Юлия Балуева
Педагогический проект «Мнемотехника в развитии связной речи старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Краткая аннотация проекта
Проект предполагает реализацию образовательных и воспитательных задач в области речевого и познавательного развития
Проблема
Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.
Публикация «Педагогический проект „Мнемотехника в развитии связной речи старших дошкольников“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Введение
Дошкольное детство - это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.
Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Одним из таких методов моделирования является МНЕМОТЕХНИКА.
Цель и задачи проекта
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники
Задачи:
- формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п.
- формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;
- формировать навыки культурного речевого общения;
- развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение)
Основное содержание проекта
Методы:
Наглядный
Практический (использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы).
Словесный
Проблемный (постановка проблемы и поиск решения Игровой
Частично-поисковый
Этапы работы
Содержание работы
Подготовительный - Постановка проблемы и цели.
- Подбор методической, дидактической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
- Составление перспективного плана работы по проведению проекта.
- Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с мнемотехникой.
- Проявление интереса родителей и помощь в подборе тематического материала.
- Участие в анкетировании родителей.
Основной
Оснащение предметно-пространственной среды пространства наглядно – иллюстративным материалом по темам с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов.
Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.
Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.
Составление загадок, скороговорок и поговорок по мнемотехнике.
Изготовление игр, наглядных пособий для детей.
Заключительный:
НОД на тему «Весна» с использованием мнемотехники
Ресурсы Материально – технические: демонстрационный материал, аудио и видеофайлы.
Временные – для подготовки к проекту необходим месяц.
Целевая аудитория Дети 5 – 6 лет
Участники проекта Дети группы, родители, воспитатель
Ожидаемые результаты реализации проекта
Дети:
1. Повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием.
2. Составление различных типов рассказов при помощи графических аналогий.
3. Улучшение показателей связности, последовательности, информативности наряду с выраженными положительными сдвигами в лексико- грамматическом оформлении рассказов
4. Расширение знаний о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира;
5. Развитие психических процессов (различных видов памяти, внимания, мышления).
Родители:
1. Потребность в сотрудничестве с ДОУ
2. Повышение заинтересованности родителей в коррекции недостатков связного высказывания
3. Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми
Педагоги :
1. Повышение профессионального мастерства
2. Овладение проектной деятельностью.
3. Повышение интереса к проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с приёмами мнемотехники и их практическим значением в различных сторонах жизни.
4. Внедрение в пед. процесс опыта работы по данной проблеме
Перспективы дальнейшего развития проекта
Использование мнемоквадратов, мнемотаблиц, мнемосхем в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Мониторинг результативности и эффективности реализации проекта В результате наблюдений за детьми в процессе деятельности и анкетирования родителей, выявлено повышение познавательной активности и развития связной речи детей.
У детей сформированы умения связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;
Родители проявили большой интерес к теме проекта.
Список литературы и информационные источники:
Приложение 1
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева. 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] : метод. рекомендации / Т. В. Большова. - Спб., 2005. - 71с.
3. Венгер, Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию [Текст] : из опыта работы / Л. А. Венгер //Дошкольное воспитание. -1982. - № 3.
4. Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе [Текст] : программа и методические рекомендации / В. В. Гербова. - Мозаика-Синтез, 2012
5. Гербова, В. В. Работа с сюжетными картинами [Текст] : из опыта работы / В. В. Гербова // Дошкольное воспитание - 2010. - N 1. - с. 18-23.
6. Гербова, В. В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок [Текст] : из опыта работы / В. В. Гербова // Дошкольное воспитание № 2. - с. 18-21
7. Гербова, В. В. Составление описательных рассказов [Текст] : из опыта работы / В. В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9. - с. 28-34.
8. Елкина, Н. В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. В. Елкина. - М, 2008. - 107 с.
9. Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» [Текст] : метод. материал / В. А. Козаренко. - Москва, 2007.
10. Максаков, А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье [Текст] : пособие для воспитателей и родителей / А. И. Максаков. - М. : Мозаика - Синтез, 2011
11. Одинцева, А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста [Текст] : / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. - СПб. : Заневская площадь, 2014. - с. 52-53
12. Рубинштейн, С. Л. Развитие связной речи [Текст] : хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / С. Л. Рубинштейн, М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 1999.-560с.
Список сайтов
unium.ru
infourok.ru
pikabu.ru
donpi.ru
https://tanja-k.chat.ru
https://ivalex.vistcom.ru
https://www.doshvozrast.ru/