Метод организации: обучение детей финансовой, экономической грамотности: накопление у детей конкретных представлений о деньгах и экономике.
Приемы: погружение в игровую ситуацию, наглядный, словесный, практический, сюрпризный момент.
Форма работы: подгрупповая.
Используемые технологии: Личностно-ориентированное обучение; игровые технологии; технология сотрудничества (реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка).
Организация образовательной среды: магниты, доска, копилки, кошельки, железные монеты, жетоны, бумажные купюры, пластиковые карты, лэпбук, весы, гири, карточки с изображением профессий, настольно – печатные игры: «Монополия», «Бизнес», магазин с товарами, рекламные эскизы.
Словарная работа: экономика, потребность, финансист, деньги (купюры и монеты, товар, бюджет, доход, расход.
Формы реализации проекта : наблюдение, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность.
Методы и приёмы реализации проекта : организационные, мотивирующие, словесные, игровые, наглядные.
Актуальность проекта
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни. Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Цель проекта
Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи проекта
Образовательные: расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; формировать основы финансовой грамотности у дошкольников.
Развивающие: развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Воспитательные: содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых; воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.
Этапы проекта
1 этап – подготовительный (04.10.2021-8.10.2021)
• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, интернет ресурсов.
• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юные финансисты».
• Подбор художественной литературы, мультфильмов, презентаций для детей по выбранной тематике.
• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап – основной (11.10.2021- 22.10.2021г)
• ООД «Что такое деньги?».
• Игровая ситуация «Рекламное агентство».
• Беседы с демонстрацией иллюстраций «История денег», «Деньги разных стран».
• Решение ситуационных задач «Как деньги попадают к нам в дом», «Потребности и желания».
• Продуктивная деятельность «Изготовление чеков, банковских карт для сюжетно-ролевых игр», «Дизайн купрюр».
• Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Банк».
• Чтение с детьми произведений: К. Чуковский «Муха-цокотуха», Дж. Родари «Приключения Чиполлино», А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г. Х. Андерсон «Новое платье короля».
• Просмотр и обсуждение мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Золотая антилопа», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад», «Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками».
• Создание лэпбука «Экономика для дошкольников».
• Рефлексия «Моя будущая профессия».
• Экскурсии (магазин, библиотека, пожарная часть, пищеблок).
3 этап – заключительный. (25.10.2021- 29.10.2021)
• Включает в себя создание и просмотр мультимедийного пособия «Семейный бюджет».
Предполагаемые результаты
• Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
• Воспитанники знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин.
• Дошкольники бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.)
• Родители получают дополнительные знания по формированию финансовой грамотности детей.
• Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
Описание проекта :
1 блок «Труд. Продукт труда»
Работа над проектом началась с 1 блока «Труд и продукт труда», в котором воспитанники узнали о том, что люди трудятся для того чтобы удовлетворять свои потребности, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. А так же, что в процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда. Производство невозможно без средств, с помощью которых осуществляется процесс производства продуктов труда.
В рамках 1 блока нами были организованны экскурсии (в пожарную часть, в библиотеку, в магазин, на пищеблок детского сада, где воспитанники знакомились с профессиями, деятельностью специалистов. В результате экскурсий у детей появилось представление, кто трудится на производстве, каким является продукт труда специалистов.
Экскурсии
Дети с большим интересом играли в сюжетно-ролевые игры, обыгрывая разные профессии. В ходе реализации проекта воспитателями группы, была подобрана литература, которая знакомила детей с трудом, профессиями, это способствовало, более тщательному рассмотрению содержания давно знакомых произведений, ведь, как оказалось, практически в каждом детском художественном произведении мы видим, что персонажи трудятся. В группе организован уголок профессий, где дети с удовольствием играли в сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры. Детям понравился лэпбук, который включал в себя такие игры как лото, найди пару, собери картинку, мемори.
Основная образовательная деятельность
Итог работы по 1 блоку «Труд. Продукт труда»
В результате работы над 1 блоком у детей формировались представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, они учились уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. Знакомство с людьми разных профессий воспитывало уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение к труду вообще. Дети узнали, что за свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям. Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги.
2 блок «Деньги»
Работа над проектом продолжалась по второму блоку – «Деньги». Перед детьми был поставлен вопрос, как появились деньги. Был организован просмотр презентации о том, что служило древним людям деньгами, организованна выставка «Самые первые деньги людей». Организованы, беседы с иллюстрацией «История денег», «Деньги разных стран».
Деньги разных стран
Детей заинтересовала тема денег, воспитанникам было предложено решение ситуационных задач «Как деньги попадают к нам в дом», «Потребности и желания». Дошкольники проявили фантазию, когда придумывали дизайн купюр детских денег.
Также была организована выставка поделок, так в нашей группе появились игровой банкомат в полный детский рост, маленький банкомат из лего, касса-копилка, кошельки из оригами.
Мы объединили настольно-печатную игру «Покупки» и сюжетно-ролевую игру «Магазин», и учили детей распределять деньги на покупки и покупать точно по списку. Дети помогли нам организовать пространство для игры в магазин игрушек, наклеить ценники к товарам, положить чеки в кассу, разложить все игры на полочки. И мы провели игру, в которой сначала дети были только покупателями, и уже когда они научились общению с продавцом, поняли, что нужно делать, некоторые дети попробовали себя в роли продавца. В игре также решались и такие вопросы, как рассчитать свой бюджет и выбрать игру по возможностям, понять, что часто бывает так, что некоторые покупки не по карману.
Итог работы по 2 блоку «Деньги»
Завершающим этапом работы над блоком «Деньги» стала экскурсия в магазин игрушек. Дети смогли увидеть, какие отделы есть в магазине, узнать, что на товаре должен быть ценник, в чем заключается работа продавца. И по окончании экскурсии один воспитанник совершил покупку, так как уже имел представление, что нужно сказать продавцу, как оплатить покупку, что обязательно нужно взять чек.
В блоке «Деньги» мы реализовали следующие задачи: познакомили детей с деньгами разных стран, воспитывали начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями, дали детям представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.
3 блок «Реклама»
В блоке «Реклама» перед педагогами стояла цель воспитать у детей осознанное отношение детей к рекламе, объяснить, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений, но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных. Мы начали знакомство детей с понятием «реклама» с мультфильма по рассказу С. Михалкова «Как старик корову продавал». По данной теме детям были продемонстрированы и другие мультфильмы и прочитаны произведения.
В беседе на тему «Реклама» мы просили детей вспомнить те случаи, когда вам понравилась реклама, вам что-то купили из-за нее, но вам не понравился продукт. Дети рассказали о некоторых игрушках и сладостях, которые не соответствовали их ожиданиям, и мы пришли к выводу, что не всегда нам в рекламе говорят правду.
Детям была предложена игра «Открой свое кафе». Она заключалась в том, что выбираются двое предпринимателей, и они набирают себе команду, которая должна заняться сначала созданием меню, затем изготовлением продукции, придумать рекламу для своего кафе, и после этих шагов привлечь покупателей и начать продажи. Дети смогли представить рекламу своего продукта, после чего открыть кафе и начать продавать там свою продукцию. А другая команда в то же время получила деньги и отправилась покупать и, так сказать, «пробовать», что приготовили их конкуренты. Затем вторая команда представила свою рекламу и рассказала, почему нужно выбрать именно их кафе, в чем «фишка» заведения. Также, они продавали свои блюда. А после игры подсчитывался заработок обеих команд, мы беседовали, почему одни продали больше и заработали больше, а другие меньше. Первая команда проанализировала, почему их продукция пользовалась меньшим спросом (внешний вид, и как это можно исправить.
Итог работы по 3 блоку «Реклама»
Таким образом, дети познакомились с понятием «реклама» и узнали, какую роль она играет в жизни.
4 блок «Полезные привычки, которые помогают нам экономить»
Содержание данного блока реализуется в рамках изучения блоков «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама», а так же в ситуациях повседневной жизни, на которые педагог обращает внимание детей. Работа с детьми по данному блоку предполагает создание предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения (не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду
и др.). Мы обращали внимание детей на то, что если человек пользуется средствами, предоставленными ему, неэкономно, то он может быстро стать бедным, и его жизнь изменится. Мы напоминали о том, что нужно экономить воду, свет, что в мире очень многие ежедневные блага стоят денег, и нужно разумно распоряжаться ими.
Итог работы по 4 блоку «Полезные привычки, которые помогают нам экономить»
В 4 блоке мы работали над тем, чтобы формировать у детей бережное обращение со своими вещами и вещами принадлежащими другим взрослым, сверстникам; разумное использование материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.); думать об экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется); не оставлять после себя беспорядок, брошенные вещи и игрушки. Данная игра являлась заключительным этапом проекта, и дети показали, насколько у них сформированы знания о деньгах, их значимости, о потребностях человека, о том, что такое доходы и расходы, семейный бюджет, об экономии, о труде и т. д.
Подведение итогов проекта
Проект способствовал вхождению детей в социально-экономическую жизнь, формированию у них основ финансовой грамотности. Воспитанники начали осознавать смысл таких качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, трудолюбие. У детей сформировались такие представления о том, что:
• Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
• Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
• Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег).
• Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине).
• Финансы нужно планировать.
• Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
• Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
• Финансы – это интересно и увлекательно.
Поставленные цели проекта были достигнуты. Работа над формированием основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста будет продолжена.