Наталья Тельцова
Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «У природы есть друзья: это мы, и ты, и я»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по экологическому воспитанию
дошкольников «У природы есть друзья:это мы и ты и я"
[/b]
«Природа для нас – кладовая
солнца с великими сокровищами.
И охранять природу - значит охранять Родину».
М. М. Пришвин.
Актуальность, новизна.
Публикация «Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников „У природы есть друзья: это мы, и ты, и я“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2023
В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план, и ей уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда - то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей и эту работу необходимо начинать с раннего возраста.
Важно с раннего возраста воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например не затушенным костром, оставленному мусору. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения.
Таким образом, воспитание адекватного отношения к природным объектам, забота взрослых и дошкольников о растениях и животным, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются направлением экологического воспитания дошкольника.
Обострение экологической проблемы в нашей области и в целом по стране, диктует необходимой просветительной работы по формированию экологического сознания и культуры природопользования.
Поэтому мы стали участниками проекта социального партнёрства между двумя организациями: отделом лесных отношений по Татарскому лесничеству и МКДОУ - детским садом № 8, в виде проекта «У природы есть друзья: это мы и ты и я»
Практическая значимость
Цель: формировать у детей чувства сопричастности ко всему живому, гу-манное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи:
развивать представления об опасностях для природы, со стороны действий человека;
воспитывать бережное отношение к природе, природоохранное поведение.
познакомить детей со способами сохранения и восстановления окружаю-щей среды;
формировать навыки наблюдения и экспериментирования;
побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды на территории в детского сада, города;
расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять;
вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
Планируемые результаты:
«Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверст-никам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоя-тельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе,
природном и социальном мире. … Обладает элементарными представления-ми из области живой природы, естествознания». (ФГОС ДО)
Образовательные модули, разработанные и реализуемые
в рамках проекта
1. Создание в группе условий для экологического воспитания: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов.
2. Организация «экологических пространств» в групповом уголке природы. Подбор и размещение растений в соответствии с их биологическими особенностями.
3. Организация и оборудование «экологических пространств» на участке дет-ского сада: цветочные клумбы, розарий, огород.
4. Создание условий для труда детей и взрослых в природной зоне детского сада.
5. Разработка циклов наблюдений за сезонными явлениями, ростом и развитием растений зеленой зоны детского сада.
6. Организация и проведение опытнической работы с объектами природы, по-лучая первые навыки её проведения, в совместной деятельности со взрослыми ставить исследовательские задачи и успешно их решать.
7. Календари природы и их роль в экологическом воспитании. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы; работа с календарем, фиксация роста и развития растений в календаре.
8. Экологическое воспитание в совместной образовательной деятельности.
9. Различные мероприятия по ознакомлению детей с природой родного края.
10. Детские праздники экологического содержания, разработка сценариев, проведение.
11. Участие дошкольников в природоохранительных мероприятиях и конкурсах
стенд "ЭКОЛЯТА"
Экологическая Акция " Мы с природой дружим, мусор нам не нужен"
" Экологическая акция " Домик для скворца"
Экологическая акция " Синичкин день"
"Огород на подоконнике"
Экологическая Акция " Сад Победы"
Образовательная деятельность
Выводы и практическая значимость.
Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.
В ходе реализации проекта «У природы есть друзья: это мы и ты и я»
были достигнуты следующие результаты:
сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе, природоохранное поведение;
дети имеют представление о способах сохранения и восстановления окру-жающей среды;
развиты представления об опасностях для природы, со стороны действий человека;
сформированы навыки в наблюдении, экспериментировании, научились анализировать и делать выводы;
повысился интерес к созданию благоприятной окружающей среды на территории в детского сада, города;
расширены представления родителей о важности в том, что нужно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять;
дети и родители вовлечены в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет на-правление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.
Перспективы работы на будущее:
продолжить сотрудничество с ГАУ НСО "Татарский лесхоз"- лесничеством;
познавательно – исследовательская деятельность, посеять и вырастить са-женцы сосны;
принять участие в природоохранных акциях;
продолжать работу по экологической культуре с детьми дошкольного возраста, с родителями (законными представителями)
Список использованных источников и литературы
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.
2. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошколь-ников (подготовительная группы) - Москва: ВАКО, 2005.
3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом», Москва, ТЦ Сфера, 2010.
4. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей - Москва: Издательский центр «Академия», 2002.
5. Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015.
6. Интернет-ресурс