Тансылу Ахметзянова
Педагогический проект «Краеведение через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к проекту :
Знакомство ребенка с окружающей средой является пропедевтическим периодом знакомства с родным краем.
Знакомство с родным краем начинается с первых ступенек детского сада, где разработан систематический ряд бесед, прогулок, наблюдений, экскурсий, ведущих к сознательному знакомству с родным краем, с традициями, культурой и творчеством русского, татарского, башкирского и т. д. народов.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Краеведческие игры
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Проекты, проектная деятельность
- Родной край, город. Дидактические игры и пособия
- Темочки
В дошкольной педагогике отмечается, что развитие дошкольников и их воспитание связано с культурой своей Родины, ее прошлым и настоящим. Воспитание любви к Родине, ее культурному наследию, прежде всего предполагает формирование интереса к некоторым историческим событиям, воспитание чувства уважения культурному наследию своего народа. Эта работа ведется с учетом жизненного опыта ребёнка, их возрастными возможностями. Стихи, песни о Родине, чтение рассказов на исторические темы, былин – все это способствует воспитанию гражданственности, пониманию традиций своего народа.
Воспитывая у ребёнка любовь к родному городу, краю необходимо подвести к пониманию, что надо бережно относиться и к природе родного края.
Знакомство с родным городом вызывает у дошкольников положительные чувства и эмоции, а также желание нарисовать то, о чём только что услышал. Поэтому работа продолжается и на занятиях по художественному творчеству. Работа с дошкольниками по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке. На занятиях по физической культуре разучиваются народные подвижные игры. Проводим наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами - всё это способствует обогащению знаний о родном крае и у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой край.
Педагогический проект по краеведению
Тема: «Краеведение через дидактические игры»
Вид проекта :
По доминирующей деятельности – познавательный (формирование представлений о родном крае);
Тип проекта :
По содержанию – перцептивно-эмоциональный (формирование положительного отношения к родному краю, городу);
Участники – воспитанники средней группы;
По времени проведения– продолжительный – 1 год;
Участники проекта
Воспитанники 4-6 лет, родители (законные представители, педагоги.
Образовательная область:
Интеграция областей:
Социально - коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно- эстетическое развитие
Физическое развитие
Проблема:
-Расширение знаний дошкольников о родном крае. Познакомить их с названиями улиц города. Рассказать о самых красивых местах родного города, края.
-Расширение знаний о мире природы республики Башкортостан.
-Выявив интерес дошкольников, была сформулирована значимая для них проблема, на решение которой направлен проект : необходимость работы по формированию у дошкольников патриотизма как нравственного чувства, заключающегося в любви к родным местам, гордости за свой народ, ощущении неразрывности с окружающим миром, желании сохранять и приумножать богатства Родины. В соответствии с проблемой поставили цель.
Цель проекта : Формирование у воспитанников чувства патриотизма, приобщении к культуре родного народа, любви к родному краю и ее природе, которая составляет их непосредственное окружение в этот период жизни через дидактические игры.
Актуальность: Любовь к Родине начинается с любви к Малой Родине (родного края, детского сада, родного дома). Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ.
Ознакомление с окружающим миром необходимо рассматривать через понятие «отношение», в котором можно выделить несколько направлений:
• отношение к природе родного края, родной страны;
• отношение к людям, населяющим республику, страну;
• отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре, достопримечательностям.
Пропаганда краеведческих особенностей родного края – это один из путей познавательного воспитания дошкольников, так как оно помогает увидеть и оценить красоту родного края, ощутить её эмоциональное и нравственное воздействие. Наблюдение многих природных явлений, вызывает у дошкольников любознательность и желание больше вникать в тайны природы родного края. Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Поэтому пропаганда краеведенья среди дошкольников в наше время особенно актуальна.
Актуальность проблемы: Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания дошкольников о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.
Задачи проекта :
Обучающая:
- формирование у дошкольников чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- формирование представлений о Башкортостане, как своей малой родине;
-формирование познавательного интереса к природе, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в Башкортостане;
- формирование системы элементарных научных знаний о родном крае, доступных пониманию ребенка;
Развивающая:
- развитие познавательного интереса к миру природы родного края;
- развитие чувства эмпатии к объектам природы родного края;
Воспитательная:
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы родного края и окружающему миру в целом;
Структура проекта :
Реализация данного проекта в группе осуществляется через цикл познавательной деятельности с дошкольниками, взаимодействие с родителями, оформление лепбука «Дидактические игры по краеведению», оформление развивающих дидактических игр, создание картотек игр, издание информационно-методического материала.
Проект раскрывает задачи и содержание работы по ознакомлению дошкольников с родным краем с учетом психофизиологических особенностей дошкольников от 4 до 6 лет.
В проекте представлены такие виды направления в деятельности ребенка, как:
познавательный (формирование представлений о родном крае,
перцептивно-эмоциональный (формирование положительного отношения к родному краю)
практический (формирование склонности к проявлению позитивного взаимодействия).
Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через дидактические игры по ознакомлению с родным краем.
Отбор и систематизация знаний осуществляются в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, который учитывает индивидуальные потребности ребёнка, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка,формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности; создания благоприятных условий развития дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими дошкольниками; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
Выбор приоритетной формы работы с дошкольниками зависит от их интереса к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.
Воспитательная и образовательная работа в течение всего учебного года пребывания ребенка в дошкольном учреждении осуществляется в :
фронтальной, подгрупповой и индивидуальной образовательной деятельности.
Цикл познавательной деятельности с воспитанниками:
Реализация проектапредполагает различные формы и методы работы с ними:
-это циклы наблюдений за растениями в уголке природы и на участке с дидактических игр;
-дидактические игры с целью ознакомления дошкольников с литературными произведениями русских и башкирских, татарских и т. д. писателей, поэтов;
-дидактические игры, формирующие у дошкольников любовь к трудовой, музыкальной, физической деятельности людей.
-познакомитьчерез дидактических игр с культурой и традициями родного края.
-способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям через дидактические игры.
В проекте представлены тематические блоки:
1. Мой город – моя республика
2. Население
3. Растительный и животный мир Башкортостана
4. Декоративно-прикладное искусство
5. Башкирские мотивы
Гипотеза проекта :
Если реализовать план работы по проекту в различных видах деятельности, то возможно развитие интереса у дошкольников к родному краю. Ребята познакомятся с народными традициями и обрядами, изделиями декоративно-прикладного искусства, с предметами быта и народными ремёслами,научатся украшать вещи узорами, узнают новые сказки через разнообразные развивающие дидактические игры.
Предполагаемый результат:
Сформированное правильное отношение к явлениям и объектам родного края.
Ход работы над проектом:
Этапы реализации проекта
I этап: подготовительный
Предварительная работа воспитателя
Целью первого этапа стало: заинтересовать воспитанников, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о родном городе, крае. Составление перспективного плана по знакомству с родным краем, определение целей и задач.
II этап: основной
Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация проекта по формированию представлений о родном крае через дидактические игры. Совместные мероприятия с семьями воспитанников,пополнение развивающей среды дидактическими играми,выставки семейных коллекций, коллекций сотрудников.
Работа с воспитанниками по образовательным областям:
«Назови памятники архитектуры». Закрепить знания о памятниках, имеющих культурную и историческую ценность, созданных человеком (памятники писателям, врачам, выдающимся людям, музеи, вокзалы, библиотеки и др.).
«Моя улица». Закрепить знания о современных и старых названиях улиц.
«Собери герб родного города» Закрепить представление дошкольников о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.
Колыбельные песни «А, баву, баву, баву…», Познакомить с колыбельными песнями (как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге);
«Лесные жители родного края»
Систематизировать представление дошкольников о диких животных; учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного числа,
«Растительный мир родного края»; Уточнять и закреплять знания об отличительных особенностях внешнего вида и времени цветения лесных цветов родного края; формировать умение по описанию отгадывать цветок, называть его, находить картинку с его изображением
«Башкирские народные сказки» Познакомить воспитанников башкирскими народными сказками, активизировать словарь, развиваем память, внимание.
«Народная игрушка» Познакомить дошкольников с народными промыслами, прививать интерес к башкирским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
«Горные породы» Дать воспитанникам представление, что полезными ископаемыми называются горные породы и минералы, которые используются в хозяйстве республика, стран
«Народы, проживающие на территории Башкирии» Познакомить с народами проживающими на территории Башкирии, прививать интерес к национальной культуре
«Украшение полотенца элементами вышивки» Познакомить дошкольников с народными орнаментами, прививать интерес к творчеству башкирского народа; учить узнавать и отличать различные орнаменты.
«Какое животное лишнее и почему» Развивать умение отличать животное нашего края от других, развивать внимание, память, мышление.
«Обитатели леса родного края» Активизировать словарный запас дошкольников; совершенствовать мышление, память внимание дошкольников; закреплять знания о обитателях леса родного края
«Собери кубики» Знакомить дошкольников с памятниками, учить ориентироваться в родном городе
«Узор на переднике» Познакомить дошкольников с народными орнаментами, прививать интерес к творчеству башкирского народа; учить узнавать и отличать различные орнаменты.
«Какая птица лишняя и почему» Развивать умение отличать птиц родного края, развивать внимание, память, мышление.
«Загадки о городе» формировать речевые навыки - обогащать словарный запас, монологическую речь; развивать мышление и внимание.
«Составь флаг Башкортостана». Научить дошкольников построению флагаБашкортостана, составлению описательного рассказа о нем.
«Назови горючие, строительные полезные ископаемые» Показать важную рольполезных ископаемых в экономике республике; развивать умение анализировать и на основе анализа строить выводы, доказательства.
«Что за ягода такая» Познакомить дошкольников с видами ягод родного города, учить называть их; учить узнавать ягоды, которые произрастают в Башкирии.
«Какое дерево лишнее и почему» Развивать умение воспитанников отличать деревья нашего края от других, развивать внимание, память, мышление.
«Герб города» Закрепить представление воспитанников о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.
«Зеленая аптека» Закрепить знания воспитанников о лекарственных растения родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.
«Знаешь ли ты?» Знакомить воспитанников со знаменитыми людьми родного края, активизировать словарный запас.
«Назови памятники архитектуры». Закрепить знания о памятниках, имеющих культурную и историческую ценность, созданных человеком (памятники писателям, врачам, выдающимся людям, музеи, вокзалы, библиотеки и др.).
«Лесные жители родного края»
Систематизировать представление дошкольников о диких животных; учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного числа,
«Какое животное лишнее и почему» Развивать умение отличать животное нашего края от других, развивать внимание, память, мышление.
2. Знакомство со свойствами огня и воды, песка, камней и воздуха другими объектами природы родного края в ходе наблюдений, опытов, исследований.
Опыт: «Что быстрее загорится»;
Эксперимент: «Как потушить огонь»;
Наблюдение: «Птицы в природе родного края», «Повадки животных родного края», «Сезонные изменения в природе родного края»
Цикл образовательной деятельности - экспериментов: «В гостях у профессора Любознайки»
3. Экологические игры.
«Что было бы, если из леса родного края исчезли…»; «Где что зреет?»; «Земля, вода, огонь, воздух»; «Игра в слова»; «Где снежинки?»
5. Оформление альбомов: “Достопримечательности моего города”, “Красная книга республики Мордовии”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы родного края».
6. Оформление дидактических игр по краеведению :
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной».
7. Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта :
Одним из условий успешного воспитания является не только работа с воспитанниками, но и с их семьями. Участие родителей заключалось в сборе познавательного материала, в организации фотовыставок, видеосъемок различных мероприятий, в проведении совместных праздников и досугов.
В рамках опыта возникла необходимость знакомить родителей с работой воспитателя, которая проводится в детском саду, в повышении их педагогической компетентности.
Патриотическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Формы работы с родителями:
В совместной работе с родителями широко используются: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.
1. Консультации:
«Земля – наш общий дом».
«Природа республики Башкортостан».
«Башкирские народные игры в саду и дома»
«Интересное рядом с нами».
«Выходные с родителями на природе».
«Достопримечательности нашего города»
2. Привлечение родителей к оформлению уголка национальной культуры.
3. Помощь в подборе литературы.
4. Беседы об экологии и безопасности отдыха на природе
5. Анкетирование
7. Помощь в организации экскурсий по достопримечательностям родного города.
Акции «Покормим птиц», «Украсим клумбу детского сада цветами», «Народные игрушки родного края своими руками», оказали большое влияние на формирование бережного отношения к природе и ко всему живому, развитие желания сохранять и приумножать богатства родного края, сплочение детского коллектива, а также укрепление детско-родительских отношений.
III этап: итоговый
Период осмысления собственных результатов, сравнение с другими группами ДОО. Проведение сравнительного мониторинга в начале проекта и в конце проекта : В начале проекта : несформированный уровень- 55%; частично сформированный уровень- 35%; сформированный уровень-10%. В конце проекта показатели мониторинга значительно увеличились: частично сформированный уровень – 35%; сформированный уровень – 65%.
Результат реализованного проекта «Люби и знай родной край» можно было увидеть во время проведения итогового мероприятия - «Родной мой край- Башкирия!»
В ходе реализации проекта была удовлетворена потребность воспитанников в получении знаний о родном крае, о защите природы, культуры, традиций и достопримечательностей. У них появилось чувство осознанной радости, гордости за родной край, понимание того, что республика Башкортостан, г. Уфа является их малой Родиной. Произошло это благодаря разнообразным формам работы с воспитанниками и родителями, а также тесному взаимодействию педагогов, специалистов детского сада и социальных структур г. Уфе.
Знакомство с особенностями родного края помогла раскрыть познавательные, интеллектуальные и творческие способности воспитанников, сформировала некоторые суждения, и оценки характерные данному возрасту. Сюжетно - ролевые, дидактические и театрализованные игры способствовали развитию познавательных способностей.
У воспитанников наблюдается:
- рост познавательной активности;
- повышение качества усвоения знаний о родном крае;
- повышения уровня социализации, дети являются активными участниками всех мероприятий проводимых в детском саду.
Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.