Лариса Кригер
Педагогический проект «Все мы разные, но все равные»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В последние годы в связи с происходящими по всему миру социальными изменениями значимо усиливаются процессы миграции населения. Людей все менее удерживает традиционный уклад жизни, социальные связи, природно-средовые условия проживания и жизнедеятельности. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион, где иные культурные традиции, другой язык, приводит к дезориентации ребенка-дошкольника из семьи мигрантов.
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, впитывая культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа.
Публикация «Педагогический проект „Все мы разные, но все равные“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога.
Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой бы национальности он не был, является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький украинец, армянин, таджик, русский и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа. А задача педагогов – научить их толерантно относится друг к другу, уважать традиции других народов.
Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, на мой взгляд, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка.
К большому сожалению, в современном мире появляется опасность утраты «традиций народов».
Я разработала проект по адаптации детей-мигрантов. В систему реализации проекта включены как традиционные, так и новые для ДОУ формы и методы работы: игровое моделирование, компьютерная презентация, пиктограммы, которые приучали детей видеть и откликаться на происходящее вокруг. Параллельно велась работа с детьми в различных на правлениях деятельности.
Формы реализации проекта :
1. Циклы занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и другие на основе единого содержания.
2. Беседы, как индивидуальные, так и групповые.
3. Видеопросмотры (презентации, фильмы и т. д.).
4. Проведение мероприятий с этнокультурной тематикой.
5. Целевые экскурсии в музеи.
Сроки реализации проекта состоят из 3-х этапов:
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Подготовительный этап
включает в себя совместное планирование деятельности, составление схемы реализации проекта, подбор методической литературы, составление планов работы.
Задачи:
- Выявить национальное состояние семей воспитанников группе;
- Индивидуальные и групповые беседы, просмотр домашних праздников через фотографии, видеосъемки;
- Разработать консультации для родителей «Воспитание у детей позитивного отношения к представителям своего и других народов»;
- Изготовить папки-передвижки «Мир семейных увлечений»;
- Организовать совместные выставки-конкурсы: «Национальные костюмы», «Традиции семей», «Национальные блюда».
Основной этап:
Цель: создание условий для развития познавательной деятельности воспитанников.
Задачи: воспитывать любовь и уважение к своей Родине, нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, родителям.
Итоговый этап:
- Презентация проекта «Мы разные, но мы вместе»;
- Праздник «Дружба народов»
- Интегрированная образовательная деятельность «Мы вместе»
- Конкурс на лучшую открытку «Вместе дружная семья»
- Фотовыставка «Мы разные, но мы вместе»;
Ожидаемый результат:
Знания детей о национальных культурах народов разных стран;
Увеличение активного активного и пассивного словаря детей мигрантов;
Умение отличать один язык от другого;
Расширение представлений детей о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира.
Ожидаемый результат: данный проект помогает воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представление об образе жизни людей, их обычаи и традиции на основе познания. Способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию детей через приобщение детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом; сформировать у них представление о себе и других, как о личности.
Свою работу я начала с беседы с родителями. В беседах с родителями я объясняла, консультировала и давала советы, что бы их ребенок мог быстрее адаптировался в детском саду.
Через исторические беседы, легенды и сказки, дети узнали об увлекательных и занимательных фактах из прошлого других национальностей. Был подобран материал соответствующий возрасту: иллюстрации к сказкам, костюмы, фотоматериал их края, сказки, игры разных народов.
Ребенку нужно давать возможность иногда выступить на родном языке, надеть на праздник национальный костюм. Целесообразно прочитать на русском языке в переводе национальные сказки и истории. Толерантное отношение к иной культуре, иным языкам и людям, не таким, как большинство, положительно сказывается на микроклимате, существующем в коллективе детского сада.
Такая работа дала свой результат, дети-мигранты стали более активные, речь стала более правильной, они больше общаются со всеми детьми.