Милана Хасиева
Педагогический проект «Малыши-архитекторы»
Актуальность и значимость проекта.
.
Развития познавательных и творческих способностей стало сейчас одной из важнейших задач воспитания детей. Это развитие их ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Конструктивная деятельность, как и игровая, по мнению педагогов и психологов является одним из важных видов деятельности в развитии познавательных и творческих способностей ребенка, так как позволяет вызвать у ребенка потребность к творчеству, развивается логическое, образное мышление, любознательность, коммуникативность, трудолюбие, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Под руководством воспитателя ребенок, создавая красивое, ощущает себя значимым, умелым, способным.
Публикация «Педагогический проект „Малыши-архитекторы“» размещена в разделах
- Дом, дома, домики. Здания и строения
- Проекты. Проектная деятельность
- Строитель. Знакомство с профессией
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Цель проекта :
Данный проект направлен на развитие познавательных и творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности.
Задачи проекта :
1. Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста к конструированию
2. Сформировать у младших дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
3. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста.
4. Развивать конструкторские навыки и умения.
Участники проекта.
Воспитатели, дети, родители.
Основные формы реализации проекта
1. Оформление папки-передвижки «Учимся, играя».
2. Задание: совместно с детьми
3. Создание альбома «Малыши архитекторы».
Ожидаемый результат.
У детей:
- Повысятся уровень познавательных и творческих способностей, наблюдательности, воображения, ассоциативного мышления и любознательности;
- Сформируются конструктивные навыки и умения, эстетический вкус.
У родителей:
- Повысятся уровень компетентности в вопросах организации конструктивной деятельности;
- Проявится интерес к деятельности детей в детском саду.
Критерии эффективности
• Заинтересованность и активное участие родителей в реализации проекта;
• 100% выполнение запланированных мероприятий по реализации проекта.
• Знание названий деталей стройматериала, умение оценивать и учитывать свойство и качество материала.
Ресурсы.
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ДО
Риски.
Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях проекта.
Предупреждение рисков.
• Разработка стратегий и тактики привлечение родителей;
• Опора на помощь родительского комитета;
• Высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают, зазывают, заинтересовывают родителей;
• Изготовление наглядных пособий, атрибутов для конструктивной деятельности своими руками с привлечением родителей.
Этапы.
I Подготовительный этап.
Цель: Повышение теоретической профессиональной компетенции педагога по вопросам организации проектной деятельности.
1. Определение целей и задач.
2. Подбор дидактического материала.
3. Изучение методической литературы по реализации образовательных областей.
II Практический по двум направлениям.
1. Направление «Воспитатель - Дети».
Тематическое планирование работы с детьми
второй младшей группы общеразвивающей направленности.
Мероприятия Срок Цель
Дидактическая игра:
«Учимся, играя!»
Знакомство с лего - конструктором.
НОД: «Горка с лесенками».
Игровое упражнение «Пирамидка»
Дид. игра:«Чудесный мешочек»
Дорожки
Беседа: «Все люди трудятся». Октябрь
Дать представление о строительном материале: кубик, кирпичик, пластина, призма. Развивать наглядно-действенное мышление.
Познакомить с лего- конструктором. Закреплять знания цвета и формы.
Учить детей строить горку с двумя лесенками. Помочь овладевать элементарными конструкторскими навыками: приставлять, надставлять.
Учить строить простейшие постройки.
Учить детей называть знакомые геометрические фигуры, различать по цвету, по форме, по размеру. Развивать умение находить и на ощупь определять фигуру, называть ее.
Учить детей строить дорожки, варьируя их в длину.
Продолжать знакомить со свойствами основных деталей: кирпичик, пластина.
Формировать пространственные признаки «длинный».
Дать детям представление о том, что все люди трудятся, вызвать уважение к тем, кто трудится, делает вещи, строит дома и прочее.
Игровое задание «Дорожки»
Дидактическая игра
«Накладываем детали»
НОД :«Мебель в нашей группе»
Сюжетно-ролевая игра «Мебель для комнаты». Ноябрь
Продолжать учить детей преобразовывать дорожки в длину по предложению воспитателя.
Формировать пространственные признаки «узкий -широкий».
Учить детей выкладывать изображения способом накладывания объемных деталей одной из граней на рисунок.
Рассмотреть с детьми кукольную мебель, выделить в предметах «общее» и «различное». Формировать порядок обследования образца ( стол: сначала ножки, потом крышка). Развивать речь детей ( словарь: над, под, внизу).
Развивать способность выделять в предметах их функциональные части.
Учить анализировать образец.
Дидактическая игра «Знаю профессии»
НОД:1)«Ворота – широкие и узкие».
2) «Ворота - низкие и высокие».
Творческая мастерская
«Украшение для группы»
Игровое задание «Домик для зверят»
Дидактическая игра «Найди фигуру»
Конструирование по замыслу. Декабрь
Обогащать представления детей о различных видах труда, профессиях. Учить узнавать профессию «строитель», чем занимается.
Закрепить названия деталей строительного материала; соотносить размеры построек с размерами игрушек. Формировать пространственные представления. Развивать поисковую деятельность.
Учить детей склеивать колечки из готовых полосок.
Продолжать учить детей огораживать небольшое пространство кирпичиками и пластинами, устанавливая их вертикально и горизонтально (друг на друга,построить предметы мебели, используя детали по желанию, побуждать детей к совместным играм.
Учить детей находить геометрические фигуры кубик, кирпичик, пластину.
Предложить отыскать похожие детали, а также найти эти детали на карточке.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, давать общее описание.
Дидактическое упражнение «Бумажные мячики»
Игровое упражнение «Ветерок».
Творческая мастерская.
«Ветка рябины».
Здравствуй, лес!
Игровое задание «Деревья»
НОД: «Теремок»
Дидактическая игра
«Что лишнее?»
Январь
Познакомить детей со свойствами бумаги, учить мять салфетки двумя руками и катать из них шарики-мячики; развивать мелкую моторику, интерес к игре с бумагой.
Воспитатель предлагает детям поиграть с мячиками. Их можно подбрасывать, катать и даже дуть на них.
Учить придавать заготовкам определенную форму, развивать мелкую моторику рук.
Познакомить с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу, научить различать деревья.
Учить строить деревья из конструктора по образцу.
Учить анализировать образец.
Развивать творческие способности детей посредством работы с бумагой. Закрепить технику- сминать салфетку в комочек, наклеивать на шаблон в определенной последовательности.
Учить детей понимать суть задания, правильно называть геометрические фигуры.
Дидактическая игра «Составление геометрических фигур»
НОД:1) «Мост для пешеходов».
2)«Мост для автомобилей».
Занимательная игра «Куриное семейство».
Развивающая игра: «Волшебные рыбки»
«Мостик через речку». Февраль
Упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.
Материал: счётные палочки.
Научить детей строить мосты несложной конструкции. Дать представление об их назначении, о том, что мосты бывают для пешеходов, автомобилей. Научить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, цвету, форме. Учить работать по схеме.
Учить сопоставлять сюжетную картинку с карточкой на которой изображены геометрические фигуры, предложить детям отыскать в ней те фигуры,которые надо вырезать и приклеить к изображению курицы, петуха, цыплят.
Рассказать о рыбах.
Учить строить рыб из конструктора.
Учить строить мостик, точно соединять строительные детали.
НОД: 1) «Одноэтажный дом».
2) «Теремки»
Сюжетно-ролевая игра: «Строим дом».
Развивающая игра «Паруса».
Дидактическая игра «Геометрическое домино».
Творческая мастерская:
«Кораблики»
Март
Научить детей сооружать в определенной последовательности прочную постройку с перекрытием, оставляя промежутки для дверей, окон. Учить работать по схеме.
Познакомить детей со стро-ительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облег-чающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей.
Предложить детям рассказать о том, что нарисовано на картинке, затем обвести карандашом паруса. Спросить, на какую геометрическую фигуру они похожи, какие еще геометрические фигуры им известны.
Учить различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый);по предложению взрослого отбирать фигуры определенного цвета.
Научить мастерить простейшие поделки из природного материала. Учить бережно относиться к материалам.
Рассматривание картины «Машины на нашей улице»
НОД:1) «Грузовая машина»
2) «Фургон»
Сюжетно-ролевая игра «Космонавты».
Дидактическая игра «Чей домик?».
Развивающая игра «Поможем ежам». Апрель
Продолжать знакомить детей с транспортными средствами, из каких деталей состоит та или иная машина. Обогащать словарный запас.
Научить конструировать грузовой автомобиль,
фургон. Анализировать образец, преобразовывать постройку (удлинять, применяя длинные пластины).Дать представление о цилиндре и его свойствах.
Познакомить с работой космонав-тов, дать детям элементарные представления о ракете, их значении, строении.
Учить строить по образцу ракету.
Учить детей различать и называть геометрические фигуры, активизировать словарь.
Учить детей работать по схеме, используя карточку как образец.
Учить строить мост по условию и образцу. Закрепить умение строить забор из строительного материала. Развивать мышление, мелкую мускулатуру рук. Воспитывать отзывчивость, желание оказать помощь.
Дидактическая игра: «Подбери по форме».
Творческая мастерская «Лесные человечки».
Развивающая игра «Конструируем из палочек».
Обобщающее занятие с участием родителей
«Город моей мечты» Май
Учить детей выделять предметы определенной формы, называть их. Развивать внимание, наблюдательность.
Продолжать учить детей работать с природным материалом. Развивать воображение, фантазию.
Учить детей классифицировать палочки по длине, узнавать по контуру предметы, закреплять названия знакомых геометрических фигур.
Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.
Расширять возможности понимания своего ребенка.
Развивать творческое воображение, фантазию.
2. Направление «Воспитатель - Родители».
Тематическое планирование работы с родителями
второй младшей группы общеразвивающей направленности.
Форма Срок Цель
Анкетирование ««Создание условий для организации конструктивной деятельности» Октябрь
Помочь родителям в создании условий для развития у детей познавательно – творческих способностей через организацию конструктивной деятельности
Стенд для родителей «Приемы конструирования».
Консультация
«Виды конструирования и их значение в жизни младшего дошкольника».
Ноябрь
Домашнее задание «Делимся семейным опытом»
Оформление фотоальбома «Строим всей семьей» Декабрь
Список литературы:
1.JI.A. Парамонова. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. М., 2002 г.
2. Л. В. Куцакова. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М. :ТЦ СФЕРА, 2013 г.
2. Е. В. Фешина «Лего- конструирование в детском саду», 2012 г.
3. С. В. Коноваленко Развитие конструктивной деятельности у дошкольников. СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012 г.
4. Ремезова Л. А. Учимся конструировать: Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего. М. : Школьная Пресса, 2005 г.
5. Белошистая А. В Играем и конструируем. Книга для родителей и детей 4-5 лет. М., Дрофа, 2008 г.
6. Сержантова Т. Б. Оригами. Лучшие модели. 3-е издание. М., Айрис-пресс, 2008 г.