Татьяна Александровна Кононова
«Жизнь животных осенью». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Жизнь животных осенью»
Образовательная область: «Познание»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Совершенствовать фонематический слух.
2. Закрепить навык звукового, слогового анализа слов.
Публикация «„Жизнь животных осенью“, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
3. Активизировать и расширить словарь по темам «Животные осенью»,
4. Закреплять знания детей о диких животных средней полосы (лиса, заяц, волк, медведь, лось, еж, белка).
5. Познакомить детей с ролью покровительственной окраски в жизни животных и с приспособлением животных к среде обитания в разные времена года.
6. Закреплять понятия «хищные и растительноядные животные»
7. Учить решать логические задачи.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать тонкие движения пальцев рук и координацию движений.
2. Развивать внимание, память, логическое мышление и творческое воображение.
3. Развивать и поощрять в детях познавательную активность, интерес к познанию нового.
4. Развивать логическое мышление, умение делать умозаключения.
5. Развивать умение строить высказывания типа рассуждений.
Коррекционно-воспитательные:
1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
2. Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
3. Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.
Оборудование: Картинки с изображением животных, цветные нитки, игрушки-ежик, три коробки разного размера и формы; у каждого ребенка и у воспитателя набор цифр, знаки арифметических действий, знак «равно», геометрическая игра «Танграм»
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Предварительная работа:
1. Рассматривание на иллюстрациях животных;
2. Чтение «детской энциклопедии о животных»,
3. Художественной литературы (Б. Житков «Про волка», И. Акимушкин «Жила-была белка», И. Соколов-Микитов «Листопадничек»);
4. Прослушивание аудиозаписи «Лесная азбука. Пушистые истории» В. Зотова; фотовикторина «Узнай по портрету».
Форма проведения НОД: групповая.
Общая продолжительность образовательной деятельности: 25 минут
Ход непосредственно образовательной деятельности
Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображениями зверей и разложить их на две группы по способу питания (растительноядные и хищники).
Дети раскладывают и объясняют, почему они отнесли того или иного зверя к определенной группе.
.Основная часть
Воспитатель: Сейчас поздняя осень, скоро наступит зима. Что меняется в жизни зверей в это время года? Например, что делает белка осенью?
Воспитатель: А какие еще изменения происходят в жизни белок? Такие изменения происходят у всех зверей, но у зайца и белки свои особенности. (Мех у зверей становится более теплым, пушистым; звери линяют. А заяц и белка меняют и цвет. Так их меньше заметно зимой).
По группе заранее разложены цветные нитки. Где они совпадают или не совпадают с фоном. Воспитатель просит собрать эти нитки. Где труднее было найти нитки? Почему?
Воспитатель: Так звери приспосабливаются к условиям жизни. Такая окраска называется покровительственной. Это слово вы будете запоминать в школе, а мы только должны понять и запомнить, для чего нужно менять этим зверькам цвет своей шубки в ходе линьки. А почему не меняет цвет своих шубок волки, лисы, медведи и лоси.
Воспитатель: Лось – хищное животное или растительноядное?
Воспитатель: А почему он не боится хищных зверей?
Воспитатель: Защищает ли окраска лося зимой?
Воспитатель: А почему лиса и волк не меняют окраску шубы? (У лисы меньше врагов, чем у зайца, она сама хищница).
Воспитатель: Кто из зверей опасен для лисы?
Воспитатель: А медведь не опасен для лис? (Медведь зимой спит.)
Воспитатель: А почему медведь зимой спит, а другие звери не спят? (Медведю трудно найти зимой еду.)
Воспитатель: А кто из зверей еще спит зимой?
Воспитатель: Молодцы, правильно… Ой, кажется, где-то музыка играет….
Звучит песенка ежа.
Воспитатель: Кто же к нам пришел? Еж пришел не с пустыми лапами. У него есть письмо, а в письме задачки для ребят. Попробуем их решить?
Решаем логические задачи
В лесу зайцев и белок поровну. А ежей меньше, чем зайцев. Кого больше – ежей или белок? (белок).
Если елка ниже березы, береза ниже дуба, то какое дерево выше – дуб или ель? (дуб).
Белка сорвала с ели 5 орешков и еще 2 нашла на земле. Сколько орешков у белки? (два, на елке орехи не растут).
Воспитатель: Молодцы, с лесными задачками вы справились хорошо, а теперь давайте пройдем за наши столы и займемся задачами математическими.
Пищевые связи. Медведица – рыбок.
Воспитатель: В семье у медведицы 3 медвежонка: один большой – пестун и два маленьких. Из скольких медведей состоит семья?
Воспитатель: Верно. Один, один и два - это 4. Мама-медведица поймала рыбки. Малышам досталось по две рыбки каждому. Сколько рыбок мама раздала малышам? Как узнать?
Решение выкладывается из карточек: 2+2=4
Воспитатель: Пестуну она дала на 1 рыбку больше, чем каждому из малышей. Сколько рыбок досталось пестуну? Сколько рыбок получил каждый малыш?
Воспитатель: Как узнать, сколько рыбок дала медведица пестуну?
Дети выкладывают решение: 2+1=3
Воспитатель: У мамы осталось еще 3 рыбки. Сколько всего поймала мама-медведица рыбок? Как узнать? Давайте вспомним, сколько рыбок отдала мама-медведица малышам?
Воспитатель: Верно, четыре. Покажите, где мы это с вами узнали.
Дети показывают на первую запись, которая сохранена на наборном полотенце. Воспитатель находит еще карточку с цифрой «4» и ставит ее справа от записи решения первой задачи.
Воспитатель: Сколько мама дала пестуну? Найдите ответ на этот вопрос.
Воспитатель: Покажите, где мы это решение записали.
Дети показывают на вторую запись. Воспитатель ставит еще одну цифру»3» справа от записи решения второй задачи.
Воспитатель: Сколько же рыбок она дала малышам? Сколько пестуну?
Воспитатель: А сколько рыбок у нее еще осталось? Кто помнит?
Воспитатель: Верно, у медведицы осталось 3 рыбки.
Воспитатель выставляет карточку с цифрой «3» справа, ниже записи решений задач.
Воспитатель: Сколько же рыбок поймала мама-медведица. ?
Снять отдельно стоящие справа цифры и поставить их в ряд.
Воспитатель: Мама-медведица поймала несколько рыб. Четыре рыбки она отдала малышам, три рыбки – пестуну, и у нее осталось три рыбки. Сколько рыб всего поймала мама-медведица? Как узнать?
Дети записывают решение с помощью карточек с цифрами.
4+3+3=10
Воспитатель: Молодцы, хорошо поработали, а теперь давайте немного отдохнем с медвежатами.
Физминутка: Медвежата в чаще жили,
Головой они крутили.
Вот так, вот так головой они крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так дружно дерево качали.
Медвежата воду пили,
Друг за дружкою ходили,
Вот так, вот так друг за другом все ходили.
Медвежата танцевали, кверху лапы поднимали,
Вот так, вот так, кверху лапы поднимали.
Воспитатель: А пока мы с вами играли, ежик успел спрятаться. Правда, я видела, куда он спрятался и немного вам подскажу.
Логическая задача.
Ежик спрятался не в овальной коробке и не в той, которая находится справа. Где спрятался еж?
Ответы детей?
Воспитатель: Давайте посмотрим. … Да, действительно, еж сидит в коробке слева. А еще здесь конверт с какими-то деталями. Что это за детали? (Это геометрические фигуры – игра «Танграм»)
Воспитатель: Из каких деталей она состоит?
Воспитатель: Верно, и из этих деталей мы сейчас будем составлять портрет еще одного лесного жителя, про которого сегодня уже говорили.
На наборном полотне размещается фигурка зайца, выполненная из деталей танграма.
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим. Как расположены детали: где большие треугольники, где все остальные фигуры. А теперь еще раз внимательно посмотрите на фигуру, «сфотографируйте» ее и постарайтесь сложить без образца.
Фигура закрывается, если у детей возникает трудности. Можно приоткрыть ее на несколько секунд.
Воспитатель: Молодцы, все хорошо справились с заданием. Нашему гостю очень понравилось, как вы работали. Давайте еще раз вспомним, чем мы сегодня занимались. (Краткое подведение итогов занятия).
Ежик благодарит детей.