Анастасия Афанасьева
Педагогический проект «Моторика и речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Моторика и речь»
(развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование артикуляторной и мелкой моторики рук)
Пояснительная записка
Актуальность разработки проекта :
Младший дошкольный возраст - период интенсивного развития всех психических функций. Основное новообразование этого периода - овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка.
Публикация «Педагогический проект „Моторика и речь“» размещена в разделах
Но число детей с проблемами речи с каждым годом увеличивается. Это отмечают не только педагоги, но и родители. Дети позже начинают говорить, речевая активность на низком уровне, их речь бедна и примитивна т. е. не соответствует возрастным особенностям.
Важно вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка. Значимость ранней профилактической и пропедевтической работы с детьми очевидна.
В младших группах главной задачей развития речи является формирование произносительной стороны речи и развитие общей и мелкой моторики.
Учитывая, что все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, важно как можно больше включать различные игры и упражнения в работу с детьми по развитию артикуляторной и мелкой моторики, как в детском саду, так и в домашних условиях.
А для этого важно подключать родителей (законных представителей, находя различные традиционные и нетрадиционные методики, игры и приемы и знакомя с ними на специальных мероприятиях.
Цель проекта : сформировать у родителей представление о значимости развития мелкой моторики и выполнения артикуляционной гимнастики с использованием традиционных и нетрадиционных игровых приемов и методов у дошкольников через вовлечение в совместную деятельность с воспитателями и детьми;
Задачи проекта :
- расширить теоретические и практические знания по формированию мелкой моторики у детей 3-4 лет у родителей (законных представителей);
- раскрыть значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения у детей;
- обучать игровым приемам развития мелкой моторики и подвижности органов артикуляции при помощи нетрадиционных упражнений;
- формировать вовлеченность родителей к результативной помощи детям в преодолении речевых нарушений и их профилактики;
- развивать творческую инициативность родителей и педагогов.
Гипотеза:
Вовлеченность родителей в образовательный процесс, использование игровых приемов по формирования мелкой моторики и моторики артикуляционного аппарата в домашних условиях позволит повысить эффективность формирования речи младших дошкольников и профилактики речевых нарушений.
Тип проекта : познавательно - игровой;
Вид проекта : - по срокам реализации – долгосрочный (с октября по май,
Форма проведения проектной деятельности - групповая.
Методы и формы работы: наглядные, словесные, практические.
Участники проекта : дети, родители, учитель-логопед, воспитатели группы.
Практический результат проекта :
- Создание книги «Полезные игры» (рекомендации родителям);
- Пополнение речевого центра группы пособиями по развитию мелкой и артикуляционной моторики;
- Создание видеоролика «Артикуляционная гимнастика - это легко, интересно и полезно!»
Описание проекта :
Подготовительный этап:
Проект нацелен на формирование вовлеченности родителей к результативной помощи детям в преодолении речевых нарушений через развитие мелкой и артикуляционной моторики.
В проекте «Моторика и речь» принимают участие и активно взаимодействуют: дети и родители младшей группы, учитель-логопед, педагоги, работающие с детьми.
На первоначальном этапе учитель-логопед и педагоги изучили современную литературу, информацию с инет-ресурсов по теме проекта, приобрели мячики су-джок для игр с детьми, изготовили атрибуты для дыхательной гимнастики, подготовили картотеки «Пальчиковые игры с необычными предметами» (с платочками, с мячиками, с бигудями, с палочками). Через индивидуальные консультации, педагогические беседы, педагоги знакомили родителей с программой проекта. Подробно обсуждали предстоящую совместную работу, объясняя ее цели и задачи.
Основной этап:
На данном этапе реализации проекта шло внедрение в образовательный процесс, запланированных мероприятий, по совместной творческой работе с родителями и с детьми.
Работа выстраивалась в следующих направлениях:
- С детьми: в специально-организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей.
- С родителями: по средствам проведения консультаций, через личные беседы, практикумы.
Был проведен практикум «Моторика и речь». С темой «Мелкая моторика рук» вступила воспитатель младшей группы. Она ознакомила родителей с развивающими пособиями, которые находятся в группе в свободном доступе для детей. Через просмотр презентации, ознакомила родителей, как в свободной деятельности дети занимаются развитием мелкой моторики, какие игры помогают развивать непослушные пальчики. Были проведены пальчиковые игры, игры с массажными мячиками су-джок. Далее родителям были даны рекомендации по развитию мелкой моторики рук у детей с использованием подручного материала дома.
Учитель-логопед, в беседе активизировала знания родителей о значимости развития артикуляционной моторики детей, познакомила с видами артикуляционной гимнастики. Затем участникам практикума было предложено самим побывать в роли учителя-логопеда и придумать артикуляционные игры для язычка, губ, используя различные предметы быта и «сладости». Такие необычные занимательные упражнения не только развивают чувствительность органов речи, но и улучшают эмоциональное настроение. Далее эти упражнения были рекомендованы для выполнения дома.
В дальнейшем родители поделились фотографиями с использованием игр, предложенных на практикуме. Педагоги объединили их в видеоролик и представили для ознакомления другим родителям и педагогам на странице детского сада в группе ВК.
Также для родителей и детей был разработан конкурс «Чудеса своими руками», где родители могли проявить свое творчество через совместную деятельность со своим детьми, пополняя Речевой центр в группе интересными разнообразными пособиями по теме проекта.
Заключительный этап:
На заключительном этапе реализации проекта были проведены занятия, на которых педагогами совместно с учителем-логопедом был проведен анализ развития речевых навыков детей, через наблюдение, специальные речевые игры
Перспектива презентации проекта :
- Презентация проекта на родительском собрании;
- Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ;
- Представление опыта на официальном сайте МАДОУ «Детский сад №62»;
Вывод:
Подводя итоги работы по реализации проекта «Моторика и речь» можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты.
Родители активно принимали участие в мероприятиях и выполняли рекомендации педагогов. В ходе проектной деятельности у детей речевая активность увеличилась, речь стала более четкой и понятной, у детей вырос познавательный интерес к выполнению предлагаемых игровых заданий.
Список литературы:
1. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
2. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб. : КАРО, 2004.
3. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. — М. : Астрель, 2007.
4. Ваш домашний логопед. Учим ребёнка говорить правильно. Электронное издание для родителей и педагогов. М. : ООО «Парус — Сервис», 2007.
5. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : ГНОМ и Д, 2007.
6. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – М. : ЛИТУР, 2005.
7. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля Артикуляционная гимнастика. М. : Карапуз, 2000.
8. Батяева С. В. Логопедическая сказка. «Приключения зайчонка Кузи». – М. : ТЦ Сфера, 2009.
9. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 5-9 лет. — М. : ГНОМ и Д, 2004.
10. Т. В. Большева «Учимся по сказке». – СПб. : Детство- пресс, 2001.
11. О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьева «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». СПб. :Изд. Дом «Литера», 2004.