Элеонора Хайбуллаева
Педагогический проект «Развиваем пальчики — развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Проект: «Развиваем пальчики - развиваем речь!»
Продолжительность проекта: средней продолжительности
Вид проекта: позновательно-исследовательский
Сроки проведения: 4 месяца (октябрь-январь)
Участники: дети средней группы, родители, специалисты
Цель: развитие мелкой моторики рук для речевого развития детей средней группы.
Задачи:
- подбор эффективных и увлекательных игр и упражнений для развития мелкой моторики рук.
Темочки:
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Использование упражнений для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей в образовательном процессе.
- Совершенствование мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр.
- Повышение компетентности родителей о значимости пальчиковых игр, упражнений для развития речи детей.
Актуальность проекта
Актуальность выбранной темы заключается в том, что речевая активность детей дошкольного возраста снижается за счет того, что дети недостаточно много времени проводят в беседах со сверстниками, близкими, педагогами. Кроме того, все больше детей диагностируется с теми или иными нарушениями или недоразвитием речи.
Упражнения в виде пальчиковых игр- минуток, игровые комплекты для «мелкой» работы, наборы для манипуляций с мелкими деталями, на наш взгляд, позволят настроить речевую деятельность, помочь речевым центрам мозга сформироваться.
Сама по себе игровая деятельность приносит детям эмоциональное удовлетворение, радость, вызывает желание действовать.
Ожидаемые результаты по окончании проекта
Для детей:
• Дети с удовольствием выполняют игровые упражнения в процессе воспитательно-образовательного процесса;
• Активизирован пассивный словарь, проведена словарная работа, повысился познавательный интерес.
Для родителей:
• ознакомление с возможностями влияния на речевые центры мозга детей;
• приобщение к жизни детей в рамках дошкольного учреждения;
• проявление активности в работе со специалистами и воспитателем группы.
Для педагога:
• подобран материал для работы с детьми с целью активизации речевой активности;
• разработана картотека пальчиковых игр и упражнений;
• подготовлены игровые пособия по развитию мелкой моторики;
• дополнена и усовершенствована РППС.
Этапы реализации проекта
Организационный этап
Задачи первого этапа:
1. определение темы, цели и задач педагогического проекта;
2. определение необходимых для работы технических, информационных и методических ресурсов;
3. выстраивание стратегии работы по проекту.
Деятельность педагогов:Подбор игр и упражнений для детей:
Дидактических
Подвижных
Пальчиковых
Провести диагностическое обследование детей с целью определения уровня развития речи
Деятельность детей
Знакомятся с новыми играми, выражают свое отношение к ним
Рассказывают о своих наблюдениях, работают с педагогом в рамках диагностики
Деятельность родителей
Привлечение родителей к наполнению РППС
Наблюдают, проявляют свое отношение.
Вывод: в результате совместной работы всех участников педагогического проекта сформулированы цели и задачи, определены формы и методы работы, подготовлена информационная база по теме «Развиваем речь играя».
Практический этап
Задачи второго этапа:
1. развивать мелкую моторику пальцев кистей рук включая упражнения в НОД и КГН;
2. развивать речь и активизировать словарный запас детей во фронтальной и индивидуальной работе;
3. повышать профессиональную компетентность педагогов;
4. способствовать включению родителей в жизнь детей в ДОУ.
Деятельность педагогов
Работу по развитию мелкой моторики проводить в образовательном процессе:
-в специально организованной деятельности;
-в совместной деятельности воспитателя с детьми;
-в самостоятельной деятельности детей.
Включение художественной литературы, фольклора в игровую деятельность
Пополнение уголка для родителей по вопросам:
- активизации речевых центров
- значении пальчиковых упражнений на развитие речи;
- Изготовление пальчикового театра дома.
Деятельность детей
Пальчиковые игры, физминутки
Игры с прищепками
Шнуровка
Игры с крышками
Сортировка, нанизывание.
Рисование на крупе, соли, песке
Рассматривают поведения и поступки персонажей сказок, демонстрируют свои решения проблемных ситуаций, выражают симпатию и антипатию к героям произведений, применяют в речи образные выражения, используют в речи поговорки. Театрализованная деятельность пальчиковыми игрушками, теневой театр.
Прилагают усилия, проявляют творческие способности, воображение, отображают сюжеты произведений, наблюдений. Составляют рассказы по созданным рисункам или картинам
Деятельность родителей
Знакомятся с информацией, консультируются с педагогом
Закрепление работы педагога
Изготавливают совместно с детьми поделки.
Заключительный этап
Задачи третьего этап:
1.подведение диагностирование с целью определения итогов педагогического проекта;
2. создание итоговой презентации;
3. оформить картотеку пальчиковых игр, дидактических игр и упражнений.
4. представить опыт в рамках дошкольного учреждения.
Деятельность педагогов
Самооценка результатов педагогического проектаОформление картотек
- речевых игр
- пальчиковых игр
- лексических заданий
Презентация итогов проекта
Деятельность родителей
Сообщения родителей основанные на наблюдении
Ознакомление с результатом совместной деятельности в рамках проекта
Приобщение к деятельности детей в рамках дошкольного учреждения
Деятельность детей
Рассматривают результаты своей работы
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в повышении познавательного интереса детей, выстраивании диалогов со сверстниками и взрослыми, использовании в речи новых слов, умелое применение синонимов.