Михайлова Наталья
Проект «Развиваем пальчики — развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Развиваем пальчики – развиваем речь»
Учитель-логопед: Михайлова Наталья
Паспорт проекта
Название проекта: «Развиваем пальчики – развиваем речь»
Вид проекта: индивидуальный
Срок реализации: долгосрочный (сентябрь 2017 г. – май 2018 г.)
Участники проекта: учитель-логопед, дети, родители
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Публикация «Проект „Развиваем пальчики — развиваем речь“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Объект проекта: объектом исследования являются дети 7-10 лет с интеллектуальными нарушениями.
Предмет проекта: пальчиковые игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у школьников с нарушением интеллекта.
Актуальность
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Включение детей с умственной отсталостью в процесс обучения выдвигает целый ряд практических и теоретических проблем.
Особо актуальной становится проблема развития мелкой моторики обучающихся с умственной отсталостью, что обусловлено психофизиологическими особенностями развития детей данной категории.
У детей затруднены тонкие, дифференцированные движения рук и пальцев, их точность и темп нарушены, что значительно сковывает действия учащихся в процессе обучения. Для любого ребенка важно развивать мелкую моторику рук, тем более это актуально для ребенка с умственной отсталостью, для которого развитие общей и мелкой моторики может стать основным направлением компенсирующего обучения.
Актуальность проблемы определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики.
Цель проекта:
Развивать пальчиковую моторику рук, используя пальчиковую гимнастику, традиционные и нетрадиционные методы проведения.
Задачи проекта:
• Развитие мелкой моторики и координации движений рук обучающихся.
• Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук, навыков массажа и самомассажа кистей рук.
• Развитие речи, мышления, ориентировки в пространстве, памяти, внимания, усидчивости.
• Создание комфортных условий для ребенка.
• Активизировать педагогический потенциал родителей.
• Научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях; познакомить с нетрадиционными методами, такими как биоэнергопластика, кинезиология и Су-Джок терапия.
• Разработать буклеты для родителей с комплексами пальчиковых гимнастик и игр и рекомендациями по их проведению.
• Разработать рекомендации педагогам по коррекции мелкой моторики учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Предполагаемый результат:
• Развитие координации движений, умение управлять своими движениями.
• Повышение уровня речевого развития у детей с нарушением интеллекта.
• Развитие речи и пополнение словарного запаса детей.
• Активизация познавательных процессов ребенка.
• Привитие детям устойчивого интереса к пальчиковым играм и логопедическим занятиям.
• Развитие коммуникативных отношений.
• Укрепление психического и физического здоровья детей с интеллектуальными нарушениями.
• Накопление материала и опыта по пальчиковым гимнастикам и играм.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап (сентябрь)
1. Изучение научно-методической литературы по данной теме, подбор литературы.
2. Диагностика развития мелкой моторики детей. Выявить уровень развития мелкой моторики у детей.
3. Подбор комплекса специальных заданий, пальчиковых игр и упражнений развивающих мелкую моторику младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
4. Подготовка наглядно-дидактического материала, разработка картотеки пальчиковых гимнастик, игр.
5. Оформление буклета для родителей «Комплексы пальчиковых гимнастик и игр для детей».
6. Оформление памятки «Методика выполнения пальчиковых упражнений с детьми с особыми образовательными потребностями».
Основной этап (октябрь-апрель)
Содержание работы
Работа выстраивается в 3-х направлениях:
1. с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей;
2. с родителями - посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья – школа»;
3. с педагогами - посредством проведения консультаций, рекомендаций в данном направлении.
Работа с детьми
1. Использование пальчиковых гимнастик и игр, как обязательных компонентов логопедических занятий.
2. Знакомство со строением руки посредством пальчиковых игр.
3. Индивидуальное проведение комплексов пальчиковых упражнений (гимнастик) с использованием красочных иллюстраций, дидактических пособий.
4. Проведение на логопедических занятиях массажа и самомассажа кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок.
5. Проведение игр с разными предметами, как аналог пальчиковых гимнастик (с прищепками, орехами, шишками, пинцетами, пипетками и т. д.)
6. Проведение пальчиковых игр, требующих определенных ручных умений (мозаики, конструктор, шнуровка, аппликации из пуговиц, различные застежки и т. д.)
7. Развитие мелкой моторики на занятиях с использование элементов нетрадиционных методов: биоэнергопластика, кинезиология и Су-Джок терапия.
Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук, применяемый на занятиях, можно разделить на составляющие:
• пальчиковая гимнастика;
• упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.
Важной частью работы по развитию мелкой моторики рук являются пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика – комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно в течение 5 минут в начале каждого занятия и в его середине в форме физкультминутки. Большое внимание уделяется общему развитию рук ребенка, развитию согласованности действий обеих рук, выделению каждого пальца, становлению ведущей руки.
Пальчиковая гимнастика включает:
а) упражнения на отработку силы пальцев и кистей рук;
б) упражнения на расслабление и целенаправленные движения по инструкции;
в) упражнения с ритмом (выполнение упражнений с пальцами под счет, под хлопки, отстукивание, топот, под детские музыкальные инструменты).
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Инсценировать можно отдельные эпизоды, наблюдения из жизни, воспоминания, эпизоды из сказок. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов – уникальное средство для развития мелкой моторики.
Благотворное воздействие на движение всей кисти пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пазлы, пирамидки, счетные палочки, строительные наборы.
Для координации движений пальцев рук можно использовать игры с нестандартным оборудованием - пластилином, прищепками, камешками, орехами, шишками, пинцетами, пипетками, бусами, крупами, горошинами, пуговицами. Такие игры очень увлекательны, они способствуют развитию творческой активности, мышления. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, снижает психоэмоциональное напряжение. Главная цель таких игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.
Работа с родителями (законными представителями)
1. Практическое занятие «Рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр». Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.
2. Познакомить родителей с нетрадиционными методами развития мелкой моторики, такими как биоэнергопластика, кинезиология и Су-Джок терапия.
3. Подготовка буклетов «Комплексы пальчиковых гимнастик и игр для детей».
Работа с педагогами
1. Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии ребенка с интеллектуальными нарушениями».
2. Разработка памятки «Методика выполнения пальчиковых упражнений с детьми с особыми образовательными потребностями».
3. Разработка картотеки «Пальчиковая гимнастика» для педагогов.
Заключительный этап (май)
1. Оформление компьютерной презентации «Развиваем пальчики – развиваем речь».
2. Презентация проекта на РМО учителей-логопедов.
3. Публикация проекта на сайтах ОУ и на страницы в социальных сетях.
4. Самоанализ деятельности по реализации проекта.
Практический результат проекта
1. Использование пальчиковых игр в повседневной жизни детей.
2. Практическое применение педагогами продуктов проекта в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.
3. Практическое применение родителями продуктов проекта для занятия с детьми в условиях семьи.
4. Отзывы родителей и педагогов.
Итог проекта
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей с особыми образовательными потребностями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
Янушко Е. Помогите малышу заговорить! - М. : Теревинф, 2007.
Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М. ,«Олма Пресс», 2001.
Новиковская О. А. Веселая зарядка для пальчиков. – М. : Астрель: АСТ; СПб. : Астрель – СПб, 2009г.
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
Безруких, М. М. Тренируем пальчики. [Текст]/ М. М. Безруких. – М. : Дрофа, 2000.
Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
Узорова О. Н. Пальчиковые игры, М., 2006г