Оксана Луцик
Педагогический проект по тимбилдингу «Сокровища Форта Боярд»
Автор - составитель: воспитатель Луцик Оксана Сергеевна.
Постановка проблемы.
В последние годы умение работать в команде имеет большое значение практически во всех сферах деятельности современного общества и сопровождает человека изо дня в день.
В своей профессиональной деятельности, я отметила, что многие дети старшего дошкольного возраста при проведении спортивных игр не умеют работать в команде, договариваться, соблюдать правила при выполнении различных заданий, неточно воспринимают предложенную инструкцию. Это зачастую связано и с индивидуальными особенностями развития детей. Не все дети могут раскрыться, проявить лидерские качества, проявить инициативу. Так у меня и возникла идея внедрения элементов тимбилдинга в физкультурно-оздоровительную деятельность нашего учреждения.
Публикация «Педагогический проект по тимбилдингу „Сокровища Форта Боярд“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Тимбилдинг в детском саду
- Форт Боярд. Развлечения по мотивам игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2020
Тимбилдинг (англ. Team building) — построение команды или командообразование – мероприятия игрового, развлекательного и творческого характера, направленные на улучшение взаимодействия между участниками, повышение сплоченности коллектива на основе осознания общих ценностей и представлений.
Командные игры это составляющая тимбилдинга, так как, это понятие более широкое и включает в себя не только командные игры спортивной направленности (футбол, эстафеты и т. д., а также мероприятия развлекательного характера, творческой направленности (походы, квест-игры и т. д.).
Актуальность проекта.
Упражнения и игры на командообразование позволяют в игровой форме обучить детей навыкам работы в команде, лидерству, общению, принятию решений и разрешению различных задач. Чтобы достичь успеха детям приходиться учиться взаимодействовать друг с другом, внимательно слушать других, самим изъясняться четко и понятно, мыслить творчески и нестандартно. Использование в квестовой игре элементов туристических испытаний, нетрадиционных разнообразных средств и видов физической активности позволяет насытить процесс положительными эмоциями, увеличить двигательную активность детей, которая является мощным фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
Цель проекта - формировать умение работать в команде, посредством использования элементов тимбилдинга.
Задачи:
1. Способствовать повышению интереса детей к занятиям физической культурой.
2. Способствовать развитию коммуникативных навыков.
3. Создать благоприятные условия для проявления каждым ребенком самостоятельности, инициативы, находчивости.
4. Способствовать сплочению детского коллектива.
Участники проекта :
1. Дети старше-подготовительного дошкольного возраста.
2. Родители воспитанников.
3. Воспитатель по физической культуре.
4. Педагоги и сотрудники ДОУ.
5. Администрация детского сада.
Материально-техническое и методическое обеспечение:
-предметно-развивающая среда спортивного зала, кабинетов специалистов, групп детского сада;
- компьютерная, презентационная техника, аудио-техника.
Ожидаемые результаты:
1. Выработка умений у детей работать сообща, в одной команде, четко соблюдая правила и инструкции.
2. Повышение заинтересованности детей и взрослых к занятиям физической культурой.
3. Укрепление физического и психического здоровья детей.
4. Деятельностный подход, игровые технологии позволят выявить и выразить творческие способности воспитанников.
Перспективы развития проекта :
1. Продолжать работу над наполняемостью картотеки игр, направленных на командообразование.
2. Организовать взаимодействие с другими образовательными организациями города, для распространения опыта работы в данном направлении.
3. Составление программы по внедрению и реализации детского тимбилдинга в систему физического воспитания дошкольников.
Ход квест-игры
Квест-игра «Сокровища Форта «Боярд» построена по мотивам известной одноименной французской телеигры. На время ее проведения весь детский сад перевоплотился в здание старого форта. Были задействованы все специалисты детского сада в качестве героев – жителей форта, которые приготовили для команд-участников различные задания.
Пират Ля Буль первым встречает команды в форте. Он знакомит детей с историей форта и правилами прохождения испытаний. Ля Буль предлагает командам заработать первые ключи, пройдя два испытания (на меткость, ловкость, быстроту).
После успешного выполнения заданий, Ля Буль вручает капитанам команд карты форта (маршрутные листы, продвигаясь согласно которым, дети будут передвигаться. Попутно преодолевая препятствия, участники достигают нужных башен, попадают в пещеру, на пирс.
Старец Фура, сидя в своей высокой башне, приготовил для детей сложную загадку и игру с капитаном команды в обмен на ключ.
Восточная красавица Шахерезада обменяет свой ключик на выполнение заданий, связанных с силой речевого дыхания, зрительной памятью и ловкостью рук.
Мэтр Винсент любит математические задания, а также задания, связанные с поиском предметов (ключиков). У него в башне есть волшебный экран с различными логическими загадками.
Морская царица предлагает получить ключ за выполнение заданий с рыбками, направленных на развитие моторики рук, буквенного анализа слов, сложение слов по образцу с помощью кубиков Зайцева.
Королева Теней живет в своей пещере с пауками. Её задания связаны с развитием сенсорики, мелкой и крупной моторики, поисковой деятельностью.
В случае успешного выполнения всех заданий, команда зарабатывает 8 ключей, которые потом Ля Буль обменивает на загадку-подсказку. Дети называют по порядку буквы в отгаданном слове и встают на нужные буквы в сокровищнице. И, если слово отгадано верно, из сундука, подвешенного под потолком сокровищницы, высыпаются монеты и драгоценные камни – заслуженная награда для детей.
В ходе реализации данного проекта детям предлагались разнообразные задания в игровой форме, предоставлялось право выбора в ходе их выполнения. Наблюдалась повышенная познавательная активность детей, им было интересно, горели глаза. А самое главное, что каждый ребенок раскрылся разносторонне, смог проявить свои скрытые таланты и способности. Детей захватила игра, ведь их работа была направлена на один общий командный результат и успех. Поэтому, так важно было пройти испытания не только быстро, но и правильно, точно, чётко соблюдая правила. Ребята переживали друг за друга, поддерживали и помогали, работали в одной команде, сообща.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель моего проекта достигнута. Ребята не только интересно повысили свою двигательную активность, но и научились работать в одной команде, они – единый целый и сплоченный коллектив.
Педагогические проекты такого формата проводятся и организуются регулярно и постоянно, так как доказали свою эффективность.