Ирина Лаврец
Педагогический проект «Учусь жить безопасно» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 15 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по художественно – эстетическому
направлению развития воспитанников
Педагогический проект «Учусь жить безопасно»
во второй младшей группе
Составители:
Лаврец Ирина Михайловна
Пермякова Анастасия Сергеевна
Березовский ГО, 2021 г.
Публикация «Педагогический проект „Учусь жить безопасно“ во второй младшей группе» размещена в разделах
«Учусь жить безопасно» во второй младшей группе.
Актуальность проекта :
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем, требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны. «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», — подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию.
Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях.
Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.
На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Под безопасностью большинство исследователей понимают такое состояние человека, которое с определенной вероятностью обеспечивает невозможность причинения вреда его существованию, как другим, так и им самим, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать. Такое определение дают О. Н. Русак близкие к нему определения безопасности дают С. К. Шойгу, Н. Н. Авдеева. Как отмечает С. К. Шойгу, обеспечение безопасности жизнедеятельности — это, по существу, создание таких условий в системе, при которых действие детерминированных или случайных факторов, вызывающих появление опасности, ограничивается и в итоге приводит к снижению опасности до приемлемого уровня.
Цель: формирование у дошкольников знаний, представлений, устойчивых навыков по основам безопасности и жизнедеятельности.
Задачи:
1. Знакомить детей с правилами безопасного поведения дома, в детском саду, на улице, на дороге, в транспорте.
2. Развивать собственный познавательный опыт.
3. Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность.
4. Поощрять дружеские отношения во время ситуативных игр.
5. Формировать знания, умения и навыки безопасного поведения в обществе, проявление интереса и желания расширять свой кругозор.
Ожидаемый результат:
Дети будут
• осознавать отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
• проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность в соблюдении правил поведения;
• уметь предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
• знать правила безопасного поведения на улицах города;
• уметь заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
• уметь выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
• уметь организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
• способны действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
• иметь представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Родители будут: осознавать причастность к воспитанию личности безопасного типа.
Тип проекта : познавательно – игровой
Возраст воспитанников: 3 – 4 года
Сроки реализации проекта : сентябрь – ноябрь 2021г.
Участники: воспитанники второй младшей группы, воспитатели, родители.
Итоговые мероприятия: Игровая ситуация «Выставка машин», выставка детских работ.
Ресурсное обеспечение:
1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность» Санкт Петербург Детство-Пресс» 2002
2. Е. Ф. Прилепко «Пожарная безопасность» ООО «Издательство «Скрипторий 2003
3. ВдовиченкоЛ. А. «Ребенок на улице» Цикл занятий для дошкольников по обучению правилам дорожного движения. Издательство «Детство-Пресс» Санкт Петербург. 2008
4. К. Нефедова «Бытовые приборы. Какие они? Знакомство с окружающим миром. Развитие речи. Москва 2003
5. Как обеспечить безопасность дошкольников» Методическое пособие. Москва. Просвещение. 2000
6. Цикл занятий для дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дорогах. Казань 2009 М. И. Чернова, М. Х. Валеев.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
1. Формулирование проблемы.
2. Определение актуальности, цели, задач.
3. Подбор методической и художественной литературы.
4. Подготовка бесед по данному возрасту.
5. Подготовка и разработка игр и игровых ситуаций по теме.
Основной этап:
1. Организация предметно-развивающей среды.
2. Проведение ситуативных игр в группе и на прогулке.
3. Индивидуальная работа с детьми.
4. Подвижные игры.
5. Чтение художественной литературы.
6. Беседы.
7. Продуктивная деятельность детей совместно с воспитателем (аппликация).
8. Продуктивная деятельность родителей (рисование, оформление уголка безопасности).
Образовательная работа в рамках проекта
Месяц Образовательная деятельность Непосредственная образовательная деятельность Задачи
Сентябрь
«Водители и пешеходы». Познавательная, социально-коммуникативная деятельность, художественно-эстетическая,
физическая деятельность Беседа о ОБЖ.
Рассматривание иллюстраций.
Отгадывание загадок по теме.
Беседа: «Правила для пешеходов»
Дидактическая игра: «Что лишнее?»
Загадывание загадок.
Рассматривание иллюстраций, книг по ПДД.
Чтение художественной литературы: С. Михалков «Светофор», «Зайка велосипедист».
Аппликация «Светофор»
Игровое упражнение:
«Красный-зеленый»
Просмотр мультфильма: «Улица полна неожиданностей»
Через различные виды деятельности формировать у детей младшего возраста основы безопасной жизни, создавать условия для формирования черт характера отвечающих за умение быть внимательным и осторожным, использовать свои знания правил дорожного движения на практике. Закреплять умение наблюдать за движением транспорта по дороге.
Октябрь
«Осторожно, гололед!» Познавательная, социально-коммуникативная,
физическая деятельность Беседа: «Правила поведения на льду»
Эксперимент с водой: «Замерзание жидкости»
Игра-упражнение: «Сделаем из кружков снеговика»
Рассматривание иллюстраций по теме.
Подвижная игра: «Пройди не упади» Объяснить детям о том, чем опасен гололед. Воспитывать привычку безопасного поведения. Учить видеть моменты неоправданного риска в повседневности
Ноябрь
«Пожароопасные предметы, спички»
«Бродячие, кусачие» Познавательная, социально-коммуникативная,
физическая, художественно-эстетическая деятельность.
Конструирование. Беседа: «Это не игрушки, это опасно», «Если случится пожар» (с использованием произведения С. Я. Маршака
«Кошкин дом»
Дидактическая игра: «Что лишнее?»
Подвижная игра: «Огонь»
Рассматривание иллюстраций по теме.
Рисование: «Огонь»
Чтение: К. Чуковский «Путаница»
И/У «Бездомная собака»
Предметные картинки из серии: «Домашние животные»
Чтение В. Сутеева «Кто сказал мяу?
Конструирование «Построим дом для кошки» Закрепить у детей представление о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью детей, с которыми они встречаются дома. О правилах пользования ими.
Объяснить детям, что можно и что нельзя делать при контактах с животными. Воспитывать в детях привычку безопасного поведения, учить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности.
Работа с родителями
Дата Мероприятие Форма работы
Сентябрь Знакомство с тематикой и задачами проектной деятельности. Консультация: «Родитель должен знать».
Заочная консультация.
Октябрь Индивидуальные беседы и рекомендации. Консультация: «Что должен знать ваш ребенок…».
Оформление уголка по ПДД.
Ноябрь Индивидуальные беседы и рекомендации. Папка передвижка. «Памятка по электробезопасности».
Рисунки и поделки совместно с родителями и детьми по пожарной безопасности.
Заключительный этап:
Оформление уголка «Безопасная жизнь детей».