Екатерина Жолудева
Педагогический проект по обучению грамоте «От звука к слову»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Тема: «От звука к слову».
Адресация проекта. Проект предназначен для совместной деятельности педагогов, детей младшего и старшего дошкольного возраста и их родителей.
Жолудева Екатерина Константиновна - учитель-логопед МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад 109».
Ковалёва Галина Ивановна - учитель-логопед высшей категории МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад 109».
Публикация «Педагогический проект по обучению грамоте „От звука к слову“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Участники проекта : педагоги детского сада, дети младшего и старшего дошкольного возраста, родители.
Особенности проекта.
По характеру создаваемого продукта: исследовательский, творческий, практико-ориентированный.
По количеству детей, вовлеченных в проект : групповой.
По продолжительности: долгосрочный.
Цель проекта - создать методическую базу по развитию фонематического восприятия и обучению детей грамоте. Сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к НОД по обучению грамоте. Вызывать интерес у родителей к педагогическому процессу по данной теме.
Задачи проекта :
Подготовка к обучению грамоте.
Формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое "звук", «слог», «слово», «предложение".
Формирование умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.
Воспитание звуковой культуры речи.
Формирование фонематического слуха и восприятия.
Определять место звука в слове, различать на слух гласные и согласные звуки, определять твердые и мягкие согласные.
Формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением.
Выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.
Формирование грамматического строя речи.
Развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений;
Развитие процессов восприятия, мышления, речи - совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.
Условия для реализации проекта.
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Общеобразовательная парциальная программа Н. В. Нищевой «Обучение грамоте детей дошкольного возраста».
Перспективные планы по подготовке детей к обучению грамоте.
Конспекты по обучению грамоте.
Дидактические игры по развитию фонематического слуха, игр со звуком и словом.
Наглядный и демонстрационный материал.
Планируемые результаты по окончанию проекта.
Выделяет заданный звук из ряда звуков.
Находит слова (по картинкам) на заданный звук.
Составляет и проводить анализ слогов, слов.
Делит слова на слоги.
Составляет предложения.
Членит предложения на слова.
Соотносит буквы и звуки.
Называет звуки и слоги в словах.
Определяет место звука в слове.
Проводит звуковой анализ слова.
Требования к уровню подготовленности педагога
Профессиональная компетентность педагогов.
Наличие практического опыта.
Целеустремлённость и настойчивость.
Зрелость (чёткое знание своих целей и задач).
Эмоциональная стабильность.
Чуткость.
Креативность.
Ожидаемый результат.
Повысить компетентность педагогов в вопросах подготовки детей к обучению грамоте. Пополнить и систематизировать дидактический материал (соответственно возрасту) по обучению грамоте в группах разных ворастов.
Деятельность педагога в результате проведенных мероприятий.
Систематизация работы по использованию игр на занятиях по обучению грамоте.
Повышение качества педагогического процесса путем осуществления индивидуально-личностного подхода к ребенку.
Повышение интереса родителей к процессу обучения грамоте.
Продукты деятельности педагога.
Перспективные планы.
Дидактические игры и упражнения по обучению грамоте.
Наглядно-демонстрационный материал к играм и упражнениям.
Творческая выставка нетрадиционных пособий по обучению грамоте «Звукарик».
Методические рекомендации к проведению консультации с родителями по теме: «Игры со звуками и буквами». Лэпбуки
Результат деятельности детей.
Положительное отношение к обучению грамоте.
Сформированность первоначальных лингвистических представлений. Понимание того, что такое «звук», «слог», «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят.
Умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов (согласно возрасту).
Интонационная выразительность, дикция, сила голоса, темп речи.
Совершенствовать грамматически правильной речи, построение предложений и расширение их прилагательными, глаголами.
Продукты деятельности детей.
Выставка творческих работ «Разноцветный алфавит» (Совместно с родителями).
Этапы работы над проектом :
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Цель – организация деятельности участников проекта для определения его содержания и дальнейшей его реализации.
Направление деятельности: информационно-методическое.
Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта.
Разработка учебно-методического комплекта:
• Подборка игр и упражнений.
• Подготовка демонстрационного и наглядного материала.
• Разработка методических рекомендаций к проведению консультаций с родителями.
Направление деятельности: мотивационно-целевое.
• Стимулирование мотивации деятельности участников проекта.
• Выявление уровня интереса и знаний детей по предмету обучение грамоте.
Форма организации:
• На основе мониторинга, выявление уровня знаний у детей по предмету «Обучение грамоте».
• Наблюдения за детьми в процессе продуктивной деятельности.
II ЭТАП – ОСНОВНОЙ
Цель – организация комплексной работы по реализации задач проекта.
Направление деятельности: познавательное.
Форма организации:
• Дидактические игры и упражнения.
• Консультирование родителей.
• Работа с педагогами ДОУ.
Направление деятельности: практико-ориентированное
Форма организации:
Образовательные ситуациии игры направленные на:
- развитие и совершенствование навыков звукового анализа;
- умение составлять прямые и обратные слоги;
- умение детей делить слова на слоги;
- умение составлять предложения, объединенные тематически;
- воспитание речевого внимания;
- развитие речевого аппарата, отработка дикции;
- закрепление умения детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Цель – создание условий для самовыражения педагогов и воплощения собственного замысла в творческой работе с детьми и родителями.
Направление деятельности: практическое
Форма организации:
Консультации для педагогов ДОУ.
Работа над оформлением выставки пособий «Звукарик».
Разработка презентации.
Оформление выставки детских работ «Разноцветный алфавит».
Наглядная информация для родителей.
Открытые показы для родителей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Педагогический проект направлен на подготовку детей обучению грамоте.
В проекте представлен материал из опыта работы с детьми дошкольного возраста для реализации задач таких образовательных областей как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» через игры проводимые в группе в организованной и непосредственно образовательной деятельности.
Данный материал разработан и составлен учителями-логопедами МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 109» Проект доказывает возможность применения проектного метода и системного подхода в обучении грамоте детей дошкольного возраста.
Актуальность. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.
В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.
Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский называл грамматику «логикой языка». У ребенка на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление.
Формирование у детей грамматики является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения речи, письма и чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.
Работа с родителями.
1. Участие в совместных мероприятиях.
2. Оформление выставки детских работ «Разноцветный алфавит».
3. Посещение родителям открытых показов по обучению грамоте
4. Проведение консультаций для родителей «Игры со звуками и буквами»
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ
ОТВЕТСТВЕННЫЕ: Г. И. КОВАЛЁВА, Е К. ЖОЛУДЕВА
Дата проведения Тема консультации,
открытого занятия Практическое задание
для воспитателей
Просветительская работа в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад 109»
Октябрь
1-я неделя
Консультация № 1.
"Направления работы по развитию фонематического
слуха у детей". Ответственный:
Ковалева Г. И.
Воспитателям подготовить материал для обследования фонематического слуха, анализа и синтеза. (Альбомы, карточки)
2-я неделя Консультация № 2.
Мастер - класс.
Роль подвижных игры и хороводных игр в речевом развитие детей дошкольного возраста. Ответственный: физинстуктор Беляева Л. А.
3-я неделя Консультация №2.
«Из истории обучения детей грамоте. Современные требования к обучению детей грамоте в
образовательных программах детского сада».
Ответственный:
Ковалёва Г. И.
Воспитателям подготовить перспективный план работы на первое полугодие.
Жолудева Е. К.
Презентация тему: «У истоков обучения грамоте».
Ноябрь
1-я неделя Анализ проведенного НОД. Оценка качества педагогической деятельности и компетентности педагога. Ответственные: Ковалёва Г. И., Жолудева Е. К.
Проведение открытыхНОД.
2 мл. гр. №1.
2 мл. гр. №12.
Тема: "Жучок –звуковичок. "
3- я неделя Наблюдение игровых ситуаций в режимных моментах группы ОНР с последующим анализом. Открытый показ.
Логопедическая группа №6.
Использование дидактических игр направленных на развитие фонематических процессов в подгрупповой работе с детьми логопедической группы.
Изготовить ЛЭПБУК по теме. (6гр)
Декабрь
1 неделя Консультация№ 5.
Мастер-класс
"Использование музыкально-ритмических упражнений для развития чувсва ритма и слухового восприятия" Отвественный муз. руководитель
Бердник Т. Ю.
Открытый показ.
Тема: "Как я использую в работе музыкально-ритмические упражнения. "
Средняя группа №5. Латкина Е. В., Марченко И. Б.
Воспитателям подготовить картотеки с музыкально-ритмическими упражнениями.
2 неделя Консультация №3.
"Роль театрализованной деятельности в развитии грамотной, правильной речи". Ответственный: Агеева Л. П.
Воспитателям подготовить картотеки упражнений по развитию дыхания, силы голоса, мимических этюдов.
3 неделя Консультация №4. Мастер- класс
"Что такое слоговая структура слова и способы преодоления её нарушений" (Игры и упражнения)
Ответственный Жолудева Е. К
Воспитателям изготовить пособия, подобрать игры по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Мастер-Класс
Ковалева Г. И., Жолудева Е. К.
Тема: "Слоговая структура слов".
Открытый показ. Тема: "Использование игр и упражнений по развитию силы голоса, речевого дыхания, мимики в процессе театрализованной деятельности. "
Январь
3 неделя 1. Открытый показ. «Путешествие по Звукограду».
2. Открытыйпоказ. Подготовка детей 6-7 лет к обучению грамоте с элементами чтения. Открытый показ.
Средняя группа № 8
Тема: «Путешествие в зимний лес» - вырабатывание воздушной струи, слухового восприятия, выделение начального звука в слове.
Старшая группа № 7
Тема: "Деление на слоги двух-трехсложных слов. Определение местоположения звука в словах. Составление предложений по "живой модели".
Февраль
2 неделя Открытый показ. Подг. группа №2
Тема: " Согласный звук (Л, (ЛЬ) Предложение. Ударение. Звуковой анализ слова "ЛАМПА".
3 неделя Консультация: "Лэпбук, как одна изформ работы с родителями". Ответственные: Жолудева Е. К.
Всем группам ДОУ.
Изготовить лэпбук для пополнения знаний родителей по обучению детей грамоте «АБВГД-ка».
3 неделя Выставка.
Тема: Творческая выставка пособий по обучению грамоте «Звукарик».
Оформление выставки.
Презентацияматериалов по развитию фонематического слуха и формированию звукового анализа и синтеза. Картотек упражнений по развитию дыхания, силы голоса, мимических этюдов
Обсуждение перспективных планов по развитию фонематического слуха и подготовке детей к обучению грамоте. 1. Воспитателям разработать и предоставить перспективный план по обучению грамоте и развитию фонематических процессов.
КУРС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ "ШПАРГАЛКА"
Дата проведения Тема консультации Ответственный
Сентябрь Родительское собрание «Что должен знать и уметь Ваш ребенок по обучению грамоте?» Жолудева Е. К.
Ковалева Г. И.,
Октябрь Современные требования к обучению детей грамоте. Консультация в родительский уголок (старшая, подготовительная группы).
Жолудева Е. К. Ковалева Г. И.,
Ноябрь "Что такое слоговая структура слова и способы преодоления её нарушений" (Игры и упражнения)
Жолудева Е. К. Ковалева Г. И.,
Февраль Оформление выставки творческих работ «Разноцветный алфавит» Воспитатели групп
Февраль Презентация ЛЭПБУКА для пополнения знаний родителей по обучению детей грамоте «АБВГД-ка» Воспитатели групп
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогический проект «Игры со словом» позволяет педагогу разнообразить виды деятельности с учётом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста, использовать занимательный материал, включать в образовательную деятельность игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое.
Выявлена динамика активности детей на занятиях.
Показание высоких результатов мониторинга по обучению грамоте свидетельствует о продуктивности проекта.
Работа по данному проекту это один из методов личностно-ориентированного обучения по обучению грамоте, который позволяет создать ситуацию успеха для каждого обучающегося и позволяет создать положительное отношение к обучению.
Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, является умение легко подбирать нужные слова, использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения.
Дети вполне усвоили основные закономерности изменения слов, соединения их в предложении, употребляют все части речи. Значительно уменьшилось число употребления в речи неполных и простых предложений за счет распространенных, осложненных и сложных.
Проект «Игры со словом» рассчитан на короткий период, и, наверное, это единственный его минус. Обучение грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, т. к. материал этот сложен. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот, не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно.
Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учились производить свои первые наблюдения за родным словом, у них развились чуткость и интерес к форме своей речи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика/ 2005г.
2. Кислова Т. Р. «По дороге к азбуке»
3. Синицына И. Ю. «Буду чисто говорить» 2008г.
4. Герасимова А. С., Жукова О. С., Кузнецова В. Г.
5. Логопедическая энциклопедия дошкольника 2004г.
6. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С. -Пт. – 2005.
7. Журова Л. Е., Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
8. Оморокова М. И., Рапопорт И. А., Постоловский И. З. Преодоление трудностей. – М. : Просвещение, 1990. – 128 с.
9. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Екатеринбург АРД ЛТД 1998.