Елена Винокурова
Проектная работа по музейной педагогике «Здравствуй, музей!»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района — детский сад «Аленький цветочек»
выступление на межрайонной научно — практической конференции по теме:
"Проектная работа по музейной педагогике в ДОУ «Здравствуй, музей»"
(из опыта работы)
руководитель музейного уголка :
Винокурова Е. В.
Публикация «Проектная работа по музейной педагогике „Здравствуй, музей!“» размещена в разделах
воспитатель I квалификационной категории
Куйбышев, 2017
1 сл. В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных программах на сегодняшний день уже давно прописаны основные требования, которым должен отвечать выпускник даже детского сада. Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность.
2 сл. С точки зрения педагога проектная деятельность в ДОУ хороша тем, что предполагает самостоятельную деятельность детей, в результате чего они учатся отыскивать и использовать в своих целях необходимую информацию.
Проектная деятельность интересна детям: они получают возможность экспериментировать, анализировать, синтезировать и воплощать в жизнь полученные знания, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению.
3 сл. Результатом работы над проектом является продукт, это главный результат работы.
4 сл. На наш взгляд одним из наиболее продуктивных результатов проектной деятельности является мини-музей. Использование музейной педагогики помогает реализации проектной деятельности, так как мини-музей может являться и объектом исследования и продуктом реализации проекта.
5 сл. Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики, это одни из методов проектной деятельности, которая включена в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Почему мы решили работать по этой технологии? Потому что Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом. Наш город удален от культурного центра, здесь всего 2 музея. Мы провели анкетирование и выяснили, что основная часть воспитанников нашего детского детского сада ни разу не ходили в музей с родителями, причем по разным причинам. Многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и некоторым даже и не приходило в голову идея такой экскурсии. Так как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому мы решили реализовать проект «Здравствуй, музей!» и создать свой собственный «Мини-музей» в ДОУ. 6 сл. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому мы назвали их «музейными уголками». Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Цель создания мини — музея (музейного уголка) - изучение родного края, его природы, истории, воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, которая достигается через решение следующих задач:
1. Реализовать направления «Музейная педагогика».
2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
4. Формирование у дошкольников представления о музее.
5. Расширение кругозора дошкольников.
6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
8. Формирование умения самостоятельно анализировать полученные знания.
9. Развитие творческого и логического мышления и воображения.
10. Формирование активной жизненной позиции.
7 сл. Хранителем мини – музея дети старшей группы предложили сделать домовенка Кузю. И вот сегодня наш мини-музей «В гостях у Кузи» – неотъемлемая часть развивающей предметно – пространственной среды нашего ДОУ. 8 сл. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею (музейным уголкам) : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и родители. Каждый музейный уголок — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. «Мини-музей» расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире. 9 сл. Помимо постоянных экспозиций, которые работают в нашем мини – музее : «Привет из прошлого» (выставка старинных вещей, «А годы летят…» (история ДОУ, «Наша Родина» (краеведение, которые постоянно пополняются материалами, оформляются тематические мини - выставки к памятным датам (Пасха, День Победы, День матери, День защиты детей и др.).
10 сл. При организации воспитательно - образовательной работы музейные предметы используются на экскурсиях, тематических занятиях, в консультациях, поисково-экспериментальной, театральной, музыкальной и игровой деятельности. Музейными предметами могут пользоваться воспитатели всех возрастных групп и специалисты. 11 сл. Информация, которая доносится до детей понятна, соответствует возрастным особенностям и целям. На базе нашего мини — музея работает кружок по патриотическому воспитанию «В гостях у Кузи». 12 сл. Материалы музея, представленные в доступной для детей форме, дают возможность соприкоснуться с историей своего детского сада, города, страны. Экспонаты подбираются не только педагогами, но и детьми, и родителями. Это важно для того, чтобы они чувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого. 13 сл. Наши воспитанники гордятся тем, что в музее остаются предметы, собранные ими, экспонируются фотографии и фотодокументы из архивов семей воспитанников детского сада. Мы стараемся, чтобы они поняли, что прошлое, настоящее и будущее неразрывны, что мы часть единого древа жизни.
14 сл. Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Взаимодействие с семьёй – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребёнка. Чем выше уровень взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания детей. Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение появилась идея создать проект «Моя семья - моё богатство». 15 сл. В рамках реализации этого проекта активно использовали разнообразные нетрадиционные формы совместной деятельности родителей и детей: участие родителей в 16 сл. творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках родительских работ по изодеятельности, и т. д. 17 сл.
Введение мини - музея в образовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека жить в стремительно меняющемся мире. 18 сл. Даже в стесненных условиях можно найти место для организации мини - музея. Это может быть картонная ширма - раскладушка, которую можно переносить и использовать как передвижной мини — музей или стол, потолочная плитка, где меняется информация. И вот воспитатели всех возрастных групп решили создать в своих группах маленькие музейные уголки. 19 сл. Родители воспитанников ДОУ также принимали активное участие в создании групповых музейных уголков. В каждой возрастной группе создан свой музейный уголок и дети посещают его не только в своей группе, но и в других группах. У них появилась возможность общения с родителями по теме музея, могут обсуждать его тематику, приносить из дома экспонаты, старшие дети могут проводить экскурсию для младших, пополнять их своими рисунками. Музейные уголки в группах не заняли так уж и много места и позволили воспитателям слово "Музей" сделать привычным и привлекательным для детей. Экспонаты стали использоваться для проведения различных занятий. Что очень хорошо сказывается на эмоциональной сфере ребенка, воображении, интеллекта и развитии речи.
20 сл. В младших группах музейные уголки "Погремушки", «В гостях у сказки» помогают в режимных моментах: при утреннем приеме детей встречают музыкальные игрушки, которые поднимают настроение нашим деткам, помогают при организации совместной и свободной деятельности. 21 сл. Музейный уголок «В гостях у Кота Ученого» знакомит детей с эволюцией предметов, приборов, которые нужны для учебы и в жизни в условиях ДОУ, дают понятие как ими пользовались и пользуются; знакомит детей с предметами, которые нужны для жизни, их историей и их роли в жизни человека; музейный уголок «История новогодней игрушки» знакомит с новогодними игрушками начиная с 1973 года, «Старинная утварь», помогает в организации выставок «Мир старинных вещей», 22 сл. экскурсий «В гостях у Хозяюшки», «Экскурсия в музей посуды», экскурсия в мини — музей «Русского народного промысла», свой театр мы определили в музейный уголок "Театральные куклы". 23 сл. Познакомить с историей страны возможно через народные игрушки. Как известно, кукла сопровождала наших предков, особенно женщин, практически в течение всей жизни, 24 сл. вот и воспитатель Фёдорова Н. С. на открытом просмотре предложила детям изготовить мартенички – куклы мальчика и девочки из ниток. 25 сл.
В процессе изучения экспонатов выставок дети обмениваются мнениями, составляют рассказы об увиденных предметах, играют в «Экскурсовода». 26 сл. Свои впечатления они отображают в творчестве: рисунках, лепке, рисовании, аппликации. Педагоги наблюдают и делают выводы, какой материал интересен детям, а какой оставляет их равнодушным. 27 сл. Каждая выставка в мини - музее - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.
Конечно, при создании музейных уголков мы столкнулись с определенными трудностями, такими как: недостаточная материальная база, высокие требования, предъявляемые к педагогу (а именно, воспитатель должен попробовать себя в роли дизайнера, художника, экскурсовода, музееведа и историка). 28 сл. И, тем не менее, воспитательное и познавательно-развивающее значение данного вида работы нельзя недооценивать. Постоянное обогащение представлений об окружающем новыми впечатлениями и знаниями, умение работать в группе, находить компромиссные решения, практические навыки речевого общения, развитие любознательности и гордости за результаты своего труда перевешивают те трудности, с которыми можем столкнуться.
29 сл. Результатами проведенной работы являются :
1. У детей появился интерес к изучению русской народной культуры, детской литературы, окружающего мира.
2. Сформировался необходимый минимум исторических знаний о своем городе и стране.
3. Расширились знания о традициях русского народа.
4. Сформированы навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
5. Улучшены показатели воспитанников.
6. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют танцы, читают стихи). 30 сл.
7. Знание истории русского народного костюма, предметов быта.
8. Знание русских музыкальных инструментов.
9. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
10. Бережно относятся к экспонатам мини-музеев, атрибутам предметно-развивающей среды группы, предметам быта, произведениям народного творчества.
13. Родители стали активными участниками педагогического процесса : они принимают участие в проведении праздников (в том числе и народных, в изготовлении атрибутов для мини-музеев.
31 сл. Таким образом, экспозиции мини-музеев позволяют вести разноплановую работу с детьми, применять различные методики, использовать материалы для всех видов непосредственно образовательной деятельности, а также внеучебной деятельности, что позволяет полно и всесторонне проводить реализацию проектной деятельности.
32 сл. И в заключении хотелось бы произнести народную мудрость: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины». Мы надеемся, что проводимая нами работа поселит в душе у воспитанников чувство гордости за свой народ, за его достижения. 33 сл.