Лариса Вараксина
Педагогический проект «Ребенок в общении с миром животных»
▼ Скачать + Заказать документы
1 этап – Целеполагание
Участники проекта: дети дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели групп, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, педагог-психолог, старшая медсестра.
Цель: формировать у детей дошкольного возраста основ осознанно правильного и безопасного поведения при взаимодействии с животными.
Задачи:
Формировать знания детей о повадках животных и среде их обитания, о неразрывной связи человека с природой средствами ТРИЗ и РТВ
Публикация «Педагогический проект „Ребенок в общении с миром животных“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Животные. В мире животных
- Проекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Знакомить с животными родного края, занесёнными в Красную книгу РБ
Учить устанавливать связи между средой обитания животных и их внешним видом, средой обитания и образом жизни животных
Учить понимать зависимость поведения животного от его физического состояния и состояния окружающей среды
Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности животных
Способствовать осмыслению необходимости правильного и безопасного поведения во взаимодействии с животными
Формировать желание беречь природу; знакомить с деятельностью людей по охране диких животных
Воспитывать гуманное отношение ко всему живому; чувство милосердия; закладывать основы экологической культуры личности
Учить активно и творчески применять полученные знания в художественно-продуктивной деятельности, создавая выразительные образы животных в рисунке, лепке, аппликации
Развивать познавательную, мыслительную, речевую активность детей; воображение, фантазию
Развивать творческие способности в игровой, театрализованной и музыкально-ритмической деятельности
Воспитывать навыки личной безопасности
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Понимание детьми неразрывной связи человека с природой.
2. Понимание необходимости правильного и безопасного поведения при взаимодействии с животными.
3. Систематизация знаний детей об особенностях поведения животных в зависимости от среды их обитания, физического состояния и состояния окружающей среды.
4. Знание детьми животных родного края, нуждающихся в защите и охране, занесённых в Красную книгу РБ.
5. Умение устанавливать связи между средой обитания животных и их внешним видом, средой обитания и образом жизни животных.
6. Знание детьми о природоохранной деятельности человека.
7. Желание детей беречь природу, гуманно и милосердно относиться ко всему живому.
8. Сформированность у детей основ экологической культуры личности.
9. Активное применение детьми полученных знаний, умений и навыков в художественно-продуктивной деятельности.
10. Развитие познавательной, мыслительной, речевой активности детей.
11. Развитие творческих способностей детей.
12. Владение навыками личной безопасности.
2 этап – Разработка проекта
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал, компьютерные игры по данной теме.
3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой театрализованной деятельности.
4. Подобрать аудио и видеозаписи для музыкально-ритмической деятельности.
5. Подобрать материал для художественно-продуктивной деятельности детей.
6. Составить перспективный план мероприятий с детьми.
7. Составить план сотрудничества с семьёй.
3 этап – Выполнение проекта
Перспективный план мероприятий с детьми
Раздел программы Формы и методы работы Наименование
Игровая деятельность Дидактические игры: «Узнай по описанию»
«Когда это бывает?»
«Экологическое лото»
«Узнай животное по силуэту»
«Крылья, ноги, хвосты»
«Что сначала, что потом»
«Чудесный мешочек»/ «Ящик ощущений»
«Экологический светофор»
«Этажи леса»
«Чудесная лестница» (ТРИЗ и РТВ)
«Мир вокруг нас» (ТРИЗ и РТВ)
«Экологические цепочки»
«Четвертый лишний»
Сюжетно-ролевые игры: «Семья»
«Зоомагазин»
«Поликлиника»/«Ветеринарная клиника»
«Посещение зоопарка» (с использованием макета)
«Летний день на ферме» (с использованием макета)
«Экспедиция на Северный полюс» (с использованием макета)
«Путешествие в Африку» (с использованием макета)
«Фотоохота»
Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото»
Домино «Животные»
Лото «В мире животных»
«Вокруг света»
Пазлы о животных
Конструктивные игры: «Детский сад» для детенышей животных»
«Ферма»
«Зоосад»
«Приют для бездомных животных»
Познавательная деятельность Экскурсия: В зоопарк (по возможности)
По микрорайону
Занятия по экологии: Из цикла: «В мире животных»
Из цикла: «Истории дедушки Лесовичка» (беседы о диких животных)
Из цикла: «Кролик Лаки в гостях у детей»
(беседы о домашних животных)
Комплексные занятия (экология и валеология):
«Каникулы в Простоквашино» (домашние животные)
«Приключения Незнайки в лесу»
(дикие животные)
Наблюдения за животными: На прогулке
В уголке живой природы
Обсуждение ситуаций: «Что делать, если на твоем пути встретилась большая собака?»
«Медвежонок остался без мамы. Как ему помочь?»
«Твой друг привез с дачи ежа. Как ты поступишь?»
«Почему «ощетинился» друг?»
Моделирование ситуаций: «У нашей Мурки родились котята»
«Щенок Дружок поранил лапу»
Просмотр и обсуждение видеофильмов, мультфильмов и телепередач: «ВВС – живая природа»
«Диалоги о животных»
«Зоопарк»
«В борьбе за выживание»
Тренинг с детьми: «Правила безопасности в общении с миром животных»
Рассматривание
альбомов,
открыток, календарей О жизни домашних и диких животных
Создание коллекции игрушек-животных- обитателей различных
природных зон Земли:
«Лес»
«Степь»
«Пустыня»
«Саванна»
«Джунгли»
«Арктика»
«Устье реки»
«Пещера»
«Горы»
Озеро Шамсутдин
Экспериментальная исследовательская деятельность: «Что любит кролик Лаки»
«Почему черепаха Клара спряталась в панцирь»
«Морская свинка Марина и её детёныши»
Компьютерные игры: Из серии «Домовёнок Кузя»
Коммуникативная деятельность Составление рассказов о игрушке О домашних и диких животных
Составление рассказов по картинкам О домашних и диких животных
Составление рассказов из личного опыта: «Почему мне нравится это животное»
«Кого я видел на прогулке по лесу»
Составление творческих рассказов: «Фантастическое животное» (с помощью кругов Луллия – ТРИЗ и РТВ)
Из цикла: «Представь, что ты –. (животное)». Как бы ты хотел, чтобы к тебе относились умные и сильные люди?» (прием эмпатии)
Создание книжек-малышек: «Мой четвероногий друг»
«Кого лечит Айболит»
Сочинение чистоговорок о животных: Со звуками «З», «С», «Ж», и др.
Ознакомление с художественной литературой Чтение: Русская нар. сказка «Волк и козлята»
Русская нар. сказка «Кот, петух и лиса»
Русская нар. сказка «Заюшкина избушка»
Русская нар. сказка «Снегурушка и лиса»
Белорусская нар. сказка «Пых»
Венгерская нар. сказка «Два жадных медвежонка»
Латышская нар. сказка «Лесной Мишка и проказница Мышка»
Украинская нар. сказка «Рукавичка»
Шотландская нар. сказка «Петухи лиса»
Финская нар. сказка «Лиса – нянька»
С. Маршак из цикла «Детки в клетке»
К. Чуковский: «Айболит», «Тараканище», «Краденое солнце»
Д. Мамин-Сибиряк Сказки о животных
В. Бианки. Рассказы о животных
Б. Житков из книги «Что я видел»
В. Сутеев «Сказки о животных»
А. Толстой «Рассказы о животных»
Г. Цыферов. Сказки о животных
Е. Чарушин из цикла «Большие и маленькие»
Русская нар. сказка «Зимовье»
Русская нар. сказка «Лисичка-сестричка и Серый Волк»
Корякская нар. сказка «Хитрая лиса»
Мордовская нар. сказка «Как собака друга искала»
Английская нар. сказка «Три поросёнка»
Ш. Перро «Красная Шапочка»
Э. Аттли «Про маленького поросёнка Плюха»
Р. Киплинг. Волшебная книга сказок
Д. Родари «Сказки, у которых три конца»
П. Бажов «Серебряное копытце»
Русская нар. сказка «Лиса и кувшин»
Ф. Зальтен «Бемби»
К. Паустовский «Кот-ворюга»
А. Ремизов «У лисы бал»
К. Коровин «Белка»
А. Куприн «Слон»
К. Ушинский. Рассказы о животных
А. Раскин «Как папа укрощал собачку»
Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса»
Заучивание наизусть: Русская нар. песенка «Как у нашего кота»
Ю. Кушак «Оленёнок»
С. Городецкий «Пять маленьких щенят»
В. Орлов «Почему медведь зимой спит»
Н. Рубцов «Про зайца»
А. Дмитриев «Бездомная кошка»
В. Е. Борейко «Ёж»
Знакомство с пословицами и поговорками о природе: Русскими, башкирскими, татарскими, марийскими
Продуктивная деятельность Рисование: «Следы на снегу»
Рисование тычком «Два жадных медвежонка»
«Два щенка играют в мяч»
«Кто живёт в лесу»
«Животные жарких стран»
«Кошка с котятами»
Аппликация: «Угощение для Зайчонка»
Коллективная аппликация «Весёлый барашек»
«Башкирские салфетки в подарок медвежатам»
«Три поросёнка»
«Царство диких зверей»
«Мой четвероногий друг»
Лепка: «Лесной гость – Ёжик»
«Пиала для Зайчат»
По замыслу «Любимое животное»
«Рыжая плутовка»
«Конь Акбузат в подарок малышам»
«Хоровод зверей»
По замыслу «фантастическое животное»
Театрализованная деятельность Инсценировка: Русская народная сказка «Машенька и медведь»
Башкирская народная сказка «Медведь и пчёлы»
«Малыш-кураист» (по произведениям башкирских писателей)
Развлечения: «На бабушкином дворе»
Викторина «В гостях у сказки»
«Люби свой край и воспевай»
«По тропинке в лес пойдём»
КВН по временам года
День защиты животных
Что? Где? Когда?
Музыкально-художественная деятельность Слушание: Р. Хасанов «Киска»
Р. Касимов «Мышата»
А. Островский «В зоопарке»
Т. Смирнова «Кто живёт в лесу»
С. Прокофьев «Петя и волк»
Е. Теличеева «Медведь»
Л. Лядова «Зайчик»
Пение: В. Шаинский «Пропала собака»
З. Исмагилов «Акбузат»
Ф. Лешинская «Лошадки»
В. Шаинский «Песенка про кузнечика»
В. Шаинский «Улыбка»
Г. Струве «Про козлика»
Танцевальные игры: «Коза рогатая» (обраб. Е. Туманяна)
«Зайцы и лиса» (муз. Е. Вихарева)
«Скачут лошадки» (муз. Т. Попатенко)
«Потерялся львенок» (муз. В. Энке, сл. В. Лапина)
«Танец медведя и медвежат» (муз. Г. Галинина)
«Что ты хочешь, кошечка?» (муз. Г. Зингера)
«Медведь и заяц» (муз. В. Ребикова)
«Гуси, лебеди и волк» (муз. Е. Теличеевой)
«Танец цирковых лошадок» (муз. М. Красёва)
«Ёжик и мышки» (муз. М. Красёва)
«Смелый наездник» (муз. Р. Шуман)
«Выход к пляске медвежат» (муз. М. Красёва)
«Пастух и козлята» (русская нар. песня в обраб. В. Трутовского)
Игра на детских музыкальных инструментах: «Лиса» (русск. нар. прибаутка в обраб. В. Попова)
«Жил у нашей бабушки чёрный баран» (русская нар. песня в обраб. В. Агафонникова)
«Белка» (отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» муз. Н. Римского-Корсакова)
Трудовая деятельность Уход за животными в уголке природы Кролик, черепаха, морские свинки
Ручной труд:
Изготовление фигурок животных из бумаги, природного и бросового материала
Двигательная деятельность Подвижные игры: «У медведя во бору» (бег)
«Конь-огонь» (бег поскоками)
«Лохматый пёс» (бег)
«Бездомный заяц» (ориентировка в пространстве)
«Кот и мыши» (бег)
«Лисички и курочки» (бег)
«Сокол и лиса» (бег)
«Ковёр и собаки» (бег парами)
«Волк во рву» (прыжки)
«Пастух и стадо» (ползание)
«Зайка беленький сидит» (бег)
«Спутанные кони» (прыжки и бег)
«Волк и овцы» (ловкость)
«Слепой медведь» (бег, ловкость)
«Сбор шишек для Белочки» (лазание, бег)
«Ловля оленей» (метание мяча)
«Волк и медведь» (бег)
Интегрированные занятия «Сюрприз для Белочки»
«Ребятам о зверятах»
Музыкально-спортивный праздник: «Лесной марафон»
Работа с родителями Индивидуальные беседы с родителями о важности данной проблемы
Оформление «Уголка для родителей»: «Безопасность вашего ребёнка»
«Нравственное воспитание ребёнка через общение с домашними животными»
«Мамина школа»: «Научим детей правильно общаться с животными»
Родительское собрание – круглый стол «Животное дома» (из опыта семейного воспитания)
«Животные – наши друзья и помощники»
(из опыта семейного воспитания)
Связь с социумом Центральная городская библиотека Участие в совместных мероприятиях по данной теме
Ознакомление с детской художественной и научно-популярной литературой по данной теме
Средняя общеобразовательная школа № 8 Проведение совместных мероприятий
Бирская государственная социально-педагогическая академия Участие студентов в воспитательно-образовательной работе по данной теме
Кинотеатр «Аврора» Просмотр мультфильмов по данной теме
Бирский городской музей Экскурсии
Городская школа искусств им. Баширова Проведение совместных мероприятий
4 этап. Презентация проекта
1. Музыкально-театральное шоу с участием педагогов, детей и родителей.
2. Подготовка и выпуск буклетов и проспектов по материалам проекта.
3. Создание слайд-шоу по материалам проекта.
4. Подготовка материалов в СМИ о ходе и результатах проекта.
5 этап. Определение задач для новых проектов