Ирина Дружинина
Из опыта работы педагога «Тренируем пальчики. Развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренируем пальчики. Развиваем речь.
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский
Мы уже давно знаем, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития и сформированности тонких движений пальцев рук.
Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Публикация «Из опыта работы педагога „Тренируем пальчики, Развиваем речь“» размещена в разделах
Умелыми и ловкими пальчики становятся постепенно. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически, рекомендованные учителем – логопедом, помогают детям с ТНР овладеть приё мами всей деятельности: самообслуживанием, трудовой, художественно – продуктивной и конечно графическим письмом.
Все движения, действия детского организма имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии всех психических процессов, особенно на мышление, внимание и речевое развитие ребенка.
Заниматься пальчиковыми играми в логопедических группах мы начинаем с младших групп. Затем это происходит систематически по 2-3 раза в день. Главным и основным этапом пальчиковых игр является самостоятельная деятельность детей с нетрадиционными предметами. Это могут быть грецкие орехи, камешки средних размеров, крупные пуговицы, крупные бусины, колечки, карандаши, прищепки, ленточки, ручки без стержня и т. п. В своей практике мы используем Су–Джок, который является активным стимулятором нервной системы, стимулирует не только пальцы, но и всю ладонь. Когда кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, можно использовать гибкий карандаш-палочку, прищепки, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Гимнастика для пальцев рук может быть без использования речи, так и с сопровождением. Движения пальцев с речью помогают детям усвоить приёмы пальчиковых гимнастик, упражнений и заинтересовывают детей.
Все упражнения пальчиковых гимнастик в подготовительной к школе группе мы практикуем в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук детей группы. Проводить ее можно в любой форме: групповой, подгрупповой, индивидуальной, в течении нескольких минут, в свободное время в режиме дня, во время проведения НОД, рекомендовать родителям.
К концу года подготовительной к школе группы каждый из наших детей полностью овладевает приёмами пальчиковых игр с нетрадиционными предметами. Успехов и Вам в работе с детьми!
Стихи во время проведения игры сочиняем вместе с детьми.
Вот и села детвора,
Поиграть пришла пора.
Повстречали пальчики ежа,
- Вы погладьте - ка, ребятушки меня! (Су - Джок)
Колобок катился,
в руку попросился. (Грецкий орех)
Мимо зайцы пробегали,
Только ушки показали. (Прищепки)
-Шустрый заяц, ты куда?
Под кустом сидит лиса!
Рыжим хвостиком помашет,
На полянке танец спляшет.
Зайчик палочку нашел
И лисицу он провёл! (Гибкая палочка - карандаш)
Палочки - выручалочки,
В колечки собиралочки
Словно нитки - вышивалочки.