Ольга Ситенко
Педагогический проект по здоровьесберегающим технологиям «Быть здоровым — Здорово!»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта: воспитанники группы, родители воспитанников, воспитатели группы, старшая медицинская сестра, учитель-логопед.
Возраст: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Тип проекта: долгосрочный, групповой, практико – ориентированный.
Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни с учетом принципов частичной интеграции)
Цель проекта:
Публикация «Педагогический проект по здоровьесберегающим технологиям „Быть здоровым — Здорово!“» размещена в разделах
сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьясбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих.
Задачи:
- укрепление здоровья детей;
- повышение активности функций организма и общей работоспособности;
- обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени
пребывания в детском саду;
- овладение детьми элементарными знаниями о своем организме, способах
укрепления собственного здоровья.
Актуальность:
Семья и детский сад - это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. В свое время В. А. Сухомлинский сказал: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности.
Как для отдельного человека, так и для общества в целом самое дорогое богатство – здоровье. Многие ученые отмечают, что в основе здоровья лежит способность организма приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды.
Фундамент здоровья и формирования тела закладывается в дошкольном возрасте.
Забота о здоровье детей дошкольного возраста складывается из создания условий, способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем, а также мер, направленных на активизацию и совершенствование физических возможностей воспитанников. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Ожидаемые результаты
• Повысится количество детей, самостоятельно использующих имеющиеся представления о здоровом образе жизни в повседневной жизни на 40%;
• Повысится количество родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДОУ по вопросам здорового образа жизни на 60%;
• Повысится педагогическая компетентность родителей о факторах здорового образа жизни до 95%.
Основные пути реализации данного проекта:
• Формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;
• Выявление интересов и наклонностей детей;
• Распространение передового опыта.
Принципы реализации проекта.
1. Доступность:
учет возрастных особенностей детей;
адаптированность материала к возрасту.
2. Систематичность и последовательность:
постепенная подача материала от простого к сложному;
частое повторение усвоенных правил и норм.
3. Наглядность:
учет особенностей мышления.
4. Динамичность:
интеграция проекта в разные виды деятельности.
5. Дифференциация:
создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
Этапы работы над проектом:
Первый этап - подготовительный
- обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;
- формулирование задач и цели проекта;
- подбор методической. справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта;
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
Второй этап – основной
- анализ собранной информации, выделение главной мысли;
- организация работы над проектом;
- реализация проекта.
Третий этап – заключительный
- написание работы;
- оформление презентации;
- защита проекта.
Схема реализации проекта:
Сентябрь: «Личная гигиена»
Продолжать оздоровительную работу с детьми, начатую в летний период
Вести пропаганду среди родителей о здоровом образе жизни.
1. Консультация для родителей «Здоровая семья – здоровый малыш».
2. Фотовыставка «Лето. Ах, лето!»
3. Дидактическая игра "Умею - не умею" (по типу "Съедобное не съедобное").
4. Непосредственно образовательная деятельность "Из чего я сделан?" (познание).
5. Художественно эстетическая деятельность: рисование «Из чего сделан Я?»
6. Подвижные игры на свежем воздухе.
7. Чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая».
8. Беседа с врачом о болезнях грязных рук и мерах профилактики.
9. Экскурсия в прачечную детского сада.
Октябрь: «Закаливание детского организма»
Формировать у детей потребность к здоровому образу жизни, навыки гигиены и профилактики заболеваний.
1. Беседа с родителями: «Если хочешь быть здоров…»
2. Подвижные, динамические игры.
3. Профилактическая гимнастика (дыхательная, корригирующая, на предупреждение плоскостопия, осанки, зрения).
4. Игры с водой, ежедневные прогулки.
5. Закаливающая гимнастика после дневного сна.
6. Тематическое занятие «Страна волшебная – здоровье!»
7. Беседа с врачом о болезнях кожи, мерах профилактики.
8. Оформление стенгазеты: «В здоровом теле – здоровый дух!»
Ноябрь «Врачи – наши помощники»
Изготовить картотеку дидактических иллюстрированных пособий для родителей с целью их просвещения в вопросах физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
1. Папка-передвижка «Виды гимнастик в детском саду и нашей группе».
2. Семинар-практикум для родителей «Пальцами играем – речь развиваем».
3. Использование картотеки пальчиковых, дыхательных игр на занятиях с детьми, в режимных моментах.
4. Экскурсия в медицинский кабинет
5. Игра-занятие «Айболит в гостях у детей»
6. Беседа с детьми «О здоровой пище».
7. Дидактические игры: «Отгадай на вкус»; «Чудесный мешочек»
8. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Айболит», Ю. Тувим «Овощи», загадки о фруктах и овощах.
9. Сюжетно-ролевая игра "Больница", «Поликлиника».
Декабрь «Играем – здоровье укрепляем!»
Удовлетворять потребность детей в двигательной активности;
воспитывать привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье;
пополнить ФИЗО уголок нетрадиционным оборудованием, дать рекомендации родителям по использованию данного оборудования.
1. Оформление участка снежными постройками: «Зимняя сказка»
2. Изготовление картотеки подвижных игр и использование её в режимных моментах, на занятиях физической культуры.
3. Пополнение физкультурного уголка атрибутами для подвижных игр.
4. Привлечение родителей к изготовлению физкультурного оборудования из бросового материала.
5. Выставка нетрадиционного физкультурного оборудования
6. Игры-забавы, подвижные игры.
7. Игры-тренинги «Давай с тобой подружимся».
8. Физкультурный праздник «Зимние забавы»
9. Фотоколлаж «Игры детей дошкольного возраста»
10. Чтение художественной литературы: Ю. Кушак «Снежная баба», Г. Х. Андерсен
"Снежная королева", русская народная сказка «Снегурочка».
Январь «Психологическое здоровье детей»
Обеспечивать благоприятные условия, способствующие предупреждению эмоционального неблагополучия детей.
Снизить уровень возбуждения, снять эмоциональное и мышечное напряжение.
1. Индивидуальные беседы с родителями «Сказкотерапия в установлении положительных эмоций детей».
2. Игры, которые лечат: песочная терапия, игры с водой (использование стола «Песок-вода»).
3. Использование методов нетрадиционного рисования (рисование пальчиками, ладошками).
4. Выставка детских творческих работ.
5. Психогимнастика.
6. Конструирование и лепка из книги Г. Юдина "Главное чудо света".
7. Практические упражнения и простейшее экспериментирование «Пойми себя».
8. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Радость», «Ежики смеются».
9. Родительское собрание «О здоровье всерьёз».
10. Экскурсия "За здоровьем в зимний лес".
Февраль «Безопасность»
Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, в группе, в повседневной жизни.
1. Изготовление макета дороги;
2. Привлечение родителей к изготовлению дидактических пособий на тему «Огонь-друг, огонь-враг»;
3. Консультация для родителей «Источники опасности для детей».
4. Дидактическая игра «О чём говорит светофор»
5. Тематическое занятие «Юные пожарные спешат на помощь»
6. Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль».
7. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Путаница», «01- пароль отважных», Л. Толстой «Пожарные собаки».
8. Беседы с детьми: «Безопасность в нашей группе», «В мире опасных предметов».
Март «Спортом заниматься целый день не лень!»
Укреплять здоровье детей в течение дня, используя здоровьесберегающие технологии;
информировать родителей о проводимых оздоровительных мероприятиях в режимных моментах.
1. Консультация для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
2. День открытых дверей для родителей - участие родителей в утренней гимнастике, на ФИЗО занятии, на прогулке, в гимнастике после сна «Мечты о лете».
3. Мастер-класс для родителей по физкультурно-оздоровительной работе
с использованием здоровьесберегающих технологий «В весеннем лесу».
4. Тематическое занятие «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!»
5. Физкультминутки.
6. Динамические паузы.
7. Выставка детских работ: «Быть здоровыми хотим!»
Апрель «Самомассаж в жизни детей»
Продолжать использовать в работе нетрадиционные формы оздоровления детей: приёмы массажа биологически активных точек; самомассажа тела.
Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.
1. Изготовить картотеку разнообразных видов игрового массажа.
2. Пополнить физкультурный уголок нестандартным оборудованием из бросового материала, атрибутами для самомассажа.
3. Консультация - практикум для родителей «Обучение приёмам массажа»
4. Использование игр- релаксаций.
5. Массаж биологически активных зон (лица, рук, головы) с использованием художественного слова.
6. Пальчиковая гимнастика.
7. Использование музыкального сопровождения во время самомассажа.
8. Чтение художественной литературы: С. Прокофьев «Румяные щёчки», В. Бондаренко «Язык и уши».
9. Игра-занятие «В стране Лёгких" или "Путешествие воздушных человечков»
Май
Выяснить, насколько осознаны полученные представления; опираются ли они на них при решении возникшей проблемы;
Прослеживается ли в поведении детей направленность на здоровый образ жизни;
1. Обобщённые занятия по теме: "Я и моё тело".
2. Дидактические, сюжетно-ролевые игры.
3. Подвижные игры.
4. Обсуждение прочитанных рассказов по темам: "Я и моё тело", "Как сохранить здоровье", "Правила безопасности жизни".
Презентация физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста: «Быть здоровым – здорово!»
Предполагаемые результаты проекта:
- повышение уровня физического здоровья детей;
- осознание отношения детей и их родителей к состоянию здоровья, как основному
фактору успеха на последующих этапах жизни;
- повышение активности функций организма и общей работоспособности;
- психологический комфорт на протяжении всего времени пребывания в детском саду;
- овладение детьми элементарными знаниями о своем организме, способах укрепления
собственного здоровья.