Надежда Семёнова
Проект «Пальчиками играем — речь развиваем». Развитие мелкой моторики рук детей
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Пальчиками играем – речь развиваем»
(развитие мелкой моторики рук детей)
МКДОУ №14 «Улыбка»
г. Лодейное поле
Воспитатель: Семенова Надежда Павловна
2017год
Проект «Пальчиками играем – речь развиваем» предназначен для работы с детьми дошкольного возраста.
Пояснительная записка
Публикация «Проект „Пальчиками играем — речь развиваем“, Развитие мелкой моторики рук детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребё нком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Ведущим познавательным процессом ребёнка является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребёнок не получит способствующих восприятию компонентов, то у него могут обнаружиться серьёзные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.
Восприятие мира ребёнком идёт через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Для того, чтобы заинтересовать ребёнка, пробудить в них творческую активность, предлагаются игровые методы и приёмы, художественное слово.
Проект «Пальчиками играем – речь развиваем»
(развитие мелкой моторики рук детей)
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.
Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы,, крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т. д.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна и очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.
Паспорт проекта
Наименование проекта :
«Пальчиками играем – речь развиваем».
Тип:
Практико-ориентированный, долгосрочный, групповой.
Количество воспитанников: 19
Возраст детей : 4-5лет
Цель: Развивать пальчиковую моторику рук, используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи:
Развивающие :
• Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
• Стимулировать речевое восприятие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей, зрительное и слуховое восприятие;
• Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, творческую активность;
• Укреплять мелкую мускулатуру пальцев, тренировать тонкие движения пальцев рук;
• Развивать навыки умелости, коммуникативные навыки.
Обучающие:
• Упражнять в выполнении различных заданий, направленных на развитие мелкой моторики рук;
• Обогащать опыт детей различными сенсомоторными впечатлениями.
Участники проекта :
дети, педагоги, родители.
Ожидаемый результат:
Дети:
• Проявляют интерес к пальчиковым играм, к пальчиковой гимнастике;
• Увеличился словарный запас детей, речь стала более эмоциональной и выразительной;
• Возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
• Накопление впечатлений, личного опыта;
• Обогащение эмоциональной сферы.
Родители:
• Получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе стимулирования речевой деятельности через развитие мелкой моторики рук;
• Стали единомышленниками с педагогами по использованию различных форм работы с детьми.
Сроки:
• Проект рассчитан на 8 месяцев (октябрь - май) и включает следующие этапы:
Этапы реализации:
1. Подготовительный этап :
• Определение педагогом темы, целей, задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
• Исследование мелкой моторики рук детей;
• Обсуждение с родителями содержания проекта и возможностей, необходимых для его, реализации;
• Анкетирование родителей;
• Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
• Изучение методической литературы по данной теме.
2. Диагностический этап:
А) Критерии развития мелкой моторики рук :
• Умение застёгивать пуговицы, и мелкие, и крупные;
• Умение завязывать шнурки, пояс;
• Умение выполнять упражнения по показу воспитателя;
• Умение доносить в пригоршне воду до лица;
• Умение правильно удерживать карандаш, кисть;
• Умение катать шар из пластилина;
• Умение работать ножницами.
Задачи
Выявить уровень сформированности у детей навыков продуктивной деятельности;
Выявить уровень сформированности навыков самообслуживания у воспитанников.
определить уровень развития мелкой моторики каждого ребенка на момент обследования;
Б) Анкетирование родителей позволило выявить их компетентность по данной теме:
(приложение).
3. Основной этап (практический) : (создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей) .
Данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста:
• Работа с детьми по всем образовательным областям:
o в процессе НОД (продуктивной деятельности);
o индивидуальной работе;
o на прогулке;
o утренней гимнастике;
o самообслуживание;
o использование нетрадиционных приемов.
• Совместная деятельность с родителями.
4. Заключительный этап: Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта. Диагностика развития мелкой моторики на конец учебного года. Постановка задач на будущее. Лепбук.
Организация работы по проекту :
Содержание работы Сроки
1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук и речи на основе тематического планирования с подбором материала:
• упражнения с элементами самомассажа;
• упражнения для кистей рук;
• игры и упражнения с различными предметами;
• статистические упражнения;
• динамические упражнения;
• пальчиковые игры;
• упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений и сценок;
• использование методики Су – джок;
• экспериментальная деятельность;
Пополнение развивающей среды в группе играми и пособиями для развития мелкой моторики рук и речи в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности. В начале реализации проекта.
По ходу реализации проекта.
2. Работа с детьми:
• игры с предметами;
• разного вида шнуровки;
• картотека пальчиковых игр;
• игры с бумагой;
• игры с крупой;
• игры с карандашами, пуговицами, природным материалом;
• игры с сухими бассейнами с различными наполнителями;
• игры с песком и водой;
• выполнение продуктивной деятельности (нетрадиционные техники);
• мозаики, пазлы, вкладыши;
• игры с шариками – массажёрами.
По ходу реализации проекта.
3. Работа с родителями:
• анкетирование (выявление компетентности родителей по данной проблеме);
• консультации для родителей: «Приёмы развития мелкой моторики», «Пальчиковые игры и развитие речи : какая связь?», «Игры с предметами домашнего обихода», «Пальчиками играем – стишки повторяем», «Ум на кончиках пальцев», «Речь и пальчики», «Пальчиковые шаги»;
• конкурс поделок из крупы «Зёрнышко к зёрнышку»;
• родительское собрание со слайдовой презентацией «Мелкая моторика рук детей»;
• семинар – практикум «Пальчиками играем – речь развиваем»;
• «Дни общения»(индивидуальные беседы);
• изготовление пособий и игр по развитию мелкой моторики рук детей.
По ходу реализации проекта.
Перспективный план
по развитию мелкой моторики рук детей.
Темы игр и упражнений Оборудование
«Прищепки в корзинке» Прищепки, корзинки, силуэты разных фигурок.
«Игр с карандашом» Карандаши с гранями.
«Забавный колобок» Мотки ниток разного цвета.
«Играем с мозаикой» Разные мозаики.
«Поможем Золушке» Поднос, две чашечки с крупой.
«Пересыпаем ложкой» Ложка, поднос, одна чашка пустая, другая- с крупой.
«Перекладываем двумя пальчиками» Поднос, шарики, мелкие предметы, две мисочки.
«Рисуем дорожки» Поднос с манной крупой.
«Укрась дерево» Контур дерева с частями для навинчивания, пластиковые разноцветные крышки.
«Застегни застёжки» Плотная ткань с различными застёжками.
«Ладошки» Резинки (для волос) разного цвета, карточки с изображением ладошек, украшенных резинками.
«Найди игрушки в крупе» Ёмкость с любой крупой, мелкие игрушки, ложка, пустая мисочка.
«Бусы» Крупные бусины, толстая леска.
«Большие бусы» Шнурок, кубики, шарики.
«Сложи фигуру» Счётные палочки.
«Вышей узор» Решётка, шнурки (узкие ленты)разного цвета.
«Рвём бумагу» Бумага разного вида и толщины.
«Застёжки» Пуговицы, ткань с прорезями, кнопки.
«Шнуровки» Шнуровки, шнурки.
«Собирание разрезной картинки» Сюжетные картинки, разрезанные на несколько частей.
Обводка по трафаретам, штриховка, дорисовка. Трафареты с различной тематикой, листы бумаги, карандаши, раскраски.
«Пальчиковые игры на бумаге» Листы бумаги, гуашь разного цвета.
Основные мероприятия:
№ Образовательная область Мероприятие
1. Познавательное развитие Экспериментальная деятельность: познание свойств предметов быта, природного материала, ткани и т. д. Дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Волшебный сундучок», «Загадочный рукав», «Лото», «Нарядные бусы» и т. д.
2. Речевое развитие Заучивание потешек, текстов, сопровождающих пальчиковые игры, дыхательную и зрительную гимнастики.
3. Художественно – эстетическое развитие Выполнение продуктивной деятельности: штриховки, раскраски, обводки, дорисовки, пластилинография, работа с бумагой, изготовление подарков к праздникам, рисование различными материалами, крупой.
Использование пальчиковых игр на музыкальных занятиях.
4. Предметно – развивающая среда Пополнение уголка детского сенсорного развития : шнуровки, прищепки, бусы, плетение, предметы для навинчивания, игры с крупой, резинками и т. д.
5. Физическое развитие Укрепление здоровья при помощи дыхательной, пальчиковой и зрительной гимнастик, при помощи методики Су-Джок.
6. Социально – коммуникативное развитие Коллективное творчество, приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Игры-драматизации, инсценировки сказок, стихов, потешек.
7. Совместная деятельность с родителями Наглядно-информационный и консультативный материал для родителей. Выполнение творческих заданий: участие в конкурсах, выставках, изготовление игр и пособий по мелкой моторике. Участие в закреплении разучиваемых игр, стихов с детьми дома.
Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта :
Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
Принцип гуманности предполагает индивидуально - ориентированный подход и все-стороннее развитие личности ребенка.
Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.
Принцип интеграции- необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
Принцип системности- решение задач в системе всего учебно- воспитательного про-цесса и всех видах деятельности в рамках МДОУ и семьи.
Принцип преемственности- организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого и развития.
Результативность:
Работая с детьми по проекту «Пальчиками играем – речь развиваем» с целью развития мел-кой моторики рук детей 4-х лет добилась определенных результатов. В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. С высоким уровнем 53% воспитанников, средний уровень у35% детей, низкий – у 12%.
• Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. В изобразительной деятельности дети демонстрируют нажим, уверенные линии. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания
• Дети ознакомлены с нетрадиционными методами изобразительной деятельности
Результаты, полученные в ходе эксперимента, помогли решить и ряд других задач:
• Результативность диагностических исследований по всем видам деятельности детей в конце года была достаточно высокая.
• Ярче и интереснее стала жизнь в группе.
• Улучшились партнёрские отношения педагогов с детьми.
• Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей.
• Разучены с детьми пальчиковые игры.
• Пополнился уголок по развитию мелкой моторики играми и пособиями, изготовленными родителями.
• Дети используют нетрадиционные методы и техники изобразительной деятельности.
• Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца
Вывод:
Использованная система дала положительный результат в работе по развитию мелкой мо-торики детей дошкольного возраста.
Заключение:
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать
Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты работы вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Поэтому стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Используемая литература:
Горбушина С. Б. «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных интересов у дошкольников», Детство – Пресс, 2016г.
Ульева Е. А. «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет», Москва, «Мозаика – Синтез» 2012г.
Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры (для детей 4-7лет, Издательский Дом Литера, 2008. -
Бачина О. В., Коробкова Н. Ф. «Практическое пособие для педагогов и родителей».
Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5лет», ТЦ «Сфера», 2011г.
Бачурина В. «Развивающие игры для дошкольников», Москва, 2011г.
Колдина Д. Н «Игровые занятия с детьми», Издательство ТЦ «Сфера»,2014г.
Давыдова О. Н. «Пластилинография», Москва, 2013г.
Коломийченко Л. В., Чугаева Г. И., Югова Л. И., «Занятия для детей 3-5лет», ТЦ «Сфера», 2015г.