Матвеева Татьяна Владимировна
Педагогический проект «Мой родной город Ульяновск» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мой родной город Ульяновск».
Цель: формирование патриотических чувств на основе ознакомления с родным городом, его достопримечательностями.
Задачи:
- пробуждать интерес к современной жизни города как части Отечества;
- показывать на конкретных примерах изменения в жизни города;
- воспитывать способность замечать добрые дела окружающих людей;
- знакомить с названиями улиц, отражающих историю города, известными
земляками, почётными жителями города;
Публикация «Педагогический проект „Мой родной город Ульяновск“ в старшей группе» размещена в разделах
- Мой город. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Ульяновская область
- Темочки
- развивать умения отражать свои впечатления в разных видах деятельности
Актуальность
Проблема патриотического воспитания детей сегодня является очень актуальной. Дошкольный период детства имеет решающие значение для дальнейшего развития ребенка. Важность патриотического воспитания подчеркивается в государственных документах об образовании.
На современном этапе дошкольное образование - первый самый важный уровень образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). Во ФГОС ДО ключевым принципом служит поддержка разнообразия детства, предполагающие взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками в привлекательных видах деятельности. Задачи решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей. Во ФГОС ДО подчеркивается необходимость работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, национальной культуры и традиции народа. Также огромное внимание уделяется необходимости внедрения регионального компонента в образовательную систему, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, целевые ориентиры и личностные качества. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится воспитание любви к малой родине, возвращение к своим корням. Согласно программным документам, ДОО должны перейти на новый уровень взаимодействия с социумом, разнообразить формы педагогической работы. Выйти за пределы своей организации и стать открытой системой.
Нет и не может быть настоящего гражданина, личности без любви к родному городу, без знаний о малой родине. Система ценностей начинает формироваться в младшем дошкольном возрасте под воздействием ближайшего окружения, с которого начинается Родина для маленького человечка. История и культура округа, города, края должна стать основной, вокруг которой строится педагогическая работа во всех видах деятельности: это общение, созидание, сотворчество детей и взрослых.
Ожидаемые результаты:
- формирование устойчивого интереса к изучению малой родины, уважения к землякам, потребности в сохранении родных мест;
- воспитание чувство гордости за своих земляков, прославивших свой город.
Вид проекта: познавательно - исследовательский
Срок проекта : октябрь - декабрь 2021 года
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители
Методы и приемы:
- беседа;
- демонстрация презентаций;
- проблемная ситуация;
- наглядные методы;
- использование литературного слова;
- использование разных видов игр.
Формы организации:
- групповая;
- подгрупповая.
Этапы:
1. Подготовительный этап: педагоги выбирают, совместно с детьми и родителями наиболее актуальную и интересную для них задачу на определенный отрезок времени. Разработка проекта, план деятельности по достижению цели:
- к кому обращаться за помощью;
- в каких источниках найти информацию;
- какие предметы использовать
Основной: выполнение проекта
Заключительный: подведение итогов; определение задач для новых проектов.
Характеристика деятельности участников в рамках проекта (кратко): художественно-эстетическое творчество, речевое, познавательное, культурно-патриотическое, музыкальная деятельность, поисковая деятельность детей и родителей
Рабочее планирование проекта:
- беседа с детьми о том, что они знают о своем городе;
- рассказ воспитателя об истории возникновения города;
- рассказ воспитателя о истории образования города Ульяновска- Симбирска, архитектурных сооружениях;
- просмотр слайдовой презентации и беседа на тему «Старый и новый город»;
- просмотр слайдов и видеоматериалов на мультимедиа;
- беседа на тему «Гордимся тобой, наш город родной»;
- беседа «Ульяновск - в творчестве поэтов, художников и музыкантов»;
- беседа об исторических названиях улиц;
- выставка детских рисунков в группах, на стендах: «Мой любимый город Ульяновск», «Улица, на которой я живу», «Мой любимый детский сад»;
- изготовление коллажа «Мой любимый город» руками детей и родителей;
-составление творческих рассказов «Как я люблю отдыхать», «Моя улица», «Город, в котором я живу».
Мероприятия по реализации проекта
Познавательное деятельности:
- организация уголка города, родного края: внесение краеведческих книг, альбом, изготовление карты города, схемы микрорайона, работа с картой города «Улица, на которой я живу»;
- сбор иллюстраций «Наш город», коллекционирование открыток «Памятники нашего города»:
- цикл виртуальных экскурсий «Будни города», «Город готовиться к новогоднему празднику»:
- исторические беседы об истории возникновения Симбирска, о памятнике Богдану Хитрово;
- путешествие от древних до наших дней «Летопись времени», беседа о сравнение каким и каким стал Ульяновск; наблюдение за деятельностью жителей по преобразованию города, их добрые дела;
- беседа о знаменитых земляках : И. А. Гончарове (писатель), Н. М. Карамзине (историограф, В. И. Ульянове - Ленине (основатель Советского Союза, А. Матросове, И. С. Полбине (герои ВОВ, А А. Пластов (художник);
- подготовка фото - выставки «Знаменитые люди города»;
- оформление выставки книжек - малышек «Ульяновск в стихах и красках», выставки рисунков «Моя малая родина»;
- цикл познавательных бесед на темы «Ульяновск - часть большой страны», «Мой родной город», «Предприятия нашего города», «Улицы нашего города», показ видеоматериалов «Панорама современного города»;
- ознакомление с символикой города;
- интегрированные занятия «С чего начинается Родина», «Ульяновск - моя родина»;
- чтение и совместное обсуждение прочитанного с детьми, заучивание стихов об Ульяновске; пословиц и поговорок о родной земле;
- рассматривание произведений изобразительного искусства региональных художников;
- викторина - конкурс знатоков города;
- историческая гостиная (составление рассказов о городе по планам, схемам, рисункам);
Игровая деятельность
- сюжетно - ролевые игры («Наша улица», «Мой город», игры - драматизации;
- развивающие игры («Сравни», «Разбитая карта», «Силуэт», «Составь герб». «Угадай, где находится»- описание красивых мест, «Путешествие по городу»- рассказы по открыткам);
- воображаемая ситуация (Умение рассказать о событиях в городе гостям);
- строительные игры («Древний город». «Город будущего», «Крепость»);
- образовательные ситуации, включающие общение и игры («Что было бы.», «Что карта может рассказать?», «Пройди по городу», «Что карта может рассказать», «Путешествие по памятным местам»);
Музыкальная деятельность
- слушание музыкальных произведений по теме;
- музыкально - литературный вечер «Это русская сторонка, это Родина моя»;
Самостоятельная продуктивная деятельность детей
- Рисование («Это улица моя», «Улицы города», «Дома на нашей улице»);
- Рисование схемы «Мы идем в детский сад».
Перспективный план работы по проекту
Октябрь :
- Анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей
- Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города
- Подбор материала по теме: книг, открыток, иллюстраций, музыкальных произведений
-- Организация уголка города, родного края: внесение краеведческих книг, альбом
- Изготовление карты города, схемы микрорайона, работа с картой города «Улица, на которой я живу»;
- Сбор иллюстраций «Наш город»;
- Коллекционирование открыток «Памятники нашего города»:
Ноябрь:
- НОД «История возникновения города Ульяновска»
- Беседа с детьми о том, что они знают о своем городе
- Путешествие от древних до наших дней «Летопись времени», беседа о сравнение каким и каким стал Ульяновск;
- Беседа о знаменитых земляках : И. А. Гончарове (писатель), Н. М. Карамзине (историограф, В. И. Ульянове - Ленине (основатель Советского Союза, А. Матросове, И. С. Полбине (герои ВОВ, А А. Пластов (художник);
- Чтение и совместное обсуждение прочитанного с детьми, заучивание стихов об Ульяновске; пословиц и поговорок о родной земле
- Изготовление игры-лото «Я знаю Ульяновск».
- Дидактические игры: «Что лишнее», «Собери картинку», «По улицам нашего города»
- Наблюдение за деятельностью жителей по преобразованию города, их добрые дела;
- Подготовка фото - выставки
«Знаменитые люди города»;
- Оформление выставки книжек - малышек
«Ульяновск в стихах и красках», выставки рисунков «Моя малая родина»
- Рассматривание произведений изобразительного искусства региональных художников;
-слушание музыкальных произведений по теме;
- Рисование схемы «Мы идем в детский сад».
Декабрь:
- Цикл познавательных бесед на темы :
«Ульяновск - часть большой страны»,
«Мой родной город», «Предприятия нашего города», «Улицы нашего города»
- Показ видеоматериалов «Панорама современного города»;
- Ознакомление с символикой города;
- Интегрированные занятия «С чего начинается Родина», «Ульяновск - моя родина»;
- Воображаемая ситуация (Умение рассказать о событиях в городе гостям);
- Цикл виртуальных экскурсий «Будни города», «Город готовиться к новогоднему празднику»:
- Сюжетно - ролевые игры («Наша улица», «Мой город», игры - драматизации;
- развивающие игры («Сравни», «Разбитая карта», «Силуэт», «Составь герб». «Угадай, где находится»- описание красивых мест, «Путешествие по городу»- рассказы по открыткам);
- образовательные ситуации, включающие общение и игры («Что было бы.», «Что карта может рассказать?», «Пройди по городу», «Что карта может рассказать», «Путешествие по памятным местам»);
- Рисование («Это улица моя», «Улицы города», «Дома на нашей улице»);
Презентации:
Ульяновск - культурная столица Поволжья. Цель: формирование представлений детей о культурной жизни города, учреждениях культуры, театрах, их жанровых направлениях.
Достопримечательности Ульяновска. Цель: формирование представлений детей о скульптурных и архитектурных достопримечательностях города.
Ульяновское производство. Цель: формирование представлений детей о промышленности города.
Заповедные места нашей области.
Итоговые мероприятия:
- викторина - конкурс знатоков города;
- историческая гостиная (составление рассказов о городе по планам, схемам, рисункам)
- организация выставки «Ассамблея юных художников».
Работа с родителями :
- помощь в создание альбома «Мой родной город»;
- создание книжок - малышек «Моя малая Родина»;
- папка - передвижка «Знакомим детей с малой родиной»
Приложение
Беседы
ОО Познавательное развитие
«Достопримечательности Ульяновска»
1. Вызвать у детей интерес к истории и достопримечательностям главного города области – Ульяновска.
2 .Закреплять у детей умение составлять сюжетные и описательные рассказы по фотографиям.
Материалы: Фотоальбом «Ульяновск»;«Путешествие по Симбирску» Книжка-альбом для дошкольников
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон принес письмо, оно адресовано вам – детям подготовительной к школе группы. Давайте прочитаем его и узнаем от кого оно: «Дорогие ребята! Посылаю вам фотографию и приглашаю вас совершить со мной путешествие в город, изображенный на фотографии. Хранитель музея».
- Интересное письмо. Куда же нас приглашает Хранитель? Давайте рассмотрим фотографию. Что здесь изображено?
- Стела с гербом и надпись. Кто прочитает, что здесь написано? Ульяновск.
- Эмблема – это герб города Ульяновска. Скажите, что вы знаете про этот город?
- Да. Ульяновск – главный город нашей области. Если мы хотим отправиться в путешествие, нужно поторопиться к Хранителю. Пошли, ребята!
Хранитель: Здравствуйте, ребята! Вижу, вы получили мое письмо и хотите в путешествие.
Воспитатель: Здравствуйте, Хранитель! Мы готовы!
- Мы уже знаем, что Ульяновск – главный город нашей области. Некоторые из нас там были. Но нам хотелось бы узнать больше об этом городе. Может быть, мы поспешим? У нас не так много времени, а нам надо вернуться назад.
Давайте посмотрим на карту нашей области и найдём где на ней находится город Ульяновск.
- Начинался город Ульяновск вот с такой деревянной крепости. Мы с вами читали, что по указу царя Богдан Хитрово выбрал место для города на высоком берегу Волги. Построили деревянный Кремль и назвали город Симбирском. Прошло время, и Симбирский Кремль сгорел. На его месте начали строить каменные одноэтажные и двухэтажные дома. Это вы видите на фотографии. Прошло много лет, прежде чем город стал большим, современным.
«Ульяновские вокзалы»
Программное содержание:
1. Обобщать знания детей о родном крае и о главном городе своей области – Ульяновске. Вызвать у детей интерес к истории и достопримечательностям главного города области – Ульяновска.
Материалы.. Фотоальбом «Ульяновск»;«Путешествие по Симбирску» Книжка-альбом для дошкольников
Ход:
- Все, кто хочет посетить Ульяновск, могут это сделать на разных видах транспорта. Их приветливо ждут вокзалы города. Скажите на чем можно добраться туда, из нашего поселка Майна? (Ответы детей)
- Если вы поедете туда на поезде, то вас встретит железнодорожный вокзал. Вот это здание с часами, с перроном, куда прибывают поезда с гостями города. местности. В низу размещены билетные кассы для пригородных поездов, а на первом этаже — билетные кассы для пассажиров дальнего следования. На самом верху пассажирского зала расположился Ленинский зал, в котором сегодня находится музей развития железнодорожного транспорта Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги. При вокзале стали работать ресторан, гостиница, почта, телеграф, комната матери и ребенка, бытовых услуг и т. д. В настоящее время на железнодорожном вокзале Ульяновск-Центральный размещен расширенный комплекс дополнительных услуг для пассажиров. Сервис-центр предлагает своим клиентам отдых в зале ожидания «Комфорт», услуги по размещению в гостиницах города, вызову такси, отправлению факсимильных сообщений, ксерокопированию, а также доставке билетов и багажа на дом и в офис. Вот на фотографиях посмотрите здание ж / д вокзала:
- Если приехать в Ульяновск из Майны на автобусе он прибывает на автовокзал, где так же есть перроны. Посмотрите на фотографии.
- Это большое здание, где находятся билетные кассы, места для отдыха пассажиров. Здесь можно купить билеты на всех направлениях нашей области, а также и в другие города нашей страны. При вокзале стали работать ресторан, комната матери и ребенка, бытовых услуг и т. д. В настоящее время на комплекс дополнительных услуг для пассажиров. Ульяновск расположен на берегу большой реки Волги, и из городов Поволжья (вслушайтесь в это слово: Поволжья – это города и села расположенные по реке Волге, можно приехать в Ульяновск по воде на теплоходах. Они прибывают на речной вокзал. Вот здание речного вокзала или еще называют речным портом. Порт - это вокзал для судов. В здании вокзала 2 этажа. В нём есть билетные кассы, где продают билеты в города и посёлки, расположенные на берегах Волги. Вот он на фотографии.
- А из дальних городов и стран люди прилетают к нам на самолётах. Их ждут аэровокзалы. Их в городе Ульяновске два. Мимо одного из них вы проезжаете на автобусе. А другой, вот он на фотографии, расположен на другом берегу Волги.
ОО «Познавательное развитие»
«Промышленные предприятия Ульяновска»
Программное содержание:
Познакомить детей с заводами города Ульяновска.
Воспитывать интерес и уважение к истории своего родного края. Обобщать знания детей о родном крае и о главном городе своей области – Ульяновске.
Материалы: Фотоальбом «Ульяновск»; «Путешествие по Симбирску» Книжка-альбом для дошкольников.
- Я хочу рассказать об Ульяновском автомобильном заводе, который выпускает машины – вездеходы или еще их называют «уазики». Вот здесь на фото здание завода и цех, где собирают машины. Вот на этой фотографии изображен тоже большой завод - «Авиастар», и цех где строят самые большие самолеты в мире - «Руслан».
- Правильно, об Ульяновске. Почему мы совершили туда экскурсию?
- Потому что это - главный город нашей области. Видите, как много мы узнали о городе Ульяновске, не выходя из детского сада. И все потому, что у нас есть фотографии.
- На память я хочу подарить вам набор открыток об Ульяновске. В группе вы тоже можете организовывать путешествия и экскурсии в город Ульяновск.
НОД
ОО «Художественно- эстетическое» (рисование):
«Крутые берега»
Программное содержание:
1. Закреплять у детей чувство любви и восхищения красотой родной природы.
2. Развивать у детей интерес к новой нетрадиционной технике – рисование мятой пленкой.
3. Продолжать вызывать у детей интерес к нетрадиционной технике «пенный фон» через сочетание её с новой нетрадиционной техникой.
Материалы: плёнка, шампунь, краски гуашевые, кисти.
Ход:
- Давайте представим, что мы на речном вокзале и нам надо попасть на теплоход. Куда же мы можем поплыть?
- Давайте просто путешествовать. А чтобы путешествовать на теплоходе, что нам нужно купить?
- Правильно, билет, пошли в кассу. Вот кассир. Как надо покупать билет, что сказать?
- Правильно, надо вежливо попросить. Вот мы купили билеты, сели на места, и поплыли. Мимо нас проносятся берега Волги. Как вы думаете, какие они, ответы детей. Как можно их изобразить? А я предлагаю - мятой плёнкой - воду, пенным фоном - небо. А вы придумайте свои крутые берега реки любым нетрадиционным способом рисования. Работа детей. А теперь, давайте оформим выставку для родителей о нашем воображаемом путешествии по Волге. Путешествие закончено и мы опять на речном вокзале. Давайте поблагодарим работников вокзала за путешествие.
ОО Познавательное развитие
Конструирование «Наш белый теплоход».
Программное содержание.
1. Продолжать развивать интерес детей к родной природе, умение восхищаться красотой и разнообразием природы Поволжья.
2. Развивать творческий потенциал и самостоятельность детей при создании коллективной постройки из бросового материала.
Материалы: Картон, бумага, коробки, пластиковые бутылки, верёвки и другой бросовый материал
Ход:
Звучит аудиозаписи песни «Течёт река Волга».
- Помните ребята, какой вид транспорта плавают по Волге? Ответы детей.
- Давайте подумаем можно ли нам построить маленький теплоход. Давайте рассмотрим прогулочный теплоход. Что у него есть? Ответы детей. - Теплоходы делают на судо-строительном заводе. Сегодня у нас не изостудия, а судо-строительный завод. Какой материал нам нужен для такой постройки?
- Правильно, бросовый. А почему его так называют?
- Правильно, он не для чего не нужен. Если бы мы его не взяли, его бы выбросили, в мусор. А мы с вами умеем использовать даже ненужный материал. Что же нам понадобится?
- Да, коробки разного размера, скотч, бумага. Давайте распределимся: одна группа делает корпус, другая - палубу, третья - мелкие детали, сейчас обговорим какие.
Самостоятельная деятельность детей.
- Какой красивый получился теплоход, давайте пустим его в плавание на нашей речке.
ОО «Художественно - эстетическое развитие»
НОД «Ульяновский Автозавод»
Программное содержание:
1. Воспитывать у детей чувство гордости за своих земляков, желание интересоваться их жизнью и работой.
2. Закреплять у детей навыки составления коллажа, сочетая элементы по форме, цвету, содержанию в единую композицию.
Материалы: Открытки, журналы, цветная и белая бумага, краски, цветные мелки, карандаши, ножницы, кисти, клей.
Ход:
Во время Великой Отечественной войны руководством СССР было принято решение о эвакуации московского автозавода ЗиС в Ульяновск. 20 октября 1941 года сюда прибыли из Москвы первые специалисты, а в мае 1942 года предприятие начало выпуск автомобилей ЗИС-5, через 2 месяца предприятие выпускало до 30 грузовиков в сутки.
Одно из зданий Ульяновского автозавода
22 июня 1943 года Государственный комитет обороны принял решение о строительстве в Ульяновске автомобильного завода на базе эвакуированных мощностей ЗиСа. К маю 1944 года, был собран первый опытный образец то грузовика. В конце 1944 году выпуск заводу было поручено освоить и наладить выпуск автомобилей марки ГАЗ-АА. С 26 октября 1947 года предприятие собирало грузовики много разных грузовиков.
- Какие вы видели автомобили Ульяновского автозавода? Опишите их?
- Давайте рассмотрим фотоальбом, где изображены такие машины. Как вы думаете, какие материалы можно использовать для коллажа?
- Сейчас можно сделать коллажи, какие вы придумаете.
Самостоятельная деятельность детей.
- А сейчас давайте все работы соединим в единый плакат об Ульяновском Автозаводе. Получился прекрасный плакат.
ОО «Познавательное развитие» Конструирование
НОД «Самолёт Руслан»
Программное содержание:
1. Продолжать воспитывать у детей желание интересоваться своими земляками, интерес к их достижениям.
2. Развивать у детей интерес к необычному материалу для конструирования – фольге. Формировать навыки работы с фольгой.
Материалы: Фольга, ножницы, бросовый материал.
- В 1983 был построен и принят в эксплуатацию испытательный аэродром завода, получивший название «Ульяновск-Восточный»; взлётно-посадочная полоса аэродрома — одна из самых длинных в мире. Самые длинные полосы. В настоящее время на базе данного аэродрома функционирует международный аэропорт. 30 октября 1985 года состоялся первый полет выпущенного заводом военно-транспортного самолета Ан-124 «Руслан».
- Посмотрите на самолёт, какой он, кто опишет его: что есть у самолёта, где располагаются и как части?
- Ответы детей. Какой материал можно использовать для постройки наших самолётов? Как вы будете делать?
- А я предлагаю сделать самолёты из фольги. Показ приёмов. А сейчас сделайте свои самолёты.
Самостоятельная деятельность детей.
- Вот у нас получился целый полк самолётов. Знаете ли вы игру про самолёты, давайте поиграем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом – М. ТЦ. Сфера, 1999г
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников – М, ЦГА, 2004
3. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика 2006г, №6
4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. – М., 2007.
5. «Мы живем в России», гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, Москва, Издательство «Скрипторий», 2008г.
6. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания Дошкольное воспитание 2003г. №6 с 45-55