Светлана Чурилова
Проект «Музей букв»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока. Проект «Музей «Город букв».
Цели урока (планируемые результаты)
Личностные: проявлять инициативу в ходе участия в конкурсных мероприятиях, творческие способности при составлении предложений и текстов, самоопределяться при выборе заданий для творческой работы, осознавать смысл процесса чтения для себя, своего личностного и нравственного самосовершенствования.
Метапредметные:
Темочки:
- Буквы. Проекты
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
регулятивные: формулировать учебную задачу урока с помощью учителя, контролировать свои умения в соответствии с целями, заявленными на шмуцтитуле, оценивать свои достижения при выполнении контрольных заданий с помощью разноцветных фишек;
познавательные: заменять рисунки-модели словами при чтении квазитекстов; выбирать из ряда предложенных ответов тот, который наиболее полно соответствует собственному пониманию проблемы;
коммуникативные: объединяться в пары и группы для выполнения заданий одного уровня, распределять функции для реализации намеченной цели, выслушивать друг друга при обсуждении учебных проблем, учитывать мнение друг друга, не создавать конфликтных ситуаций, решать коммуникативные задачи, предложенные авторами в учебнике и «Рабочей тетради».
Предметные: знать авторов и названия произведений, с которыми познакомились в теме «Жили-были буквы»; знать все буквы русского алфавита и звуки, которые они обозначают, понимать условность художественного образа буквы, созданную с помощью авторского воображения и фантазии, владеть несколькими приёмами создания своего художественного образа буквы (найти схожесть с реальным предметом, подобрать костюм, отражающий характер буквы, придумать ситуации с буквой (превращение, волшебство, диалоги, которые также отражают специфику буквы, её особенности); читать бегло, плавно, целыми словами не менее 15 слов в минуту, осознавая читаемое, соблюдать интонацию при выразительном чтении произведений, разобранных на уроках, передавать с помощью интонации характер, чувства и настроение литературного героя при чтении по ролям после предварительной подготовки; отвечать на вопросы учителя (авторов учебника, находить ответы на них в читаемых текстах (выборочное чтение); представлять результаты проектной деятельности.
Оборудование:
1) учебник «Литературное чтение» (1 класс, часть 1,
2) пособие «Литературное чтение. Рабочая тетрадь» (1 класс,
3) разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности (красные — работа выполнена очень хорошо, на высоком уровне; зелёные — есть небольшие недочёты в работе; фиолетовые — надо подтянуться,
4) мультимедиапроектор,
5) простой карандаш и ручка для работы в «Рабочей тетради».
Сценарий урока.
I. Организационный момент. (Эмоциональный настрой на урок).
- Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Встаньте, дети, не ленитесь,
Все мне дружно улыбнитесь.
- Подарите друг другу улыбку. Какие у вас замечательные улыбки! У всех хорошее настроение, все готовы работать!
II. Мотивирование к учебной деятельности
- Ребята, сегодня мы завершаем проект «Музей «Город букв».
Подумайте, какая задача стоит перед вами. (Рассказать о проекте, о результатах работы над ним.)
- Как вы должны рассказать об этом? (Увлекательно, чтобы другим было интересно слушать.)
- Подходит к концу изучение раздела «Жили-были буквы». Следовательно, необходимо проверить, все ли цели изучения темы, обозначенные на с. 3 учебника, вы осуществили. Также вам предстоит вы-полнить ряд заданий, которые предлагают авторы учебника в рубрике «Проверим себя».
III. Представление результатов проекта учащимися.
- Настало время каждой группе, а их у нас 3 (историки, конструкторы, дизайнеры) поделиться тем, что вы сделали за время подготовки проекта.
Каждая группа выбрала свои буквы, каждый из вас приложил свои усилия, проявил фантазию, воображение, смекалку, творческие способности, чтобы создать оригинальный образ своей буквы. Именно эти качества требуются хорошему писателю и поэту. В совместных обсуждениях вы решили, из какого материала будете изготавливать букву, придумывали праздничный костюм для неё.
- Но что должно было стать итогом вашей работы?
(Можно выбрать уголок в классе или часть классной доски либо оформить презентацию.)
Остальные группы очень внимательно слушают и заполняют оценочные листы, где фиксируют по указанным критериям степень выраженности результата.
Каждая группа получает один оценочный лист, который заполняется кол-лективно всеми членами группы так: в каждой клеточке цветным карандашом (красным, зелёным или фиолетовым) они отмечают степень выраженности (качество) результата.
Оценочный лист к проекту «Музей «Город букв» для конструкторов и дизайнеров
Критерии оценки Работа выполнена очень хорошо, на высоком уровне
(красная фишка) Есть небольшие недочёты в работе
(зелёная фишка) Надо подтянуться
(фиолетовая фишка)
Образ буквы необычный, оригинальный, такой никогда не встречался О О О
Материал подобран в соответствии с образом и характером буквы О О О
Костюм буквы праздничный, яркий, необычный О О О
Рассказ о букве увлекательный, интересно слушать, использованы разные жанры. О О О
Оформление выступления красочное, приме-няется много наглядности, есть звуковые эффекты, анимация и пр. О О О
Оценочный лист к проекту «Музей «Город букв» для
историков
Критерии оценки Работа выполнена очень хорошо, на высоком уровне
(красная фишка) Есть небольшие недочёты в работе
(зелёная фишка) Надо подтянуться
(фиолетовая фишка)
Содержание выступления соответствует теме, целям и задачам О О О
Свободное изложение материала О О О
Отчётливость произношения, отбор необходимых речевых средств О О О
Рассказ о букве увлекательный, интересно слушать, использованы разные жанры. О О О
Оформление выступления красочное, приме-няется много наглядности, есть звуковые эффекты, анимация и пр. О О О
Выступления представителей групп.
После каждого выступления необходимо дать время другим группам оценить их результаты, высказать своё мнение, заполнить оценочные листы и подготовиться к выступлению следующей группы.
После прослушивания всех групп подводятся итоги:
подсчитывается, у какой группы больше всего красных фишек и по каким критериям, на основе этого объявляется победитель.
Лучшие проекты выставляются на классном стенде, чтобы была возможность познакомить родителей с результатами работы их детей.
IV. Физкультминутка
В темном лесе есть избушка,
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка,
Там Баба-яга живет.
Нос крючком, глаза большие,
Словно угольки, горят.
Ух, сердитая какая!
Дыбом волосы стоят!
V. Работа с рубрикой «Проверим себя»
- Ребята, откройте с. 26 учебника, прочитайте, как называется новая рубрика. Как вы понимаете её название? Как вы думаете, что будет главным в работе по этой рубрике? Для чего нужно иногда проверять себя?
- Давайте обратимся снова к целям изучения темы, перечисленным на с. 3 учебника. Перечитайте их. Чему вы учились, чем уже овладели?
- А теперь необходимо выполнить контрольные задания из рубрики «Проверим себя» и узнать, действительно ли вы всему этому научились. Задания также будете выполнять в «Рабочей тетради».
Задания 1 и 2 выполняются письменно в «Рабочей тетради», а задания 3, 4 и 5 — устно.
При выполнении устных заданий необходимо организовать дискуссию, чтобы дети размышляли, спорили, отстаивали своё мнение.
Задание 6 также выполняется устно.
При этом каждый школьник должен сначала прочитать все высказывания от начала до конца, осмыслить их, затем выбрать то высказывание, которое наиболее соответствует его внутреннему пониманию сути проблемы.
Задание 7 рассчитано на то, чтобы проверить, как школьники научились работать с моделями, в данном случае с рисуночными. Им надо прочитать задание, которое зашифровано с помощью слов и рисунков.
Чтобы это сделать, школьникам надо в слова предложения вставить другое слово— «лев», увидеть, какое слово получается, и в результате понять целое задание.
Затем это задание нужно выполнить. Школьники составляют различные предложения про льва, цветными фишками оценивая результаты друг друга.
Задание 8 является игровым.
Главное здесь, чтобы школьники были заинтересованы в придумывании большего количества слов.
Оценивание можно также организовать с помощью цветных фишек.
Задание 9 призвано организовать дискуссию, полемику по очень важной проблеме — прояснению смысла и ценности чтения как процесса.
Благодаря высказываниям детей учитель поймёт уровень мотивации к чтению каждого учащегося.
Эти результаты он может фиксировать у себя в мониторинговой (диагностической) тетради, а затем отслеживать, как по мере изучения литературы изменяются читательские мотивы учащихся.
В ходе дискуссии учитель ненавязчиво может высказать и своё мнение по этой проблеме.
Задания для проверки коммуникативных навыков и техники чтения даны в «Рабочей тетради» на с. 28—29 (если останется время, их можно выполнить на уроке).
VI. Рефлексия
- Что особенно запомнилось в ходе изучения темы, что понравилось?
- Кто из вас считает, что справился со всеми задачами, которые были поставлены в начале изучения темы, встаньте. А кто считает, что чего-то не хватило, ещё не всё освоено? Подумайте почему.
VII. Подведение итогов урока
- Кто из вас стал читать быстрее? А кто стал читать больше?
- Кому нравятся уроки литературного чтения? Почему?
VIII. Оценивание результатов
- Попробуйте оценить результаты своей работы по всей теме с помощью разноцветных фишек. Расскажите дома родителям, как вы добились таких результатов. Можете составить об этом рассказ на тему «Как я изучал тему «Жили-были буквы».