Татьяна Ивановна Кучебо
Здоровым быть здорово!
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровым быть здорово!
Что же такое здоровый образ жизни? Кто из нас здоров? У кого не болит голова и не скачет давление? О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью. Под здоровым образом жизни понимается оптимальный режим работы и отдыха, сбалансированное питание, достаточная двигательная активность, соблюдение правил личной гигиены, закаливание, отсутствие пагубных привычек, любовь к людям, положительное восприятие жизни. Здоровый образ жизни позволяет быть до старости здоровым психически, нравственно и физически. Определение Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия».
Публикация «Здоровым быть здорово!» размещена в разделах
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Вот почему необходимо с раннего детства мотивировать детей на формирование положительных привычек здорового образа жизни.
В дошкольных образовательных учреждениях создана система, обеспечивающая ребенку полноценное проживание дошкольного детства, в котором ежедневно формируются навыки здорового образа жизни : соблюдение режима жизнедеятельности: в одно и то же время принимать полноценную свежеприготовленную пищу, спать, гулять; привитие культурно-гигиенических навыков, сопровождающих человека всю жизнь, чередование видов деятельности и т. д.
Не секрет, что физкультминутки являются неотъемлемой частью образовательной деятельности. Мы вносим новизну в содержание и использование физминуток на снятие статического, умственного, зрительного утомления у детей, а также пальчиковую гимнастику и игры малой подвижности, соответствующие теме.
В каждой группе нашего детского сада составлен комплекс закаливающих мероприятий, универсальных, эффективных и доступных для детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Однако, при их проведении всегда нужно соблюдать определё нные принципы: постепенность, учёт состояния и здоровья и индивидуальных особенностей ребёнка, системность, эмоциональная и физическая привлекательность для ребёнка.
Для того, чтобы добиться положительных результатов в деле здоровьесбережения детей нужна целенаправленная комплексная система физкультурно-оздоровительной деятельности как в детском саду, так и в семье. А нам - педагогам-дошкольникам необходимо уделять особое внимание развитию у детей движений циклического характера (бег, прыжки, ходьба и т. д.); максимально увеличить время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной организацией двигательной активности детей. Рационально сочетать физкультурные занятия с закаливающими процедурами; наращивать резервные возможности организма ребёнка за счёт регулярных физических упражнений. А так же чередовать время сна и отдыха, то есть разумно организовывать деятельность детей в течение дня, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности.
Традиционными формами работы стали в нашем ДОУ спортивные праздники, на которых дети показывают свои умения и навыки, получая заряд энергии и положительных эмоций. Ежегодно мы с детьми участвуем в районных фестивалях, показывая итог своей работы.
Есть у нас традиция посещения музея, театров, соседней школы № 50. У детей расширяется круг вхождения в социальный мир. Система развития воображения через особые формы двигательной активности имеет оздоровительный эффект влияя на психосоматическое состояние ребенка. Исходя из этого, средства развития воображения включаются в структуру оздоровительной работы. Новым звеном такой работы становится проектирование условий развития двигательного творчества детей. При этом активно используются нетрадиционные формы оздоровления : игры и драматизации с медитацией и релаксационной ориентацией, элементы йоги, дыхательной и звуковой гимнастики, точечного массажа, гимнастики для глаз. Строя и выполняя специфические упражнения, дети не просто создают некоторые образы, но и по особому «входят», вживаются в них. Поэтому мы используем оздоровительный потенциал эмоционально-тактильного контакта ребенка с педагогом, с другими детьми, с самим собой. Включая в работу с детьми средства развития воображения можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний.
На протяжении нескольких лет мы сотрудничаем с центром медико-психолого-социального сопровождения «ДАР». Начиная с 2007-2008 года ребята подготовительных к школе групп занимались по программе «Я и мое здоровье», познавая разделы: самопознание, психогигиена, профилактика вредных привычек, основы безопасности жизнедеятельности, экология.
Проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, спланированная систематическая работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.
Всем известно, что заботиться о других невозможно без заботы о своем здоровье. Если я не мотивирована на здоровье – я не могу мотивировать других! Поэтому личность педагога – это центральное звено в цепочке мероприятий субъектов образовательного процесса. В нашем коллективе создана атмосфера комфортного пребывания, взаимовыручки, поддержки, живого отклика на проблемы и радости коллег. А ведь от эмоционального состояния человека напрямую зависит и здоровье человека в целом. Наши мероприятия не замыкаются в стенах детского сада. Мы заражаем друг друга позитивной энергией, и с каждым годом приумножаем добрые традиции, мотивируя педагогов на формирование здорового образа жизни. Так, распространился опыт совместного посещения катка. На катке мы встречаемся со своими воспитанниками и их родителями, выпускниками детского сада – получается такая совместная нетрадиционная деятельность! На лыжах коллективно пока не выезжали, но распространяется опыт выезда за город зимой и катания на лыжах семьями. Наши сотрудники любят посещать и бассейн. Интуитивно понятно, что каждый орган человека должен использоваться по назначению. Регулярные физические нагрузки также важны для здорового образа жизни, как и многие другие факторы.
Нагрузки предохраняют от заболеваний и, чему масса свидетельств, замедляют процесс старения, укрепляют иммунитет, что зачастую обеспечивает саму возможность вести здоровый образ жизни. Физкультура полезна в любом возрасте, поскольку обычная дневная активность редко может снабдить достаточную физическую нагрузку. Поэтому мы стараемся при проведении заседаний, уделить внимание физкультминуткам для взрослых!
Нельзя не отметить, что самые отважные наши «спортсмены» приняли участие в районной спартакиаде сотрудников ДОУ, показали свою удаль, а сотрудники, не принимавшие участия, искренне пришли нас поддержать или ждали нашего возвращения.
Древнегреческие мудрецы говорили: «Хочешь быть здоровым – бегай! Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть умным – бегай!» Бегать мы пока не стали, а вот пешую экскурсию педагогов по достопримечательностям Кузнецкого района в честь его 70-летия организовали. Эта экскурсия вдохновила нас написать стихи о родном Кузнецке, которые вошли в нашу книгу!
Многие жители нашего города, не знают о существовании исторических памятников природы. И наш коллектив не был исключением. Тогда мы организовали экскурсии на ручей Водопадный и на Чертов мост. Сначала сходили сами, разведали обстановку, а потом организовали познавательную экскурсию с детьми подготовительной группы, родителями и сотрудниками детского сада. Пригласили экскурсовода из центра туризма и краеведения Т. А. Шевцову. Поэтому это мероприятие было направлено на мотивацию формирования не только физического здоровья, но и социального.
Не можешь изменить ситуацию – измени отношение к ней! Этот девиз порой действительно помогает! И выход на субботники, ставшие традиционно месячниками, не стал для нас тяжким грузом! Даже в выходной коллектив дружно вышел на субботник. Трудотерапия – одна из форм активного отдыха на свежем воздухе.
Не всегда в жизни бывает все так, как хотелось бы! Существуют проблемы и стрессы и на работе и в семье. Но мы остались небезучастны друг к другу и в этом. Кроме работы с детьми, у нас организовано взаимодействие взрослых с педагогом-психологом центра «ДАР» по выявлению проблем, в частности профессионального выгорания, тренинги по эмоциональному истощению и снятию стрессов. Это помогло и еще больше сплотило коллектив.
Акмеологические аспекты здоровьесбережения – помогать в развитии педагогам на пути к вершине мастерства!