Анастасия Матвеева
Педагогический проект «Здравствуй, гостья-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение
МБОУ «Новодарковичская СОШ»
детский сад «Колокольчик»
Педагогический проект
на тему:
«Здравствуй, гостья-зима»
Подготовила:
Воспитатель
Матюшенко А. И.
Паспорт проекта :
Тип проекта :
• по видам деятельности: творческо- познавательный;
• по составу участников: групповой.
• по срокам проведения: долгосрочный (декабрь-февраль)
Публикация «Педагогический проект „Здравствуй, гостья-зима“» размещена в разделах
Участники проекта : воспитатель, дети средней группы, родители, музыкальный руководитель
Руководитель проекта : Матюшенко Анастасия Игоревна- воспитатель средней группы
Место проведения: структурное подразделение МБОУ «Новодарковичская СОШ» детский сад «Колокольчик»
Проблема: Недостаточные знания детей о зиме, пассивность родителей при проведении творческих тематических выставок.
Цель проекта :
Расширить представление детей о времени года зима, закрепить характерные признаки, развить связную речь
Задачи проекта :
1. Формировать интерес детей к явлениям природы,
2. умение взаимодействовать с окружающим миром.
3. Развивать связную речь, чувственность к живой и неживой природе.
4. Учить сравнивать разные времена года, отмечая характерные признаки каждого.
5. Отметить, что в разные времена человек меняет одежду в зависимости от сезона.
6. Расширить представления детей о лесе и его обитателях (заяц медведь, лиса).
7. Учить замечать птиц в ближайшем окружении, вызвать интерес к их поведению.
8. Формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.
9. Воспитывать интерес и уважение к чужому и собственному труду, умение видеть его результаты.
10. Закрепить знания о зимних развлечениях.
11. Закреплять знания детей о свойствах снега.
12. Учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.
Актуальность проекта :
Дети в недостаточной степени имеют представление о зимних явлениях в природе; что происходит со снегом, во что превращается вода, зачем нужна теплая одежда, почему ведут себя по-разному животные и птицы. Дети не видят взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Не умеют составлять описательный рассказ, так как у них бедный запас прилагательных и глаголов. Не умеют видеть красоту зимнего пейзажа. Именно поэтому, учитывая особенности детей этого возраста, за основу в работе была выбрана проектная деятельность. Исходя из этого, мы начали работу над проектом «Зимушка-зима».
Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представления детей о зиме, свойствах снега, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.
Продукт детской деятельности-
• Выставка «Новогодняя сказка»
• Подбор костюмов к Новогоднему празднику
• НОД «Свойства снега и льда».
Ожидаемые результаты:
• Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период.
• Воспитание бережного отношения к природе.
• Воспитание самостоятельной, творческой активной личности с собственным мнением, стремлением к познанию и умением взаимодействовать с окружающими.
• Активизация словарного запаса детей.
Этапы проекта
I этап: подготовительный (1-2 недели декабря)
II этап: практический (3-4 недели декабря – 2 неделя февраля)
III этап: итоговый (3-4 неделя февраля)
I этап: Подготовительный
Постановка проблемы.
Изучение литературы по данной теме.
Выбор форм работы с детьми и родителями.
Разработка конспектов к различным мероприятиям по теме проекта.
Организация развивающей, познавательной, предметной среды
Проблема: Недостаточные знания детей о зиме, пассивность родителей при проведении творческих тематических выставок.
Работа с родителями:
- Оповещение родителей о предстоящей выставке «Новогодняя сказка»
- Индивидуальные консультации родителей по этапам изготовления поделок.
-Оформление выставки.
- Подбор костюмов к Новогоднему празднику
II этап: Практический
Перечень мероприятий для реализации проекта :
-Социально-коммуникативное развитие
Беседы:
Цель: расширение и углубление знаний детей о зиме как о времени года.
• «Зимние месяцы»
• «Зачем нам зима?»
• «Животные и растения зимой»
• «Зимние забавы»
• «Птицы зимой»
• «Зимние приметы»
• «Где прячутся насекомые зимой?»
• «Что делают деревья зимой?»
• «Жизнь зимнего водоема»
Словесные и дидактические игры:
Цель: совершенствование знаний и представлений у детей о временах года, сезонных изменениях в живой и неживой природе, совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас детей.
«Времена года», «Кто, где живет?», «Что в мешке Деда Мороза»
-Физическое развитие
Цель: формирование двигательной активности детей.
«Два мороза», «Мороз – Красный нос», «Вокруг снежной бабы», «Ловишки, со снежком», «Снежная карусель», «Снайперы», «Царь горы», «Катание на санках и ледянках» и др.
-Познавательное развитие
Цель: вызвать у детей интерес к познавательной деятельности и экспериментированию, развивать наблюдательность, познавательную активность и инициативу.
«Где прячутся листья?», «Какой бывает снег?», «Снег, вода, лед»
Наблюдение на прогулках, за природными явлениями: (снегопад, метель, вьюга, иней, оттепель) и изменениями погоды, птицами, деревьями.
Цель: выявление простейших связей между явлениями в природе: во время снегопада дует сильный ветер – метель, зимой на улице сильный мороз – вода замерзает, во время оттепели образуются сосульки (капель) и т. п. ; развитие наблюдательности, внимания, любознательности.
-Речевое развитие
Цель: привить любовь и познавательный интерес к художественной литературе, вырабатывать умение выразительно и эмоционально рассказывать и пересказывать художественные произведения; развивать умение составлять творческие рассказы из личного опыта, совершенствовать связную речь.
Чтение художественной литературы:
Русские народные сказки: «Рукавичка», «Зимовье зверей», «Снегурочка», С. Маршак «Двенадцать месяцев», С. Есенин «Поет зима, аукает…», И. Суриков «Зима», «Белый снег», В. Бианки «Лес зимой», З. Александрова «Снежок»
Разучивание стихов и загадок о зиме.
Составление рассказа по картинам: «Зима», «Зимние забавы», «У кормушки»
Театрализованная деятельность: «Заюшкина избушка»
-Художественно-эстетическое развитие
Цель: формировать умения отражать в работе свои впечатления и знания о природе и природных явления зимой.
Рисование: «Зимний узор», «Дерево зимой», «Лес зимой», «Волшебный лес», «Снегурочка», «У новогодней елки», «Снеговик»
Лепка: «Снеговик»
Аппликация: «Сапожок», «Новогодняя ёлка», «Снеговик», «Бусы на ёлку»
Пальчиковые игры (гимнастика) : «Снежок», «Кормушка», «У кормушки»
Работа с родителями:
Цель: развивать интерес родителей к жизни детского сада, знакомить с элементарной проектной деятельностью.
1. Совместная выставка родителей и детей на тему: «Новогодняя сказка»
2. Родительское собрание по теме: «Проектная деятельность в образовательном процессе ДОУ»
III этап: Итоговый
НОД «Свойства снега и льда».
Приложение:
Конспект НОД в средней группе «Знакомство со свойствами снега и льда»
Цель: Учить детей выделять характерные свойства снега и льда
Задачи:
1. Образовательные:
- формировать способы зрительного и тактильного обследования.
- продолжать знакомить детей со свойствами снега и льда: тают в тепле- образуется вода.
-проверить на практике правильность загадки «В огне не горит, в воде не тонет.»
- закреплять навыки организованного поведения.
- продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
2. Развивающие:
-развивать у детей познавательные интересы в процессе исследовательской деятельности, умение анализировать события и делать выводы.
-развивать умение слушать и понимать заданный вопрос.
-развивать мелкую моторику руки ребёнка.
- развивать творческое воображение
3. Воспитательные:
- Воспитывать заботливость, ответственность, умение договориться и действовать согласованно, доброжелательность, активность.
Оборудование для педагога :
Тазик со снегом, таз с водой, тарелка для колобка. формочки со льдом, свеча, молоточек, спички, поднос. угольки, палочки, музыкальный центр, аудиозапись А. Повилайтис «Вальс снежинок», рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок»
Оборудование для детей :
Подносы с геометрическими фигурами. Снежинки разные по форме, вырезанные из бумаги разных тонов.
Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора
Педагогические технологии : здоровьесберегающие, ИКТ
Ход НОД:
Воспитатель: - Дети, подойдите ко мне. Послушайте загадку:
Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто ответит, кто знает?
Когда это бывает?
Воспитатель: - Верно зимой, а сейчас какое время года? Правильно, зима. А вам нравится зима? Почему? Давайте подойдём к окну и полюбуемся, как кругом всё бело и красиво. Попробуйте отгадать загадку:
- Бел, да не сахар- нет ног, а идёт.
- Что это? Правильно- снег.
(Воспитатель читает стихотворение И. Сурикова «Зима»).
Воспитатель: А как вы думаете, чем зима отличается от других времён года? (ответы детей)
-Да, только зимой бывает снег. Посмотрите ещё раз в окно, везде лежит снег: и на деревьях, и на крышах домов. Снег, как одеяло- покрыл всю землю.
- А вы знаете, что со снегом случаются чудесные превращения? Хотите узнать какие?
Давайте сядем на стульчики, а я вам расскажу одну историю.
(Воспитатель читает произведение Н. Калининой «Про снежный колобок»).
Воспитатель: - Как вы думаете, что же случилось с колобком? А почему он растаял? А хотите проверить, действительно ли колобок растаял? Давайте проведём опыт.
(воспитатель вносит таз со снегом)
Воспитатель: - Посмотрите, что лежит в тазике? Верно, снег. А как вы догадались, может быть это вата? Потрогайте пальчиком. Какой снег? Холодный. А ещё какой? Белый, мягкий, липкий. А когда снег мягкий и липкий, что с ним можно делать? Правильно, лепить. И сейчас мы с вами попробуем слепить снежного колобка. Какой колобок получился? Круглый. Я беру в ладони снег и со всех сторон его прижимаю, приглаживаю. А что же не хватает колобку? Да глазки у него угольки, Маша помоги мне сделать глазки.
- молодец, помогла. Колобок уже может видеть. А чего ещё не хватает? Ротика и носика. А из чего они сделаны? Верно - из палочек. Серёжа делай рот и нос.
Вот какой у нас колобок снежный получился! Дети, а как вы думаете, похож он на Алёшиного колобка?
В рассказе Алёша положил своего колобка в карман, а мы нашего посадим на тарелочку, ему будет удобно. Подумайте, куда можно поставить тарелочку, чтобы он не убежал?
- давайте поставим его в шкаф, договоримся с вами дверцу не открывать, в шкаф не заглядывать, потому, что мы проводим опыт. А перед обедом откроем шкаф и посмотрим, что же с колобком произойдёт?
Физкультминутка
Раз, два, раз, два- (хлопаем в ладоши)
Начинается игра.
Разгребаем снег лопатой, (имитируем движения)
Строим горку во дворе.
Белой и пушистой ватой (вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус
вправо и влево)
Двор украшен в феврале.
Раз, два, раз, два (ритмично топаем)
Вот и кончилась игра.
Воспитатель: -А сейчас отгадайте загадку.
- Не драгоценный камень, а светится? Молодцы, отгадали- это лёд. Помните мы вчера с вами налили в формочки воду и поставили за окно. Давайте посмотрим, что стало с водой.
(Воспитатель показывает формочки. Переворачивает их, выкладывает лёд на поднос).
Воспитатель: - Да, вода замёрзла и превратилась в лёд. А почему вода замёрзла? Потому что на улице холодно, мороз. Потрогайте лёд пальчиками и скажите, какой он? Верно, он холодный, скользкий, блестящий. Посмотрите, через него всё видно, какой можно сделать вывод - правильно, лёд прозрачный. А сейчас я возьму молоточек и постучу по льду?- что с ним произошло? Правильно. - лёд раскололся на кусочки. Что можно сказать?- Лёд хрупкий. А сейчас я лёд возьму в руку. Смотрите, что это капает? Да, вода. А почему? Молодцы, правильно. - рука тёплая, а лёд в тепле тает и образуется вода.
Воспитатель: - Про лёд есть много загадок, но вот одна из них:
- в огне не горит, и в воде не тонет. Давайте поверим, так ли это- проделаем с вами опыт со льдом. Сейчас я зажгу свечу и попробую лёд от свечи зажечь.
(воспитатель подносит лёд к свече).
- смотрите, капает вода, лёд тает, а свеча погасла. Как вы думаете? Правильно - от огня лёд не загорелся, а стал от тепла таять и вода погасила огонь. Мы узнали, что лёд в огне не горит, а только тает от тепла.
Давайте дальше проверим- тонет ли лёд в воде?
(воспитатель ставит на стол таз с водой).
Воспитатель: - у меня в тазике вода. Я беру лёд и кладу его в воду. Посмотрите, что с ним происходит? Да, лёд в воде плавает и не тонет. А весной, когда тает лёд на реках- плывут большие льдины- это называется ледоход. А в морях и океанах плавают огромные льдины- они называются- айсберги.
Как называют огромные льдины в океане? Айсберг.
- Вот мы с вами убедились, что лёд в огне не горит, и в воде не тонет.
А вот ещё одна загадка:
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все- сквозные- вырезные,
А возьмёшь- вода в руке.
- Что это? Снежинки. А вы видели снежинки? Какие они? Белые, лёгкие, пушистые, все в иголочках, разной формы, очень красивые, вырезные. Давайте попробуем выложить красивые снежинки из геометрических фигур, которые лежат на столах.
(Звучит музыка, дети за столами выкладывают снежинки).
Воспитатель: - рассмотрите снежинки- все они очень красивые, разной формы, ни одна не похожа на другую.
Закружились, завертелись белые снежинки (дети кружатся)
Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки (поднимают руки)
Чуть затихла злая вьюга, улеглись повсюду (приседают, ладошки на пол)
Заискрились, засверкали — все дивятся чуду (разводят руки в стороны)
Воспитатель: Молодцы, снежинки- очень красиво танцевали- легко кружились и плавно опускались на землю.
Скажите, что мы сегодня делали? Опыты со снегом и льдом.
- что нового узнали?
Сегодня на прогулке каждый сделает своего снежного колобка. А вечером, когда придёте домой, расскажите своим родителям, что интересного сегодня вы узнали!
Дидактическая игра «Времена года»
Цель: знать времена года и называть их в определенной последовательности; находить, соответствующие данному времени года картинки; развивать зрительную память, внимание, речь; любить природу в разное время года.
Дидактическая игра «Кто, где живет?»
Цель:
- учить соотносить изображение животного с местом его обитания;
- закрепить у детей умение разгадывать загадки (овощи, фрукты);
- развивать слуховое восприятие и фразовую речь;
- развивать воображение при узнавании животного;
- расширять кругозор детей через ознакомление детей с животными;
- воспитывать гуманное отношение к животным.
Дидактическая игра «Что в мешке Деда Мороза»
Цель: декодировать информацию, зашифрованную на карточках цвет, закрепить величину, форму.