Татьяна Галочкина
Педагогический проект «Здравствуй, музей!»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуй, музей!
Актуальность проекта
Проект направлен на реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей вопросах развития и образования детей.
Темочки:
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями. Тема музейной педагогики является актуальной, так как решается одна из главных задач педагогического коллектива, по работе с родителями, создание необходимых условий для развития партнерских отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, так как в создании мини-музеев принимают участие и дети и родители.
В силу разных обстоятельств, родители вместе с детьми не являются активными посетителями музеев. Именно поэтому в нашем дошкольном образовательном учреждении было решено создать собственный музей, состоящий из мини-музеев по разным темам, но объединенных общим названием «Нижегородский край».
Музей – это особое, специально организованное пространство детского сада, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности.
Мини-музеи в детском саду являются одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Помогают решать проблему социализации подрастающего поколения, способствуют полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей.
В ходе совместной работы дошкольники познакомятся с историей возникновения музеев, видами музеев, правилами поведения в музее; овладеют навыками поисково-собирательской, оформительской, экскурсионной деятельности.
Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку.
В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его папа, мама. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.
Постановка проблемы
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра». А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Часто ли наши дети бывают в них? Есть дети, которые ни разу не были в музее. И причины самые разные. Во-первых, наш детский сад находится в сельской местности, удаленной от центра, где имеются музеи. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать такие учреждения. И, в-третьих, многим родителям не приходит в голову идея такой экскурсии.
Создание в нашем детском саду необходимых условий для развития партнерских отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания является главной проблемой взаимодействия детского сада с семьей.
Исходя из опыта, возникла необходимость создания системы работы по проблеме сотрудничества детского сада с родителями воспитанников через реализацию проекта «Здравствуй, музей!».
Цель и задачи проекта
Цель: создание условий и выбор форм эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, способствующей успешной социализации ребенка-дошкольника, формированию его социальной компетентности.
Для реализации цели проекта были поставлены следующие задачи:
С педагогами:
- повысить профессионализм педагогов в проектной деятельности по созданию и организации мини-музея;
- внедрять эффективные формы взаимодействия с родителями воспитанников при реализации проектов по созданию мини-музеев;
- разработать пакет методических материалов по проведению НОД в пространстве музея;
- стимулировать самообразование педагогов.
С детьми:
- создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности;
- формировать у дошкольников представлений о музее;
- расширять кругозор дошкольников;
- формировать познавательную активность.
С родителями:
- заинтересовать родителей в создании мини-музеев;
- расширять представления родителей по вопросам организации совместной проектной деятельности;
- развивать отношения родителей и детей, реализуя технологию сотрудничества;
- обогащать предметно-развивающую среду для оформления образовательного пространства.
Тип проекта: информационно-познавательный
По количеству участников: коллективный
Участники проекта: дети, родители, педагоги
По продолжительности: долгосрочный (2014 – 2016 г. г.)
Ожидаемые результаты:
С педагогами:
1. Создание мини-музеев.
2. Оформление выставок в музее детского сада.
3. Повышение уровня компетентности педагогов в музейной педагогике.
4. Инновационные изменения в организации НОД.
5. Выполнение педагогических проектов по созданию и организации мини-музеев.
С детьми:
1. Появление интереса к музейной культуре.
2. Развитие познавательно-исследовательских способностей детей.
3. Развитие личностных качеств дошкольников.
С родителями:
1. Повышение музейной культуры родителей.
2. Активное участие родителей в создании мини-музеев и оформление выставок в музее детского сада.
3. Совместные творческие работы с детьми (альбомы, макеты, поделки и др.).
Ресурсное обеспечение проекта
1. Кадровое:
- создание творческой группы педагогов.
2. Научно-методическое:
- подбор теоретических материалов по музейной педагогике и познавательно-исследовательской деятельности;
- методическое сопровождение проектной деятельности;
- разработка системы планирования НОД, методических материалов.
3. Организационное:
- организация работы творческой группы по реализации проекта;
- создание мини-музеев педагогами совместно с детьми и родителями;
- разработка Положения о смотре-конкурсе на лучший мини-музей;
- определение критериев эффективности реализации проектов;
- оформление Паспорта музея «Наш край».
4. Информационное:
- использование возможностей Интернета в поиске информации;
- консультации и семинары по педагогическому проектированию;
- знакомство родителей с темой проекта на общем родительском собрании;
- создание банка методических материалов.
5. Мотивационное:
- разработка системы материального стимулирования педагогов-участников проекта;
- организация смотра-конкурса мини-музеев;
- накопление и обобщение педагогического опыта.
6. Материально-техническое:
- размещение информации и методических материалов на сайте детского сада;
- участие в педагогических мероприятиях и конкурсах педагогического мастерства на муниципальном, региональном и федеральном уровнях по данной теме;
- публикации методических статей, педагогических проектов на сайтах педагогических сообществ и в методических журналах;
- оформление презентаций по результатам реализации проекта.
7. Нормативно-правовое обеспечение:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26; СанПиН 2.4.1.3049-13;
- Устав МБДОУ детского сада «Пчёлка»;
- Основная общеобразовательная программа МБДОУ детского сад «Пчёлка»;
- Приказ № 418 от 17.07.2008 г. «О совершенствовании системы развития музеев. Примерное положение о музее»;
- Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации» № 54-ФЗ от 26.05.1996;
- Письмо Минобразования России «О деятельности музеев образовательных учреждений» от 12.03.2003 № 2851181/16.
Методы реализации проекта
С педагогами:
- изучение методической литературы по данному направлению
- определение цели
и задач проекта
- составление плана проекта «Здравствуй, музей»
- разработать Положение о музее детского сада «Пчёлка»
- консультация для педагогов по созданию мини-музея
- создание условий для общения и сотворчества между детьми, педагогами и родителями.
С детьми:
- разработка перспективного планирования работы
- диагностика знаний детей о музее (устный опрос)
- анкетирование родителей (определение заинтересованного отношения родителей к музею в детском саду)
- встреча с родителями в «Семейной гостиной»
- создание творческой группы родителей по работе над проектом
- выбор места для размещения музея
- планирование тем и названий мини- музеев
- организация совместной деятельности с детьми по изготовлению творческих работ
С родителями:
Деятельность на первом – подготовительном – этапе реализации проекта
На первом подготовительном этапе реализации проекта мы организовали встречу с родителями «В семейной гостиной», где вместе определили темы и названия мини-музеев: «Русская изба», «Моя малая родина- деревня Оманово», «Матушка Волга», «Наш детский сад», «Ах, валенки, валенки», «Ложки разные бывают», «Матрёшка – игрушка наших бабушек», «Куклы из прошлого», «Русская берёзка – символ России», «Рождение памятника», «Новый год из прошлого», «Чудо- дерево», «Свистулька-детская народная игрушка» и др. Выбрали место для размещения музея «Наш край».
Родителям была отведена первоначальная задача при создании музея: помочь подобрать необходимые экспонаты, участвовать в поисковой работе информации по темам мини-музеев. Родители с огромным удовольствием откликнулись на идею создания музея, для них, так же, как и для детей, это было новое и интересное дело. Они с азартом помогали собирать нам с детьми экспонаты, а потом с увлечением рассматривали их уже на экспозиции, внося свои советы и пожелания по оформлению мини -музеев. Наиболее важным и значимым в «музейном деле» для родителей оказался интерес детей к данной форме работы. Дети в непринужденной, свободной обстановке общались с родителями и воспитателями, у детей появился интерес к музеям.
Для определения эффективности взаимодействия с родителями было проведено анкетирование родителей, цель которого было определить отношение родителей к музею в детском саду. Результаты анкетирования позволили сделать вывод о том, что родительская общественность является важным звеном, способствующим социализации ребенка.
Деятельность на втором – практическом этапе.
С педагогами:
- разработка проектов
- создание мини- музеев
- планирование
познавательно-исследовательской деятельности детей в рамках мини-музея
- разработка занятий, НОД, экскурсий
- организация открытых мероприятий в музее
-обобщение фотоматериалов
- создание видео занятий НОД по темам
- проведение тематических бесед
-конкурс проектов
-проведение «Недели музея»
С детьми:
- включение работы музея
в образовательную деятельность
- изготовление поделок из разнообразного материала
- игры-упражнения:
«Раскрась поднос», «Закончи узор», «Наряди матрёшку»
- знакомство с народно- прикладным творчеством
- театрализованные представления и игры
- проведений развлечений, досугов
- проведение экскурсий
- открытые занятия
- совместные вечера-развлечения
- встречи с интересными людьми
- просмотр видеороликов
- участие в конкурсах
- рассматривание иллюстраций, наглядных пособий
- игры-путешествия
- встреча с краеведческим музеем города Бор
С родителями:
- подбор экспонатов в мини-музеи по определённым темам согласно плана работы
- консультации для родителей
- индивидуальная работа
- подбор информации
- изготовление альбомов
- изготовление с детьми творческих работ
- участие в создании мини-музеев
- организация тематических выставок
- совместные экскурсии в музей
- выставки семейных коллекций
- изготовление макетов
- проведение тематических посиделок, чаепитий
- памятки для родителей
- родительское собрание «Музей в жизни ребёнка»
- проведение мастер-класса
Приступая к реализации основного этапа реализации проекта мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.
В процессе работы родители постепенно становились активными участниками создания мини-музеев. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.
Экспонаты в музей были собраны при поддержке и помощи родителей и собственными силами воспитателей. С родителями провелись консультации, индивидуальная работа, беседы о значении музея.
Педагогами были разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музеев: занятия-экскурсии, проведение обзорных и тематических экскурсий, семейных экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций. Занятия, проводимые в музее, закладывают основы гуманизма, предоставляют дошкольникам возможность прикоснуться к истории своей семьи, родного села, края, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи.
Музей является частью образовательного пространства детского сада, он тесно связан с системой занятий, экскурсий, досугов, а также с самостоятельной деятельностью детей. Он явился результатом сотрудничества взрослых (воспитателей и родителей) и детей. Через музей дети познают окружающий мир, приобщаются к национальной культуре, общечеловеческим ценностям. В музее созданы условия для всестороннего развития ребенка, способствующие его успешной социализации. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей работами, изготовленными своими руками. На занятиях и экскурсиях, проводимых в музее, учитываются психофизиологические особенности детей разного возраста, создаются условия для раскрытия личностного потенциала каждого ребенка.
В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в нашем музее не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». В музее максимально используется принцип наглядности, а именно – демонстрация экспонатов, возможность прикоснуться к ним. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он –участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными в процессе совместной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Наш музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Совместное участие в творческих мероприятиях помогло объединить семьи и наполнить их досуг новым содержанием. Стало традицией проводить праздники, семейные посиделки, на которые собираются не только мамы и папы, но с удовольствием приходят бабушки и дедушки. Используя разнообразные формы работы, вовлекая родителей в совместные с детьми творческие виды деятельности, помогло установить партнерские взаимоотношения, поощряющие активность и самостоятельность детей.
В процессе организации детско-родительского взаимодействия у родителей появилась уверенность в ребенке, радость и удовлетворение от общения со своими детьми, повысилась педагогическая компетентность в вопросах эстетического воспитания и творческого развития дошкольников посредством музейной коммуникации.
Таким образом, привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников.
В процессе реализации данного проекта музей стал неотъемлемой частью развивающей среды детского сада.
Деятельность на третьем – заключительном этапе.
С педагогами:
- открытие музея «Наш край»
- презентация мини-музеев
- подведение итогов конкурса на лучший мини- музей
- анализ проектной деятельности
- публикации в СМИ
С детьми:
- диагностика знаний детей о музее
- сравнительная диагностика интегративных качеств
- проведение праздника
«Здравствуй, музей»
- анализ полученных результатов, выявление проблем и путей их решения
С родителями:
- анкетирование родителей по результатам создания музея, его роли в развитии детей
- рекомендации родителям
- консультация «Идем в музей»
Предварительный анализ проектной деятельности по организации музея
в детском саду показал необходимость продолжать работу в данном направлении,
используя формы эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, способствующей успешной социализации ребенка-дошкольника, формированию его социальной компетентности.
Поэтому в свете новых педагогических задач наш музей будет развиваться
и дальше с привлечением родителей к совместным мероприятиям, проводимых в рамках действия музея. В последующем мы планируем пополнять музей экспонатами при помощи родителей и создавать новые мини-музеи.
Реализуя данный проект, мы достигли поставленной цели: в детском саду создан краеведческий музей «Наш край», состоящий из достаточно большого количества мини-музеев. Несомненно, музей создавался для детей и ради детей.
Заключение:
Создание музея в детском саду позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей. Особенность состоит в том, что образование детей в рамках музея доступно, вариативно, деятельность с экспонатами является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно.
Основой организации работы в музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и виде вербального исследования, вопросов, задаваемых взрослому. Музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада и показал свою значимость в воспитании и развитии детей.
Наращивание проекта
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по развитию деятельности педагогов, детей, родителей в музее детского сада «Наш край».
С педагогами:
1. Создание силами педагогов методического обеспечения и сопровождения музейных форм образовательной деятельности (разработка проектов, занятий, праздников, развлечений и др.).
2. Использование возможностей музея детского сада в образовательной деятельности, обмен опытом.
3. Создание методической библиотеки интегрированных занятий для образовательной деятельности в музее.
4. Составление расписания занятий на базе музея.
5. Формирование новых мини-музеев:
- «Путешествие по городам России»;
- «Народная сказка»;
- «Дом значков»;
- «Музей хлеба».
6. Подготовка статьи «Ребенок и музей» в газету «Бор сегодня».
7. Пополнение имеющихся экспозиций музея новыми экспонатами и предметами.
8. Создание книги-отзывов и предложений о работе музея.
С детьми:
1. Участие детей в конкурсах на муниципальной, региональном и федеральном уровнях по направлениям деятельности музея.
2. Подготовка детей-экскурсоводов.
3. Участие в развлечениях, встречах с театральными героями, с интересными людьми.
4. Участие в выставках творческих работ «Угадай сказку», в книжной выставке произведений «Сказка ложь, да в ней намёк».
С родителями:
1. Совместная деятельность педагогов с родителями воспитанниками по сбору музейных экспонатов.
2. Вовлечение родителей в деятельность музея через участие в органах самоуправления в деятельности музея.
3. Проведение акции «Подари музею книгу».
4. Организация выставки семейных коллекций.
5. Проведение досугового мероприятия «Весёлая ярмарка».
6. Проведение мастер-класса «Моя мама - мастерица».
7. День открытых дверей в музее на День музея.
8. Повышение престижа детского сада среди родителей через проведение рекламной компании «Здравствуй, музей!»
9. Подготовка родителей-экскурсоводов.
10. Организация коллективной экскурсии в краеведческий музей г. Бор.
11. Повышение психолого-педагогических знаний родителей, улучшение взаимоотношений между родителями-детьми-педагогами через проведение совместной деятельности в реализации мини-проектов.
Дальнейшая реализация проекта помогут нам выстроить подлинно партнерские отношения с семьями воспитанников, с разделением зон ответственности, с пониманием того, что дошкольное образовательное учреждение создано в помощь семье.