Елена Брайнингер
Педагогический проект «Балет «Щелкунчик» — волшебная музыка П. И. Чайковского»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : творческий
Вид проекта : групповой
Продолжительность проекта : среднесрочный
Срок реализации проекта : три календарных месяца
Участники проекта : музыкальный руководитель, воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, учитель – логопед, родители воспитанников.
Актуальность проекта :
Публикация «Педагогический проект „Балет „Щелкунчик“ — волшебная музыка П, И, Чайковского“» размещена в разделах
- Балет, балерины
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Чайковский П.И.
- Чайковский П.И. Проекты
- Темочки
Музыка П. И. Чайковского проникнута одним настроением и посвящена одному образу беззаботного детства. Игры, радость, мимолетные огорчения, быстрая смена душевных состояний ребенка словно все, чем характерна жизнь детей, отражено в его нежной, легкой музыке.
Вполне объясним успех балета «Щелкунчик». Ведь это не просто сказочная история. Она учит нас самоотверженности и чести, умению стоять за себя, бороться с несправедливостью и злом, пусть даже оно будет сильнее тебя, и на его стороне будут магические силы. Не боясь проиграть эту битву, смело, бросаясь в бой — только так мы сумеем победить. Этому учит детей героический Щелкунчик. Эта бессмертная история, рассказанная нам Эрнестом Амадеем Гофманом и бережно перенесённая в музыкальное измерение П. И. Чайковским, напоминает взрослым о том, что не всё в мире можно купить. Есть ещё и настоящие неподдельные чувства!
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Цель проекта : Знакомство детей с жизнью и творчеством композитора Петра Ильича Чайковского на примере музыки из балета «Щелкунчик».
Задачи проекта :
Образовательные:
• Познакомить детей с музыкой П. И. Чайковского «Щелкунчик».
• Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей;
• Прививать любовь к классической музыке.
• Учить понимать художественную выразительность классической
музыки, особенности её языка.
• Привлекать детей к активному участию в подготовке и проведению мероприятия.
• Дать представление о таком виде искусства как балет.
Развивающие:
• Развивать творческое воображение и мышление, формировать навыки активного слушания.
• Расширять кругозор развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку средствами движения, реагировать на характер музыки.
• Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
• Развивать творческие способности детей средствами продуктивной и музыкальной
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к театральной культуре
• Формировать у детей устойчивый интерес к слушанию классической музыки, вырабатывать навыки грамотного, вдумчивого прослушивания музыкального произведения.
Социальные:
• развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки.
• способствовать активизации совместной деятельности взрослых и детей в рамках реализации проекта.
Обеспечение:
Подбор иллюстраций, музыкальное обеспечение, игрушка Щелкунчик (макет, видео материал, сценарии тематических занятий и утренника.
Предполагаемый результат:
1. Дети имеют представление о творчестве русского композитора Петра Ильича Чайковского, в частности о балете «Щелкунчик».
2. У детей проявляется интерес к слушанию классической музыки, умение грамотного, вдумчивого прослушивания музыкального произведения.
3. Дети проявляют творческие способности в отражении настроения музыки через изобразительную деятельность.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап (октябрь 2018г.)
2. Основной этап работы (октябрь - декабрь 2018г.)
3. Заключительный этап (декабрь 2018г.)
Продукт проекта :
Выставка творческих работ «Щелкунчик. От сказки до балета»
Практическая мастерская (изготовление афиш и приглашений)
Новогоднее представление по мотивам балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап
1. Изучение интереса детей для определения целей проекта.
2. Сбор и анализ методической литературы.
3. Подборка художественной литературы, иллюстраций, картин, слайдов, аудио и видеоматериала по теме проекта.
4. Подборка дидактических и речевых игр.
5. Разработка сценария Новогоднего представления по мотивам балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»
6. Проведение беседы с родителями на тему проекта.
2. Основной этап работы
Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию
• Знакомство детей с биографией П. И. Чайковского.
• Углубление и расширение знаний дошкольников о творчестве П. И. Чайковского.
• Знакомство с музыкальным наследием великого русского композитора.
• Учить детей эмоционально воспринимать музыкальные произведения, осознавать тему и содержание.
• Учить детей чувствовать изобразительность музыки, передавать своё отношение к содержанию музыкального произведения, формировать навыки выразительного исполнения танцевальных импровизаций, согласно сюжету музыкального произведения.
• Продолжение работы по развитию музыкального слуха детей : умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык музыки.
• Учить детей эмоционально воспринимать содержание произведений П. И. Чайковского, понимать их нравственный смысл.
• Развитие умения выполнять принятую роль.
• Музыкальные импровизации (песенные, инструментальные, танцевальные)
• Постановка музыкальной композиции на музыку из балета «Щелкунчик»
• Подведение детей к мотивированной оценке поступков и характеров главных героев музыкальных произведений.
• Этюды «Играем в балет»
• Воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным.
• Закрепление и систематизация знаний детей.
• Тематическое занятие по сказке «Щелкунчик»
• Раскрывать детям взаимосвязь между различными видами искусств: музыкальным, танцевальным, художественным.
• Учить детей передавать на листе бумаги своё ощущение от прослушивания музыки.
• Развивать у детей цветовосприятие, отображая цветовой палитрой настроение, навеянное прослушиванием музыкального произведения.
• Развивать у детей умение передавать замысел, располагая изображение на всем листе, подбирая соответствующую гамму красок.
• Выставка творческих работ «Щелкунчик. От сказки до балета»
• Изготовление пригласительных для родителей на новогоднее представление по сюжету балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»
• Изготовление театральной афиши
Перспективное планирование по познавательному развитию
1. Занятие «Что такое музей?»
Цели: познакомить детей с историей создания музеев, кто в России открыл первый музей, какие бывают музеи. Дать знание о Доме-музее П. И. Чайковского.
2. Занятие «Все работы хороши»
Цели: закрепить знания детей о людях разнообразных профессий, работающих в театре, о роде их деятельности; воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться.
3. Просмотр мультипликационного фильма «Щелкунчик и Мышиный король», в котором звучит музыка из одноименного балета.
4. Занятие «Экскурсия в театр»
Цель: продолжить знакомить детей с театром.
5. Музыкальная гостиная, посвящённая творчеству великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Цели: познакомить детей всего детского сада с жизнью и творчеством П. И. Чайковского. Формировать у дошкольников устойчивый интерес к слушанию музыки, вырабатывать навыки грамотного слушателя. Пробуждать у детей самостоятельно обращаться к слушанию музыки, как к источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
Перспективное планирование по речевому развитию
• Чтение и обсуждение сказки Эрнеста Амадея Гофмана «Щелкунчик». Анализ содержания сказки с помощью вопросов педагога.
• Занятие «Балет. Балерина. Щелкунчик» - Расширение музыкального словаря.
• «Что мы знаем о балете» Рассматривание иллюстраций, репродукций, презентаций
• Викторина «Что мы знаем о балете»
• Развитие воображения и умения участвовать в игре – драматизации.
Перспективное планирование по социально – коммуникативному развитию
Настольная игра «Наряди балерину», «Поход в театр»
Сотрудничество с родителями:
• Консультация на тему: «Художественно – эстетическое воспитание в ДОО и в семье»
• Консультация «Развитие творческих способностей ребенка»
• Привлечение родителей к изготовлению костюмов и декораций к сказке «Щелкунчик»
• «Роль классической музыки в становлении личности ребёнка» Наглядная информация для родителей «Знакомство детей с творчеством русского композитора»
Рефлексия:
Проанализировав результаты диагностики, можем отметить, что участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомились с окружающим миром через образы, краски, звуки.
Данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса и художественно - эстетического вкуса, но и обогатил эмоциональную сферу ребёнка, позволил углубить и укрепить представления развивающейся личности о мире и о себе.
Музыка в сказке наиболее доступна для восприятия детей дошкольного возраста. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.
Тема «Балет «Щелкунчик» - волшебная музыка П. И. Чайковского» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества.
Используемая литература:
1. https://cyclowiki.org/wiki/Щелкунчик_(балет)
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гофман,_Эрнст_Теодор_Амадей