Юлия Волосникова
Проект в группе раннего возраста «Развиваем речь, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: игровой.
Срок реализации проекта: октябрь - апрель.
Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники группы раннего возраста.
Актуальность.
Проблема детей раннего возраста, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. В группе дети одного возраста имеют различный уровень речевого развития. Но вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ четкой, грамотной и красивой речи, для появления интереса ко всему окружающему.
Публикация «Проект в группе раннего возраста „Развиваем речь, играя“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2022
Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами — в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга», действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой — цыпляток поить; кисонька — мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит — деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинка горенку метет и т. д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т. д. Особую значимость фольклор и игры на развитие мелкой моторики и дыхания представляют в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешки и игры помогают устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. А игры помогают отвлечься и успокоиться. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей.
Таким образом, целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора и различных игр в группах раннего возраста позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Цель проекта: Развитие речи у детей раннего возраста через различные виды деятельности.
Задачи проекта:
· Вызвать интерес к устному народному творчеству с использованием различных методов и приёмов.
· Развивать познавательные, коммуникативные способности и мелкую моторику рук детей.
· Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду.
Предварительная работа с детьми:
· Игры в адаптационный период
Работа с родителями:
· Приобщать родителей к процессу развития речи у детей раннего возраста через различные виды деятельности и малые жанры фольклора посредством консультаций и памяток. Привлечь родителей к изготовлению пальчикового театра. Совместный с родителями досуг «Наши пальчики играют…».
Ожидаемые результаты проекта у детей:
1. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе, сказкам.
2. Мелкая моторика станет более развита.
2. Обогатится и активизируется словарный запас детей.
3. Дети овладеют навыками общения с взрослыми и сверстниками.
Ожидаемые результаты проекта у родителей:
Убеждение родителей в значимости детского сада в жизни своего ребёнка. Сформируется понимание необходимости использования игр и упражнений на развитие мелкой моторики и дыхания, а также, малых форм фольклора, повысится общий культурный уровень.
Этапы проекта: подготовительный, основной, заключительный.
1 этап - Подготовительный
Подобрать материалы, игры на развитие мелкой моторики, дидактические игры, подобрать материал для оформления картотек потешек и пальчиковых игр, подвижных игр.
Подобрать материалы для консультации родителям на тему «Развиваем речь играя».
2 этап - Основной
Игры на развитие мелкой моторики: мозаика, цветные стаканчики, «Разноцветные бусы», «Собери пирамидку», игры с прищепками, «Весёлая рыбалка», «Поймай червячка».
Игры с массажными мячами и массажерами для рук.
Дыхательная гимнастика: «Ветерок», «Остужаем кашу», мыльные пузыри.
Чтение художественной литературы: чтение потешек, прибауток, рассказывание сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» – проговаривать текст вместе со взрослым, выполнять действия по тексту.
Игра по звукоподражанию: «Кто как говорит?», «Мама и малыш», «Угадай, кто это?», «Скажи как…», «Поезд».
Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются», «Ладушки», «Погладь кошку Мурку», «Идет коза рогатая», «Этот пальчик…», «Семья», «Замок», «Цапки – царапки».
Настольный театр: резиновых игрушек, «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».
Пальчиковый театр по прочитанным сказкам, потешкам, «Кисонька – Мурысонька», «Идет коза рогатая…»
Словесные игры: «Коза рогатая», «Сорока – белобока», «Гуляла кошка по опушке…», «Мыши водят хоровод», «Кошка, кошка, кошка брысь…»
Подвижные игры со словами: «Зайка серенький сидит», «Вышла курочка гулять», «Как у наших у ворот».
(Если в подвижной игре не предусматривается текст, то его можно добавить. Например – «Цветные автомобили», машина едет «би – би».)
Сюжетно – отобразительные игры: «Знакомство с куклами», «Печем пирожки», «Дом», «Купание куклы», «Играем с кошкой».
Игры – драматизации: «Как у нашего кота», «Мишка косолапый», «Кисонька мурысонька».
Прослушивание песенок и сказок в аудиозаписи.
3 этап. Заключительный
Оформление картотеки потешек, пальчиковых игр. Проведение совместного досуга с родителями «Наши пальчики играют…»
Литература:
1. Аникин В. П. Русский фольклор. М., 1986.
2. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
4. Галанова Т. В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я. ; «Академия развития», 2002г.
5. Елисеева Л. Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.
6. Хрестоматия для дошкольников 2 – 4 года. Москва. Издательство АСТ1997