Людмила Андреева
Педагогический проект «Речевой этикет в старшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушным холодом дышать,
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Я. Козловский.
Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.
Публикация «Педагогический проект „Речевой этикет в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Старшая группа
- Темочки
«Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам
Культура общения – это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи. Существуют определенные правила ведения беседы, которые называются этикетом. Этикет — неотъемлемая часть культуры поведения, те правила поведения, которые установлены обществом или социальной группой
Проблеме формирования у дошкольников основных навыков и умений употребления формул речевого этикета стали уделять внимание сравнительно недавно. Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, «содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми решение следующих задач:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей;
практическое овладение воспитанниками нормами речи».
Эффективными методами и приемами обучения дошкольников правилам речевого этикета являются, по нашему мнению, игры-инсценировки, дидактические игры, речевые упражнения, речевые ситуации, словесные игры, которые мы активно применяем в рамках педагогического проекта.
Тип, вид проекта : групповой, информационно-творческий
Сроки реализации проекта : сентябрь 2016г – май 2017
Участники: дети старшего возраста, педагоги, родители.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. В настоящее время воспитание становится главнейшей проблемой. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.
Культура поведения - характерный признак хорошего воспитания. Поэтому обучение хорошим манерам является такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучение, грамоте, музыке. Главную цель обучения мы видим в том, чтобы ребёнок не только знал как надо вести себя в обществе, но и умел это делать.
Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Введение словесных формул речевого этикета в общую систему речевого взаимодействия дошкольника с окружающими взрослыми и сверстниками способствует формированию комфортного коммуникативного поля и оказывает безусловное влияние на духовный мир ребенка. Ведь общеизвестно, что слово образовывает душу.
Овладение родным языком как средством и способом человеческого общения является важнейшим приобретением дошкольного детства. По средствам языка ребенок налаживает контакт с окружающими людьми и важно, чтобы эти контакты носили дружелюбный характер. Для этого ребенок должен научиться не только доброму, гуманному отношению к людям, но и способам их выражения, в том числе и речевым способам. Они определяют речевое поведение человека, которое в значительной степени реализуется с помощью визуально закрепленных стереотипов общения. Стереотипы общения определяются обществом. Оно вырабатывает стандартизированные нормы социального поведения, в том числе и речевого, определяемое представлением о шаблоне поведения, которое ожидается от человека в каждой отдельной ситуации. Формируя представления о нормах и правилах поведения, мы влияем на отношения ребёнка со сверстниками, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Общество нуждается в образованной, воспитанной личности. Только она способна «выжить» в условиях сегодняшнего мучительно трудного процесса становления демократизации. Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться языковыми выразительными средствами, стилистическим многообразием языковых средств - надежная гарантия личностного успеха.
Актуальность исследования проблемы речевого этикета личности старшего дошкольника, обусловлена сложившейся в настоящее время в стране социально-экономической и культурной ситуацией, характеризующейся острыми конфликтами на почве духовного и нравственного кризиса общества. Этот кризис связан с утратой культурособразных способов регулирования взаимоотношений, между субъектами общения, как на межгосударственном, так и на личностном уровнях. «Кризис культуры», «возрождение культуры» - эти понятия характеризуют современное российское общество, которому присущи изменения приоритетов в общественных ценностях и утрата морально-эстетических ориентиров. Частным проявлением кризиса культуры является низкая культура речевого общения взрослых. В современной языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой увеличение в детской речи лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов.
Таким образом, возникшее противоречие, современного общества - настоятельная потребность в гуманных отношениях между людьми и дефицит доброты, культуры отношений. Ознакомление детей с нормами и правилами культурного поведения, формирование у детей речевого этикета, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта «Речевой этикет в старшем дошкольном возрасте»
Объектом проекта : является процесс формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом проекта : являются совокупность методов, приемов и средств, направленных на формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
Цель проекта :
Создание педагогических условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры поведения и основ речевого этикета через использование метода проектов.
Задачи проекта :
1. Овладение детьми правилами хорошего тона для построения настоящих и будущих межличностных отношений;
2. Отбор и внедрение в практику педагогических методов, способов, приемов, способствующих формированию навыков культуры общения у детей;
3. Создание предметно-развивающей среды в группе, способствующей формированию и развитию коммуникативных навыков детей;
4. Формирование умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности;
5. Воспитание любви и уважительного отношения к близким и окружающим людям;
6. Привлечение родителей к воспитанию у детей культуры общения.
7. Направления работы с детьми по формированию культуры поведения и общения у детей:
8. Воспитание культурно-гигиенических навыков;
9. Культура общения детей со сверстниками и взрослыми;
10. Культура деятельности (поведение в общественных местах, в трудовой деятельности, бережное отношение к вещам, к природе).
Необходимые материалы:
Для работы по обучению детей этикету мы используем следующие методы и приемы:
1. Взаимодействие со сказочным персонажем. Например: в играх - драматизациях, дети перевоплощаясь в сказочных персонажей стараются помочь справиться с трудной ситуацией, найти ошибку, научить чему-то.
2. Словесные приемы (рассказы взрослого из личного опыта, сказки познавательного содержания, беседы, рассказы ребенка, из личного опыта).
3. Игровые приемы: дидактические игры («Магазин посуды», «Подбери что нужно для завтрака…», «Узнай по описанию», «Так бывает или нет?», «Угостим гостей чаем» и др., игры-путешествия в прошлое посуды, элементы сюжетно-ролевых игр, игры-воображения). Например: в сюжетно-ролевых играх, учат куклу, или ребенка (дочь, правильно сидеть за столом, правильно держать тот или иной прибор.
4. Наглядные приемы (картинки, фотографии). Мы используем в работе иллюстрации из комплекта «Расскажи про детский сад», иллюстрации из книги «Правила поведения для воспитанных детей» авт. Шалаева Г. П. и др.
5. Художественное слово. Например: учим стихи, отгадываем загадки, читаем рассказы, сказки.
6. Музыка.
7. Практические действия (самостоятельные действия с чайными и столовыми принадлежностями, сервировка стола по заданию, разбор проблемных ситуаций.
8. Наблюдения (за действиями взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления). Например: показываем сами пример правильного приема пищи, обращая внимание на эстетику оформления стола.
9. Элементарные эксперименты (изучение свойств посуды в зависимости от материала, из которого она изготовлена; внешнего вида посуды и столовых приборов в зависимости от их назначения: «Зачем чайной чашке ручка?», «Почему вилка рогатая?»)
Ожидаемые результаты:
Дети:
-сформированность у детей чувства сплоченности, сопереживания друг за друга, доброжелательности друг к другу;
-укрепление дружеских взаимоотношений детей в коллективе сверстников;
-появление у детей способности разрешать конфликтные ситуации;
-использование детьми правил поведения в повседневной жизни: дети научились взаимодействовать друг с другом, договариваться, уступать друг другу, извиняться, если не правы, оказывать и принимать помощь;
Родители:
-активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность;
-активно участвуют во всех мероприятиях
Педагоги :
-осуществляют инновационную деятельность;
-повышают профессиональный уровень;
-расширяют свой кругозор
Этапы реализации проекта :
1 этап Подготовительный
Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этикете
Мероприятия:
1. Экскурсии по детскому саду
2. Наблюдение за детьми в повседневной жизни, в играх.
3. Интервью с детьми «Что такое этикет?»
4. Родительское собрание «Речевой этикет в ДОУ»
5. Беседы с детьми:
«Зачем нам нужны вежливые слова?»
«Что такое этикет?»
«У меня зазвонил телефон»
«Как помочь грубияну?»
«Что такое хорошо. А что такое плохо»
6. Чтение детской художественной и познавательной литературы по теме исследования.
2. этап Аналитический
1. Продумать продукт проекта.
2. Составить план мероприятий по реализации проекта.
3. Подготовка материала:
• подборка изображений людей, животных, насекомых;
• детской литературы о людях, животных, насекомых; физкультминуток, загадок, сказок;
• атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
• изготовление дидактических игр;
• проведение тематических дней- “День спасибо”, “Приходите в гости” и т. д.
3. этап Практический
• Издание совместно с родителями книги «Вежливые слова»
• Проведение Праздника вежливости;
• Проведение занятий на темы «Жители луга», «Букет вежливых слов», «Путешествие в страну вежливости»
• Консультации для родителей
• Изготовление информационных буклетов для родителей: «Словарик вежливых слов», «Как помочь ребенку стать вежливым»;
• Изготовление с детьми настольных игр о культуре поведения: «Винни Пух и его добрые дела», «Помоги Незнайке сделать правильный выбор», «Подбери Эмоцию»
• Выставка детских работ «Наши добрые дела»;
• Придумывание сказок с детьми «Как стать добрым и вежливым?»;
4. этап Презентационный
Разработка презентации, постановка сказок, сценок, выставка детских работ.