ирина фадеева
Педагогический проект «Мини-музей «Русская матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта :
По доминирующей в проекте деятельности : информационно - познавательный, творческий.
По числу участников проекта : дети 3-4 лет, родители.
По времени проведения: краткосрочный (2 недели) с 24 октября по 6 ноября
По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ.
АКТУАЛЬНОСТЬ
"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".
Е. Флерина.
Публикация «Педагогический проект „Мини-музей „Русская матрёшка“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты
- Темочки
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, особенно актуально сегодня - не может быть решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. И на помощь нам, педагогам, приходит музейная педагогика. Ведь в её задачи входит: знакомство детей с историей, культурой России; воспитание интереса к народным промыслам, традициям, к быту русского народа. Она даёт возможность привлечь внимание детей и родителей к истории нашей страны, края, села. Изучение основ народной культуры мы решили начать с матрёшки, реализовать проект и создать в группе мини-музей, который так и назвали
«Русская матрешка».
Ведь матрёшка является символом, хранительницей исконной русской культуры. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки; дать о ней некоторые, доступные для ребёнка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.
Цель проекта :
Приобщение детей к музейной культуре. Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
Задачи:
Для детей:
Познакомить детей с историей матрёшки как видом народного промысла;
Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.
Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к его истории на примере бородачевской игрушки;
Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей;
Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка;
Способствовать расширению словаря, связной речи детей;
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Воспитывать любовь и уважение к народному искусству.
Для родителей:
Вызвать интерес к музейной педагогике; русской народной игрушке;
Приобщать к истокам русской народной культуры;
Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей
Обогатится кругозор детей о матрешке, как виде народного промысла, о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе;
Расширится круг представления о разнообразии этой игрушки;
Сформируется позитивное, уважительное отношение к родному краю;
Активизируется словарный запас детей, грамматический строй, связная речь;
Создание в группе мини-музея «Русская Матрешка», сформировать у дошкольников представления о музее.
Для родителей:
Повышение родительской компетентности в вопросах патриотического воспитания дошкольников;
Повышение знаний о деятельности в дошкольном образовательном учреждении через сотрудничество с педагогами, совместную деятельность с детьми в реализации проекта;
Осознание родителями важности проводимых мероприятий в ДОУ.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
I Этап - предварительный:
- Информация для родителей о предстоящем проекте, привлечение их к участию в проекте; созданию мини-музея «Русская матрешка»;
- Подбор художественной литературы для чтения, презентаций. - Подбор наглядно – информационного материала для просмотра. - Подбор сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций и музыкальных произведений. - Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
II Этап - практический
План реализации проекта
1 неделя
Тема: «История матрешки».
Цикл занятий и бесед:
Беседы: «Веселые матрешки». Цель: познакомить детей с историей матрешки как народной игрушки, ее внешним обликом; учить различать матрешек по форме, цвету; развивать художественный вкус; содействовать патриотическому воспитанию младших дошкольников.
беседа в диалоговой форме с детьми об игрушках наших бабушек и дедушек, об игрушках матрёшках.
НОД «Знакомство с матрешками» Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой, учить рассматривать матрешку, выделяя особенности внешнего вида.
Презентация «Русская матрешка»
Чтение художественной литературы: Л. Некрасовой «Мы веселые матрешки»;В. Приходько «Матрёшка на окошке»; С. Маршака «О матрёшках», В. Берестова «Матрешкины потешки».
Рассматривание иллюстраций о матрешках.
Музыкальная деятельность: музыкальная игра «Матрёшки танцуют»;
хоровод «Матрёшки»; заучивание частушек, знакомство с народными песнями. Слушание: «Мы – весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».
Цель:средствами музыки обогащать и расширять представление детей о матрешке; обогащать слуховой опыт детей и создавать запас музыкальных впечатлений; развивать элементарное эстетическое восприятие музыки,
Дидактические игры: «Собери матрешку», «Матрешкин сарафан», «Разложи матрешек начиная с большой, с маленькой»,«Помоги матрешке найти свои игрушки». Цель:закреплять умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.
Сюжетно-ролевая игра: «Чаепитие у матрешек».
Рисование: «Укрась наряд для матрешки». Цель: развитие мелкой моторики, цветовое восприятия, закрепление понятий о игрушке.
Лепка «Угощаем матрешек». Цель: Развивать у детей чувство формы, мелкой моторики, умение раскатывать, сплющивать, защипывать края. Формировать умение выполнять предметно игровые действия; учить расставлять посуду каждой матрёшке.
Взаимодействие с родителями:
Консультации: «Музейная педагогика в ДОУ»;
Помощь в создании мини-музея, подборе экспонатов для музея, фотоматериала.
Практический выход: выставка совместного творчества «Ай да, Матрешка!» (творчество родителей);создание лэпбука «Матрешки».
2 неделя
Тема: «Любимая игрушка».
Цикл занятий и бесед:
Беседы: «Моя любимая игрушка» (матрешка); составление описательного рассказа о матрешке. Цель:учить описывать игрушку, называть её характерные признаки, подводить к составлению короткого рассказа из личного опыта.
НОД «Деревянные игрушки»(матрешка, бородачевская игрушка); «Наша добрая Матрёшка»(с участием родителей). Цель: познакомить родителей с ролью игрушки в детской игре; вызвать интерес к быту и изделиям народного-прикладного искусства; познакомить родителей и детей с устным народным творчеством; знакомство с русской матрёшкой.
Чтение художественной литературы: Владимир Моисеев «Кто матрешку сделал, я не знаю», А. Барто «Игрушки»;чтение потешек, стихов, загадок, пословиц, закличек о матрёшке.
Игры с игрушками матрешками :игра – инсценировка «У матрешки – новоселье»; "Домик для матрешки", "Покатаем матрешек на машине", "Матрешки в зоопарке". Дидактическая игра «Что изменилось?» (игра с матрешками). Цель: упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, прибежала, стоит на месте, замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать зрительную память, наблюдательность, речь.
Конструирование «Дорожки для матрешки». Цель: учить строить дорожку узкую и широкую из кирпичиков и пластин. Музыкально-дидактическая игра: «Матрешка-плясунья»
Игровое упражнение «Матрёшки слушают музыку».
Подвижные игры: «Шли матрешки по дорожке»; Аппликация «Фартук для матрешки»; Цель: формировать у детей представление о народных промыслах родного края. Вызвать интерес к образу игрушки, желание украшать фартук, делая аппликацию.
Лепка «Нарядные матрешки» (пластилинография);
Традиция группы «Старшие младшим» (рассказ детей старшей группы об игрушке родного города-бородачёвской); совместный коллаж «Бородачёвские игрушки». Взаимодействие с родителями:
Консультация: «Как играть с матрёшкой»;
Мастер-класс с родителями «Детская авторская матрёшка» (помощь детям в создании своей матрешки);
Практический выход:мини-музей «Русская матрёшка» ;традиция группы «Гостеприимство» (пригласить в группу детей из соседних групп, родителей для знакомства с нашим музеем).
Матрёшки, изготовленные нашими родителями
Наши авторские матрёшки
Рассказ детей старшей группы об игрушке родного города-бородачёвской
Лэпбук "Матрёшка"
Мини-музей "Русская матрёшка"