Приложение МААМ

Педагогический проект «Здравствуй, музей!»

Татьяна Галочкина
Педагогический проект «Здравствуй, музей!»
▼ Скачать + Заказать документы

Здравствуй, музей!

Актуальность проекта

Проект направлен на реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей вопросах развития и образования детей.

Темочки:

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями. Тема музейной педагогики является актуальной, так как решается одна из главных задач педагогического коллектива, по работе с родителями, создание необходимых условий для развития партнерских отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, так как в создании мини-музеев принимают участие и дети и родители.

В силу разных обстоятельств, родители вместе с детьми не являются активными посетителями музеев. Именно поэтому в нашем дошкольном образовательном учреждении было решено создать собственный музей, состоящий из мини-музеев по разным темам, но объединенных общим названием «Нижегородский край».

Музей – это особое, специально организованное пространство детского сада, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности.

Мини-музеи в детском саду являются одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Помогают решать проблему социализации подрастающего поколения, способствуют полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей.

В ходе совместной работы дошкольники познакомятся с историей возникновения музеев, видами музеев, правилами поведения в музее; овладеют навыками поисково-собирательской, оформительской, экскурсионной деятельности.

Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку.

В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его папа, мама. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.

Постановка проблемы

Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра». А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Часто ли наши дети бывают в них? Есть дети, которые ни разу не были в музее. И причины самые разные. Во-первых, наш детский сад находится в сельской местности, удаленной от центра, где имеются музеи. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать такие учреждения. И, в-третьих, многим родителям не приходит в голову идея такой экскурсии.

Создание в нашем детском саду необходимых условий для развития партнерских отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания является главной проблемой взаимодействия детского сада с семьей.

Исходя из опыта, возникла необходимость создания системы работы по проблеме сотрудничества детского сада с родителями воспитанников через реализацию проекта «Здравствуй, музей!».

Цель и задачи проекта

Цель: создание условий и выбор форм эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, способствующей успешной социализации ребенка-дошкольника, формированию его социальной компетентности.

Для реализации цели проекта были поставлены следующие задачи:

С педагогами:

- повысить профессионализм педагогов в проектной деятельности по созданию и организации мини-музея;

- внедрять эффективные формы взаимодействия с родителями воспитанников при реализации проектов по созданию мини-музеев;

- разработать пакет методических материалов по проведению НОД в пространстве музея;

- стимулировать самообразование педагогов.

С детьми:

- создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности;

- формировать у дошкольников представлений о музее;

- расширять кругозор дошкольников;

- формировать познавательную активность.

С родителями:

- заинтересовать родителей в создании мини-музеев;

- расширять представления родителей по вопросам организации совместной проектной деятельности;

- развивать отношения родителей и детей, реализуя технологию сотрудничества;

- обогащать предметно-развивающую среду для оформления образовательного пространства.

Тип проекта: информационно-познавательный

По количеству участников: коллективный

Участники проекта: дети, родители, педагоги

По продолжительности: долгосрочный (2014 – 2016 г. г.)

Ожидаемые результаты:

С педагогами:

1. Создание мини-музеев.

2. Оформление выставок в музее детского сада.

3. Повышение уровня компетентности педагогов в музейной педагогике.

4. Инновационные изменения в организации НОД.

5. Выполнение педагогических проектов по созданию и организации мини-музеев.

С детьми:

1. Появление интереса к музейной культуре.

2. Развитие познавательно-исследовательских способностей детей.

3. Развитие личностных качеств дошкольников.

С родителями:

1. Повышение музейной культуры родителей.

2. Активное участие родителей в создании мини-музеев и оформление выставок в музее детского сада.

3. Совместные творческие работы с детьми (альбомы, макеты, поделки и др.).

Ресурсное обеспечение проекта

1. Кадровое:

- создание творческой группы педагогов.

2. Научно-методическое:

- подбор теоретических материалов по музейной педагогике и познавательно-исследовательской деятельности;

- методическое сопровождение проектной деятельности;

- разработка системы планирования НОД, методических материалов.

3. Организационное:

- организация работы творческой группы по реализации проекта;

- создание мини-музеев педагогами совместно с детьми и родителями;

- разработка Положения о смотре-конкурсе на лучший мини-музей;

- определение критериев эффективности реализации проектов;

- оформление Паспорта музея «Наш край».

4. Информационное:

- использование возможностей Интернета в поиске информации;

- консультации и семинары по педагогическому проектированию;

- знакомство родителей с темой проекта на общем родительском собрании;

- создание банка методических материалов.

5. Мотивационное:

- разработка системы материального стимулирования педагогов-участников проекта;

- организация смотра-конкурса мини-музеев;

- накопление и обобщение педагогического опыта.

6. Материально-техническое:

- размещение информации и методических материалов на сайте детского сада;

- участие в педагогических мероприятиях и конкурсах педагогического мастерства на муниципальном, региональном и федеральном уровнях по данной теме;

- публикации методических статей, педагогических проектов на сайтах педагогических сообществ и в методических журналах;

- оформление презентаций по результатам реализации проекта.

7. Нормативно-правовое обеспечение:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26; СанПиН 2.4.1.3049-13;

- Устав МБДОУ детского сада «Пчёлка»;

- Основная общеобразовательная программа МБДОУ детского сад «Пчёлка»;

- Приказ № 418 от 17.07.2008 г. «О совершенствовании системы развития музеев. Примерное положение о музее»;

- Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации» № 54-ФЗ от 26.05.1996;

- Письмо Минобразования России «О деятельности музеев образовательных учреждений» от 12.03.2003 № 2851181/16.

Методы реализации проекта

С педагогами:

- изучение методической литературы по данному направлению

- определение цели

и задач проекта

- составление плана проекта «Здравствуй, музей»

- разработать Положение о музее детского сада «Пчёлка»

- консультация для педагогов по созданию мини-музея

- создание условий для общения и сотворчества между детьми, педагогами и родителями.

С детьми:

- разработка перспективного планирования работы

- диагностика знаний детей о музее (устный опрос)

- анкетирование родителей (определение заинтересованного отношения родителей к музею в детском саду)

- встреча с родителями в «Семейной гостиной»

- создание творческой группы родителей по работе над проектом

- выбор места для размещения музея

- планирование тем и названий мини- музеев

- организация совместной деятельности с детьми по изготовлению творческих работ

С родителями:

Деятельность на первом – подготовительном – этапе реализации проекта

На первом подготовительном этапе реализации проекта мы организовали встречу с родителями «В семейной гостиной», где вместе определили темы и названия мини-музеев: «Русская изба», «Моя малая родина- деревня Оманово», «Матушка Волга», «Наш детский сад», «Ах, валенки, валенки», «Ложки разные бывают», «Матрёшка – игрушка наших бабушек», «Куклы из прошлого», «Русская берёзка – символ России», «Рождение памятника», «Новый год из прошлого», «Чудо- дерево», «Свистулька-детская народная игрушка» и др. Выбрали место для размещения музея «Наш край».

Родителям была отведена первоначальная задача при создании музея: помочь подобрать необходимые экспонаты, участвовать в поисковой работе информации по темам мини-музеев. Родители с огромным удовольствием откликнулись на идею создания музея, для них, так же, как и для детей, это было новое и интересное дело. Они с азартом помогали собирать нам с детьми экспонаты, а потом с увлечением рассматривали их уже на экспозиции, внося свои советы и пожелания по оформлению мини -музеев. Наиболее важным и значимым в «музейном деле» для родителей оказался интерес детей к данной форме работы. Дети в непринужденной, свободной обстановке общались с родителями и воспитателями, у детей появился интерес к музеям.

Для определения эффективности взаимодействия с родителями было проведено анкетирование родителей, цель которого было определить отношение родителей к музею в детском саду. Результаты анкетирования позволили сделать вывод о том, что родительская общественность является важным звеном, способствующим социализации ребенка.

Деятельность на втором – практическом этапе.

С педагогами:

- разработка проектов

- создание мини- музеев

- планирование

познавательно-исследовательской деятельности детей в рамках мини-музея

- разработка занятий, НОД, экскурсий

- организация открытых мероприятий в музее

-обобщение фотоматериалов

- создание видео занятий НОД по темам

- проведение тематических бесед

-конкурс проектов

-проведение «Недели музея»

С детьми:

- включение работы музея

в образовательную деятельность

- изготовление поделок из разнообразного материала

- игры-упражнения:

«Раскрась поднос», «Закончи узор», «Наряди матрёшку»

- знакомство с народно- прикладным творчеством

- театрализованные представления и игры

- проведений развлечений, досугов

- проведение экскурсий

- открытые занятия

- совместные вечера-развлечения

- встречи с интересными людьми

- просмотр видеороликов

- участие в конкурсах

- рассматривание иллюстраций, наглядных пособий

- игры-путешествия

- встреча с краеведческим музеем города Бор

С родителями:

- подбор экспонатов в мини-музеи по определённым темам согласно плана работы

- консультации для родителей

- индивидуальная работа

- подбор информации

- изготовление альбомов

- изготовление с детьми творческих работ

- участие в создании мини-музеев

- организация тематических выставок

- совместные экскурсии в музей

- выставки семейных коллекций

- изготовление макетов

- проведение тематических посиделок, чаепитий

- памятки для родителей

- родительское собрание «Музей в жизни ребёнка»

- проведение мастер-класса

Приступая к реализации основного этапа реализации проекта мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.

В процессе работы родители постепенно становились активными участниками создания мини-музеев. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.

Экспонаты в музей были собраны при поддержке и помощи родителей и собственными силами воспитателей. С родителями провелись консультации, индивидуальная работа, беседы о значении музея.

Педагогами были разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музеев: занятия-экскурсии, проведение обзорных и тематических экскурсий, семейных экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций. Занятия, проводимые в музее, закладывают основы гуманизма, предоставляют дошкольникам возможность прикоснуться к истории своей семьи, родного села, края, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи.

Музей является частью образовательного пространства детского сада, он тесно связан с системой занятий, экскурсий, досугов, а также с самостоятельной деятельностью детей. Он явился результатом сотрудничества взрослых (воспитателей и родителей) и детей. Через музей дети познают окружающий мир, приобщаются к национальной культуре, общечеловеческим ценностям. В музее созданы условия для всестороннего развития ребенка, способствующие его успешной социализации. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей работами, изготовленными своими руками. На занятиях и экскурсиях, проводимых в музее, учитываются психофизиологические особенности детей разного возраста, создаются условия для раскрытия личностного потенциала каждого ребенка.

В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в нашем музее не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». В музее максимально используется принцип наглядности, а именно – демонстрация экспонатов, возможность прикоснуться к ним. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он –участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными в процессе совместной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Наш музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Совместное участие в творческих мероприятиях помогло объединить семьи и наполнить их досуг новым содержанием. Стало традицией проводить праздники, семейные посиделки, на которые собираются не только мамы и папы, но с удовольствием приходят бабушки и дедушки. Используя разнообразные формы работы, вовлекая родителей в совместные с детьми творческие виды деятельности, помогло установить партнерские взаимоотношения, поощряющие активность и самостоятельность детей.

В процессе организации детско-родительского взаимодействия у родителей появилась уверенность в ребенке, радость и удовлетворение от общения со своими детьми, повысилась педагогическая компетентность в вопросах эстетического воспитания и творческого развития дошкольников посредством музейной коммуникации.

Таким образом, привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников.

В процессе реализации данного проекта музей стал неотъемлемой частью развивающей среды детского сада.

Деятельность на третьем – заключительном этапе.

С педагогами:

- открытие музея «Наш край»

- презентация мини-музеев

- подведение итогов конкурса на лучший мини- музей

- анализ проектной деятельности

- публикации в СМИ

С детьми:

- диагностика знаний детей о музее

- сравнительная диагностика интегративных качеств

- проведение праздника

«Здравствуй, музей»

- анализ полученных результатов, выявление проблем и путей их решения

С родителями:

- анкетирование родителей по результатам создания музея, его роли в развитии детей

- рекомендации родителям

- консультация «Идем в музей»

Предварительный анализ проектной деятельности по организации музея

в детском саду показал необходимость продолжать работу в данном направлении,

используя формы эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, способствующей успешной социализации ребенка-дошкольника, формированию его социальной компетентности.

Поэтому в свете новых педагогических задач наш музей будет развиваться

и дальше с привлечением родителей к совместным мероприятиям, проводимых в рамках действия музея. В последующем мы планируем пополнять музей экспонатами при помощи родителей и создавать новые мини-музеи.

Реализуя данный проект, мы достигли поставленной цели: в детском саду создан краеведческий музей «Наш край», состоящий из достаточно большого количества мини-музеев. Несомненно, музей создавался для детей и ради детей.

Заключение:

Создание музея в детском саду позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей. Особенность состоит в том, что образование детей в рамках музея доступно, вариативно, деятельность с экспонатами является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно.

Основой организации работы в музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и виде вербального исследования, вопросов, задаваемых взрослому. Музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада и показал свою значимость в воспитании и развитии детей.

Наращивание проекта

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по развитию деятельности педагогов, детей, родителей в музее детского сада «Наш край».

С педагогами:

1. Создание силами педагогов методического обеспечения и сопровождения музейных форм образовательной деятельности (разработка проектов, занятий, праздников, развлечений и др.).

2. Использование возможностей музея детского сада в образовательной деятельности, обмен опытом.

3. Создание методической библиотеки интегрированных занятий для образовательной деятельности в музее.

4. Составление расписания занятий на базе музея.

5. Формирование новых мини-музеев:

- «Путешествие по городам России»;

- «Народная сказка»;

- «Дом значков»;

- «Музей хлеба».

6. Подготовка статьи «Ребенок и музей» в газету «Бор сегодня».

7. Пополнение имеющихся экспозиций музея новыми экспонатами и предметами.

8. Создание книги-отзывов и предложений о работе музея.

С детьми:

1. Участие детей в конкурсах на муниципальной, региональном и федеральном уровнях по направлениям деятельности музея.

2. Подготовка детей-экскурсоводов.

3. Участие в развлечениях, встречах с театральными героями, с интересными людьми.

4. Участие в выставках творческих работ «Угадай сказку», в книжной выставке произведений «Сказка ложь, да в ней намёк».

С родителями:

1. Совместная деятельность педагогов с родителями воспитанниками по сбору музейных экспонатов.

2. Вовлечение родителей в деятельность музея через участие в органах самоуправления в деятельности музея.

3. Проведение акции «Подари музею книгу».

4. Организация выставки семейных коллекций.

5. Проведение досугового мероприятия «Весёлая ярмарка».

6. Проведение мастер-класса «Моя мама - мастерица».

7. День открытых дверей в музее на День музея.

8. Повышение престижа детского сада среди родителей через проведение рекламной компании «Здравствуй, музей!»

9. Подготовка родителей-экскурсоводов.

10. Организация коллективной экскурсии в краеведческий музей г. Бор.

11. Повышение психолого-педагогических знаний родителей, улучшение взаимоотношений между родителями-детьми-педагогами через проведение совместной деятельности в реализации мини-проектов.

Дальнейшая реализация проекта помогут нам выстроить подлинно партнерские отношения с семьями воспитанников, с разделением зон ответственности, с пониманием того, что дошкольное образовательное учреждение создано в помощь семье.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Краткосрочный проект для детей старшей группы «Здравствуй, здравствуй Новый год»Краткосрочный проект для детей старшей группы «Здравствуй, здравствуй Новый год» Воспитатель: Унагаева Л. М. Продолжительность проекта: краткосрочный (с 11- 20 декабря) Вид проекта: познавательно - творческий. Участники.

Педагогический проект в средней группе «Здравствуй, осень золотая!»Педагогический проект в средней группе «Здравствуй, осень золотая!» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СНЕЖИНКА» ПРОЕКТ «ЗДРАВСТВУЙ, ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ» АВТОР ПРОЕКТА:.

Педагогический проект «Мини-музей «Русская матрёшка»Педагогический проект «Мини-музей «Русская матрёшка» Паспорт проекта: По доминирующей в проекте деятельности: информационно - познавательный, творческий. По числу участников проекта: дети.

Педагогический проект «Здравствуй, гостья-зима» Структурное подразделение МБОУ «Новодарковичская СОШ» детский сад «Колокольчик» Педагогический проект на тему: «Здравствуй, гостья-зима».

Проект «Музей букв» Тема урока. Проект «Музей «Город букв». Цели урока (планируемые результаты) Личностные: проявлять инициативу в ходе участия в конкурсных.

Проект «Музей-воздуха»Проект «Музей-воздуха» Одной из годовых задач в нашем детском саду является развитие познавательной активности воспитанников, экологической культуры и творческих.

Проект «Здравствуй, березка» Проект:«Здравствуй, березка!». Актуальность проекта: Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день.

Проект «Здравствуй, Масленица»Проект «Здравствуй, Масленица» Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Знакомство с богатейшими народными традициями дает детям возможность прикоснуться.

Проект «Здравствуй, сказка»Проект «Здравствуй, сказка» Проект в группе раннего развития "Здравствуй сказка" Воспитатель: Т. П. Котлярова Цель проекта: Создать условия для.

Проектная работа по музейной педагогике «Здравствуй, музей!» муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района — детский сад «Аленький цветочек» выступление на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Здравствуй, музей!»
Опубликовано: 11 марта 2018 в 12:18
+53Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Здравствуй, музей!»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Галочкина (УИ 283027) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД