надежда гурина
Мелкая моторика и речь человека тесно связаны друг с другом
▼ Скачать + Заказать документы
В. М. Бехтерев «Пальцы помогают говорить»
Учёные доказали тесную связь развития общей и мелкой моторики с развитием речи у детей, так как речевой центр головного мозга расположен рядом с моторным центром. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется, поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.
Публикация «Мелкая моторика и речь человека тесно связаны друг с другом» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Для детей с недоразвитием речи характерны нарушения внимания, памяти, быстрая утомляемость, поэтому на логопедических занятиях
вся работа строится в игровой форме, понятной и интересной ребенку, нужны сюрпризные моменты, для этого я использую фигурные дыроколы. Дети с удовольствием вырезают различные фигурки, а затем наклеивают их.
Занятия превращаются в «творческие мастерские», при этом достигаются хорошие результаты развития речи. Используя фантазию, можно придумывать различные задания для индивидуальных и подгрупповых занятий:
- для автоматизации звуков в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях;
- для дифференциации звуков;
-для развития фонематических процессов;
-для развития лексико-грамматических категорий;
-для развития высших психических функций;
-для обучения грамоте;
-для изготовления детских поделок;
Предлагаю вам познакомиться с некоторыми приёмами использования фигурного дырокола на занятиях.
1. Использование дырокола в организационных моментах.
Например, тема «Фрукты».
Дети заходят на занятие и называют различные фрукты, нажимают на дырокол, получают фигурку. Затем педагог загадывает загадку (в данном случае про яблоко, дети отгадывают и приклеивают фигурки на заранее приготовленную картинку. В конце занятия каждый ребёнок называет фрукт, который он «называл дыроколу».
2. Автоматизация звуков.
Если ребёнок правильно называет заданный звук, то нажимает на дырокол. Затем образующиеся фигурки достаёт, считает, приклеивает.
При автоматизации звука ребёнок чётко произносит слово, придумывает словосочетания, предложения с заданным словом
(можно использовать картинки).
Интересно использовать получившиеся фигурки при изучении предложных конструкций: ребёнок приклеивает бабочку и чё тко произносит: «Бабочка села на чашку» и т. д.
3. Дифференциация звуков.
Задание: «Наряди ёлку снежинками» (дифференциация с-ш)
Ребёнок проговаривает чётко слово СНЕЖИНКА и нажимает на дырокол. Получившиеся снежинки приклеивает или раскладывает на ёлке, подбирает к каждой снежинке слова-действия, слова-признаки.
4. Обучение грамоте.
Выкладывание букв.
На трафарет буквы дети приклеивают фигурки, называя слова, начинающиеся на заданный звук (можно сначала предложить отобрать картинки).
5. Слоговой анализ слов.
Сделать и приклеить под картинки столько фигурок, сколько слогов в слове.
6. Дифференциация твёрдых и мягких звуков.
Сирий цветочек под картинку с заданным твёрдым согласным звуком, зелёный-под картинку с мягким согласным.
7. Звуковой анализ.
На гласный звук - красный цвет, на твёрдый согласный - синий цвет,на
мягкий согласный - зелёный цвет фигурки.
Педагог проводит звуковой диктант, дети вырезают с помощью дырокола фигурки соответствующего цвета. Усложнение - диктант слов (анализ первого звука в слове, последнего звука в слове).
8. Детские поделки.
Надеюсь, что данный материал будет вам полезен и поможет разнообразить ваши занятия. С уважением учитель-логопед Гурина Надежда Викторовна.