Стрельникова Людмила
Педагогический проект в подготовительной группе «Свойства снега»
▼ Скачать + Заказать документы
I Информационная карта проекта
Проект : «Свойства снега».
Автор проекта : воспитатель подготовительной группы Стрельникова Людмила Владимировна
Продолжительность проекта : краткосрочный – 2 недели, с 20 ноября по 5 декабря
Тип проекта : познавательно- исследовательский.
Публикация «Педагогический проект в подготовительной группе „Свойства снега“» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Темочки
Участники проекта : дети, педагог, (* привлечение родителей)
Возраст детей: 6 лет
Актуальность проекта :
Все дети любят зиму, но не все задумываются, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение двух недель работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребёнку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень.
Проект «Свойства снега» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Новизна проекта :
новизна заключается в самом проектировании, так как ранее мы с детьми не использовали данную образовательную технологию, когда задачи обучения и воспитания дошкольников реализовывались при активном участии самих воспитанников.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект :
Для всестороннего развития личности ребёнка важно с детских лет знакомить его с поисково-познавательной деятельностью. Важно направить интерес ребёнка для осуществления поиска необходимой ему информации и способах достижения цели исследований.
Во время зимней прогулки с детьми, педагог задаё т детям вопросы: «Что такое снег? Какой бывает снег? Почему снег блестит на солнышке? Что можно сделать из снега? Как люди применяют снег? Можно ли изменить цвет снега? Что можно сделать из снега и льда?»
Цель проекта :
исследовать, что такое снег и лёд, изучить его свойства, узнать, что связано со снегом в нашей жизни
Задачи проекта :
Для детей:
Определить, при каких условиях образуется снег и лёд;
Исследовать свойства полученного снега и льда;
Каким образом в домашних условиях можно получить снег и цветной лёд и снег?
Сделать выводы, которые мы получим в ходе наших экспериментов.
Узнать, что такое снег и какой он (белый, холодный, мокрый, мягкий, лёгкий, пушистый, обогатить речь детей описательными прилагательными);
Узнать когда и откуда падает снег
Сравнить снег и лёд; Чем они отличаются;
Узнать, что иногда снег лепиться, а иногда нет;
Узнать, что в тепле снег и лёд тают и получается вода;
Определить чистоту снега и талой воды;
Рассмотреть форму снежинок; и прозрачность льда;
Познакомиться со снежными играми;
Познакомиться со стихотворными и музыкальными произведениями о снеге.
Форма проведения итогового мероприятия проекта :
Эксперименты и опыты на прогулке
Ожидаемые результаты (продукт проекта) :
Для детей:
- дети приобретут новые знания об условиях возникновения льда и способах его получения;
- научатся планировать, прогнозировать, моделировать, устанавливать взаимосвязи в природе, что позволит им в будущем рационально строить отношения с природной средой;
- формируют такие личностные качества, как любознательность, ответственность по отношению к природе и человеку;
– развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса.
Для педагогов :
– самореализация, повышение творческого потенциала;
– повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.
II Краткое содержание проекта
I этап подготовительный
Совместная деятельность с детьми.
Обогащение развивающей среды.
Подбор иллюстрированного материала по предмету исследования.
Подготовка к экспериментированию по теме (подбор темы и оборудования).
II этап основной
Подготовка к экспериментированию по теме (подбор темы и оборудования). Подготовка предметно-развивающей среды (оформление информационной доски.
Донести до участников проекта важность данной темы.
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
«Зимние забавы».
Цель: уточнить представление детей о зимних играх и забавах, учить играть в разнообразные зимние игры.
Содержание:
Рассказ детей о любимых зимних забавах. Рассматривание иллюстрации «Дети и взрослые на зимней прогулке».
Беседа по картине.
Подвижные игры «Снежки», «След в след», «Перепрыгни через сугроб», «Льдинки, снежинки, сосульки».
Заучивание стихотворения О. Высотской «На санках».
Слушание пьесы П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев».
Беседа-рассуждение «Почему нельзя есть снег и лёд».
Целенаправленные наблюдения на прогулке.
Наблюдение и исследование свойств снега (белый, холодный, лепится – не лепится, льда (холодный, острый, прозрачный, тяжелей снега, опасный, можно пораниться)
Наблюдение зимних явлений в природе.
Наблюдение снегопада, исследование снега (легкий, пушистый).
Изучение формы снежинок. Хруст снега. Чистота снега
Опыт: «Что быстрее тает снег или лёд.
Чтение рассказа «Про снежный колобок» Н. Калининой.
Элементарные опыты: «Откуда взялась вода», «Куда спрятался снег», «Определение чистоты снега», «Сравнение снега и льда», «Наблюдения за сосульками».
Подвижные игры: имитация движений «Полёт снежинки», «Снеговик», «Лыжники», «Метель», «По снежочку мы пойдем», «Вот зима, кругом бело», комплекс утренней гимнастики «Мы мороза не боимся», комплекс гимнастики после сна «Валенки».
Речь с движением: «Со снежком мы поиграем», «Как под горкой снежок», «Снеговик», пальчиковая гимнастика «Снеговик».
Чтение стихов и произведений: семейный рассказ «Приключение снежинки», стихи «Ветер веет», Н. Некрасов «Снежок», Е. Благина «Снег», беседа «Сильный мороз».
Дидактические игры: «Найди снежинке пару», «Снежинки», «Кто на Севере живет?».
Самостоятельные игры со снегом : «Чей ком больше», «Попади в цель», «Чья горка выше», «Снежный дом», «Снежный салют».
Коллективное рассматривание творческих работ, индивидуальные беседы с детьми по творческой работе.
Обогащение развивающей среды:
Работа с родителями:
Совместное с детьми изготовление творческой работы «Снежные впечатления».
Совместное с детьми наблюдение в раздевалке группы «Что тает быстрее снег или лед».
Работа с детьми: Совместная работа воспитателя и детей изготовление снежных построек, что у кого получилось (домики для снеговиков, волшебная крепость для Деда Мороза и Снегурочки, синий Кит,). Дети совместно с воспитателем строят крепость и домики горки, приготавливают дома с родителями краску из медовой гуаши с водой, приносят в детский сад и во время прогулки под руководством воспитателя раскрашивают получившиеся готовые постройки (фигуру кита, и крепость, домики оставляют белыми, там живут снеговики.
III этап – заключительный
Просмотр презентации «Лёд, снежинка и вода»
Обогащение развивающей среды:
оформление рекомендаций для родителей «Экспериментирование со снегом», «Домашние игры со снегом».
Работа с родителями:
беседа родителей с детьми.
Самоанализ «Чем был полезен проект».
Фотосессия «Как прекрасен наш проект»
Результат:
В процессе работы над проектом мы узнали, что снег - чудеснейшая особенность нашей планеты. Он образуется на всех континентах в огромных количествах. Ежегодно снегом покрывается до 130 миллионов квадратных километров -четвертая часть всей поверхности Земли вместе с океанами. Снег образуется не наземной поверхности, он - детище высоких слоев атмосферы. Облака состоят из мелких снежинок и переохлажденных капель воды, и поэтому даже дожди, жидкие осадки могут иметь своим прямым предшественником атмосферный снег.
Снег не просто нечто эфемерное, непостоянное, сезонное. Не просто красивый спутник зимнего пейзажа. И даже прошлогодний снег отнюдь не бесполезен. Снег –это и высокие, устойчивые урожаи, это основа зимних дорог и даже аэродромов, это строительный материал для зимовий и различных хранилищ на севере, источник воды на юге. Со снежными запасами связаны водность рек и изменения климата целых районов. Трудно себе представить леса и равнины, величавые горы, да и всю нашу жизнь без снега, без его очарования. Он, пушистый, искрящийся, кипенный, дарит нам радость, учит прекрасному с самого детства. Его можно раскрасить цветными красками, которые не приносят вред окружающей среде, которые застывают при минусовой температуре и снежные фигуры превращаются в красивые сооружения, которые радуют глаз человека и с ними можно проводить разные интересные игры.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Снег имеет огромное значение в жизни живой природы и человека. Если человек будет использовать его по назначению, снег приносит большую пользу всему человечеству.
Список используемой литературы:
1. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2009-2010.
2. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная группа-М. : Мозаика-Синтез, 2009-2010.
3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в подготовительной группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2008-2010.
4. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Для 2 работы с детьми -7 лет. -М. :Мозаика-Синтез, 2013.
5. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. -М. : Мозаика-Синтез, 2007-2010.
6. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. .-М. : Мозаика-Синтез, 2013.
7. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2007-2010.
8. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Подготовительная группа. - 2011.
9. И. З. Суриков «Сборник стихов». – Золотой серпок. М: Малыш, 1994.
10. Серия «Мир в картинках» (мир природы)
Арктика и Антарктика. - М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010.
11. Серия «Рассказы по картинкам»
Зима. - М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010.
12. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : Мозаика-Синтез, 2007-2010.
13. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Праздники и развлечения в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010.
14. DVD-диски мультфильмов и из «Детского альбома», сайт «Развивайка») для детей дошкольников для работы в ДОУ по ФГОС)
15. Презентации.
16. Иллюстрации, сюжетные картинки, наглядный материал по окружающему миру в подготовительной группе в ДОУ.
Приложение.
При работе над темой мы прочитали много дополнительной литературы, и то, что нам особенно понравилось, мы собрали в данном приложении.
Рассказы о снежинках и снеге.
О снежинках.
Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Засыпают прохожим шапки, воротники. Снежинки похожи на белые звездочки. Поймай их на рукавичку и разгляди хорошенько, только не дыши на них, а то растают. Правда, красивые? Будто кружевные, все разные, с тонкими лучами, с
лепестками, как у самых нежных цветов.
Не всегда можно увидеть снежинки. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную пыль. И тогда их разглядеть совсем нельзя.
Снежинки образовались в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до самой земли и покрывают её снегом. Пробеги по снегу в ясный морозный день. Слышишь, как скрипит под ногами? Знаешь, почему?
Это потрескивают и поскрипывают маленькие лучи холодных звездочек, которые ломаются у тебя под ногами.
А снег все идет, и день за днем кружатся в воздухе блестящие снежинки. Они ложатся на поля и луга, их засыпают все новые и новые хлопья снега, они покрывают землю большими сугробами.
По Н. Калининой
Где рождается снег?
Что такое снег? Это много, очень много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов — чистые, хрупкие, сверкающие. Они тоже падают из туч, как и дождь, но только образуются не совсем как дождь.
Где-то, помнится мне, я читала об одном удивительном случае, который произошел в давние времена в Петербурге. Этот случай произошел еще во времена Петра I на одном придворном балу. В зале было так душно, что от спертого воздуха некоторые дамы стали падать в обморок, и один находчивый кавалер шпагой выбил окно. В зал ворвалась свежая струя морозного воздуха, и. неожиданно для всех в комнате повалил снег, прямо хлопьями! В те времена, да и много позднее, ученые не могли объяснить себе это странное явление. Потому что долгое время никто не знал, как рождается снег! Раньше думали, что снег — это замерзшие капельки воды.
Думали, что идет он из тех же туч, что и дождь. И вот не так давно была
разгадана тайна рождения снежинок, и тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который идет иногда летом вместе с дождем или во время грозы. Но капельки воды никогда не превращаются в снежинки — красивые шестиугольные звездочки. Все бывает совсем по-другому.
Водяные пары поднимаются очень высоко над землей, где царит сильный холод, и здесь сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-хрусталики. Это еще не те снежинки, которые падают на землю, они очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, завивается и, наконец, становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю. Когда была разгадана тайна рождения снежинки, стала понятна удивительная петербургская история со снегом.
В зале, где скопилось много водяных паров, произошла кристаллизация этих паров, они превратились в снежинки, как только соприкоснулись с морозной струёй воздуха, который ворвался с улицы через разбитое окно.
М. Гумилевская.
Стихи про снег.
Николай Некрасов «Снежок».
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Валентин Берестов «Снегопад».
День настал.
И вдруг стемнело.
Свет зажгли. Глядим в окно.
Снег ложится белый-белый.
Отчего же так темно?
Виктор Лукин «Снег».
Ни ветерка, ни солнечных лучей,
И мухи снежные роятся и кружатся.
На сучья дуба, на ветви тополей,
На колкие кусты ложатся.
Наполнен воздух шепотом зимы.
Белы карнизы, крыши и пороги.
Кристально-чистые волнистые холмы
Вздымают свои спины у дороги.
Бледнее тени сумрачный закат.
Случайный проблеск с запада приходит.
И в огненный одетая наряд,
Малиновка тоскливо песнь выводит.
Загадки про снег.
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.
(Снег)
Бел, да не сахар,
Нет ног, а идёт.
(Снег)
Без крыльев, а летит,
Без корней, а растёт.
(Снег)
Пушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит
(Снег)
Вился, вился белый рой,
Сел на землю – стал горой.
(Снег)
Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью оживает.
(Снег)
Белый Тихон
С неба спихан,
Где пробегает -
Ковром устилает.
(Снег)
Я как песчинка мал,
А землю покрываю;
Я из воды,
А с воздуха летаю;
Как пух лежу я на полях
И как алмаз блещу
При солнечных лучах.
(Снег)
На дворе горой,
А дома водой.
(Снег)
Лежало одеяло,
Мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул,
Одеяло согнул.
Солнце припекло,
Одеяло потекло.
(Снег)
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(Снег)
Выгляну в оконце,
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит.
(Снег)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(Снег)
Пословицы и поговорки.
Задержишь снег на полях зимой, будешь с хлебом весной.
Зима без снега - лето без хлеба. Много снегу - много хлеба.
Снег холодный, а от стужи укрывает.
Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.
Спасибо, мороз, что снегу нанес.
Хороший снежок урожай сбережет.
Снег на полях – хлеб в закромах.
Народные приметы, связанные со снегом.
Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.
Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля – то это к урожаю.
Коли в декабре снег привалит вплотную к заборам – плохое будет лето; коли же останется промежуток – урожайное.
Если снег осел, не скрипит под ногами, ветер дует с запада или юго-запада, то наступит продолжительное потепление.
Если 12 декабря идет снег, то быть метелям целую неделю.
В январе висит много частых и длинных сосулек – урожай будет хороший.
Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.
В феврале много инея на деревьях – будет много меда.
Снег прилипает к деревьям – тепло будет.