Елена Дедикова
Консультация «Развиваем речь, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь-это средство общения людей и форма человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом пользуются внешней речью. Из внешней речи развивается речь внутренняя (речь - «думание», которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.
Публикация «Консультация „Развиваем речь, играя“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Поэтому на седьмом году жизни звукопроизношение детей мало чем отличается от произношения взрослых, так как правильное звукопроизношение формируется у ребёнка в основном к 4-5 годам и в идеале дети в школу должны приходить с правильным звукопроизношением. Это очень важно для дальнейшего успешного усвоения школьной программы. особенно это касается таких предметов, как русский язык, чтение, развитие речи. Речь ребёнка развивается по подражанию, поэтому большую роль в её формировании играет чёткая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Не следует искажать слова, имитировать детскую речь. В 6 лет ребёнок должен правильно произносить все звуки родного языка, иметь достаточный по объёму активный словарь и практически владеть грамматическим строем речи. На практике же многие из первоклассников не могут назвать времён года (а если и знают их названия, то затрудняются назвать их в последовательности); дней недели, месяцев, не обобщают слова и логические группы (типа «мебель», «насекомые», «учебные вещи», не могут назвать профессии людей, не знают даже основных цветов, не говоря уже о розовом, голубом, оранжевом и т. д. ; не могут назвать детёнышей животных (у коровы- «бычонок», у лошади- «конёнок» и т. д.). Одной из основных задач умственного воспитания детей является развитие мышления и речи. Следует приучать детей к самостоятельности мышления, к использованию полученных ими знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной перед ними задачей. Чтобы приучить ребёнка к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным. Это достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит словесная дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности, активности их мышления и речи. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра-вид деятельности, присущий детям младшего школьного возраста. В игре ребёнок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.
Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.
Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в
них, игрушки и мультфильмы. Используйте для этих занятий то, что дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Вводить в его
словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» - «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор.» - «А что есть у дерева?» - «Корень, ствол, ветки, листья.» К 3-4 годам дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).
Рассматривая с ребёнком какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
На прогулке проводя разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.
Существует много игр, в которые можно играть с ребёнком.
«Давай проверим, кто из нас самый внимательный?»
Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
«Волшебные очки»
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
«Угощаю»
«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Приготовим сок»
«Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.»
«Доскажи словечко»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:
- Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п. ;
- Медведь осенью засыпает, а весной…
- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…
- Мокрое бельё развешивают, а сухое…
- Вечером солнце заходит, а утром…
«Отгадай, кто это»
Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:
- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)
- Бодается, мычит, пасётся?
- Крадётся, царапается, мяукает?
- Шипит, извивается, ползает?
Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.
«Упрямые слова»
Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.
«Исправь ошибку»
Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.
Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.
Рекомендации:
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, необходимо соблюдать несколько условий:
• Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту ребёнка, не должны быть длительными по времени (5-10 мин).
• В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит развитие ребенка.
• Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
• Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
• Игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребёнка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление.
• Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
Играя с детьми, вы можете многого добиться. Так что, все в ваших руках!