Татьяна Глушкова
Педагогический проект «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста посредством рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 161» г. Пермь
Тема проекта
«Гендерное воспитание детей дошкольного возраста посредством рисования»
Выполнила педагог высшей
квалификационной категории:
Глушкова Татьяна Юрьевна
г. Пермь 2021 г.
Актуальность проекта.
Публикация «Педагогический проект „Гендерное воспитание детей дошкольного возраста посредством рисования“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Принцип индивидуализации дошкольного образования и принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства предполагает включения гендерного компонента в развитии ребёнка. Гендер – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитании личности и включающий себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).
Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учёта специфики гендерной принадлежности, а социализация ребёнка не может осуществиться без формирования гендерной идентичности.
Гендерное воспитание дошкольников можно считать новой отраслью педагогики, которая представляет собой одну из составляющих модернизации содержания образования и воспитания, нацеленных на социализацию личности.
На сегодняшний день существует ряд проблем, которые негативно влияют на развитие гендерного самосознания детей.
Во-первых, социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Во-вторых, в условиях образовательного пространства ДОУ девочки и мальчики воспитываются в одной возрастной группе, живут по единому для всех режиму.
В-третьих, родители, как правило, имеют недостаточно знаний о необходимости применения подходов к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий. Не все семьи имеют статус полной семьи, следовательно, ребенок не имеет возможности видеть взаимоотношения родителей, распределений между ними бытовых обязанностей и социальных ролей, что также влияет на формирование у ребенка неправильного гендерного самосознания.
В-четвёртых, имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие, суть которого состоит в значимости дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек, стремлении оказать содействия детям в процессе гендерной социализации и отсутствием в педагогической практике гендерных технологий.
В основе педагогического процесса с учётом гендерных особенностей дошкольников лежат личностно-ориентированные технологии, основанные на адекватных возрасту формах организации и видах детской деятельности.
Формирование гендерной принадлежности ребенка – одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС дошкольного образования. Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Психология и педагогика оперируют достаточным количеством эмпирических данных, подчеркивающих значение полового фактора в психическом развитии. Конец дошкольного возраста охарактеризован набором полоролевых особенностей, который следует учесть в ходе образовательного процесса. Между тем, множество элементов системы образования одинаковы для всех, и педагоги стремятся добиться одних и тех же результатов в развитии и воспитании мальчиков и девочек.
Теоретическое обоснование.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
По мнению Л. И. Столярчук и И. Н. Евтушенко выполнение требований, обозначенных в ФГОС (например, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей воспитанников) достаточно сложно без учета пола детей. Поэтому реализация гендерного подхода в образовании облегчит реализацию стандартов нового поколения всех ступеней, будет способствовать повышению качества образования.
Рисование – один из любимых видов детской деятельности у дошкольников. Именно в процессе рисования видно, что мальчики осваивают художественный мир в целом, а девочек интересуют конкретика, детализация. Здесь срабатывают разные механизмы: у мальчиков процесс рисования происходит на уровне смысловых образований, а у девочек включается уровень восприятий, позволяющий детально видеть красоту окружающего мира (А. В. Бакушинский).
Реализация гендерного подхода при обучении рисованию в условиях дошкольного образовательного учреждения включает в себя решение следующих задач:
развитие творческих способностей мальчиков и девочек в процессе рисования;
формирование адекватной полу модели поведения у детей;
воспитание культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками;
обучение детей умению работать индивидуально и создавать коллективные композиции, соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами других детей;
обучение детей умению использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединения в одном рисунке разных материалов с целью получения выразительного образа и др.
Дети дошкольного возраста с удовольствием погружаются в мир изобразительной деятельности. Но существует разное восприятие и воспроизведение одного и того же образа мальчиками и девочками. Мальчики осваивают художественный мир в целом, а девочек интересует, прежде всего, конкретика, детали. Скорее всего, здесь срабатывают разные механизмы: у мальчиков этот процесс происходит на уровне смысловых образований, у девочек включается уровень восприятия, позволяющий детально видеть красоту окружающего мира.
Особенности девочек: более уверенно выбирают тему и сюжет. Чаще рисуют цветы, деревья, бабочек, животных, людей, сказочных персонажей. Большое значение придают детализации рисунка, украшательству, прорисовке деталей, технике выполнения рисунка.
Используют всю цветовую гамму, пытаются получить новые цвета. Предпочитают яркие сочные оттенки. Как правило, заполняют цветом весь лист.
Выстраивая композицию, чаще создают многопредметные, многообъектные работы, соблюдают пропорции.
Девочки быстрее и увереннее в своих действиях, завершают работу самостоятельно. Но возникают некоторые проблемы, так как девочки слишком широко разворачивают тему, придумывая большой сюжет. Для решения этой проблемы нужно предложить отразить задуманный сюжет на листе бумаги, обозначив объекты и предметы с помощью геометрических фигур. Так же у девочек присутствует излишняя детализация «мельчение». В этом случае необходимо проводить индивидуальную словесную работу.
Особенности мальчиков: затрудняются, сомневаются в выборе темы. Придумывают необычные сюжеты: подводный мир, город будущего, замки, дворцы. Любят изображать технику, архитектурные сооружения, космические объекты. Чаще в работах детализация рисунка проявляется изображением крупных объектов. При этом линии четкие, прямые, толстые.
Мальчики ограничиваются несколькими цветами. Чаще выбирают темную цветовую гамму. Заполняют лист цветом частично или цветовыми пятнами. Предпочитают малопредметные и малообъектные композиции. Не совсем точно ориентируются на листе бумаги. В работе ребята медлительны, не уверенны. Так же как и девочки испытывают затруднения в изображении объекта в движении.
Вид проекта : познавательно-творческий
Цель проекта : повысить уровень гендерной воспитанности детей старшего дошкольного возраста посредством рисования.
Задачи проекта :
• изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме гендерного воспитания детей;
• выделить гендерные аспекты обучения рисованию мальчиков и девочек;
• определить содержание обучения рисованию с учетом гендерных особенностей;
• создать развивающую среду, благоприятную для становления личности определенного пола.
• повысить педагогическое мастерство и гендерную компетентность педагогов и родителей через разнообразные формы работы.
Участники проекта : дети подготовительной логопедической группы, родители, педагоги
Срок реализации проекта : сентябрь 2021 г. – май 2022 г.
Предполагаемые результаты:
У детей :
- сформирована гендерная устойчивость, эмоционально положительное отношение к своему полу, будущей социальной роли (мужчины и женщины, положительное отношение к разным социальным ролям, к необходимости их существования);
- сформирована адекватная полу модель поведения;
- сформирована культура поведения через правильное моделирование гендерной принадлежности.
У родителей:
- повышение компетентности в воспитании гендерной идентичности у детей;
- установление адекватных способов взаимодействия с детьми разного пола с целью становления гендерной идентичности;
- проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позицию партнеров;
У педагогов :
- повышение компетентности в воспитании гендерной идентичности у дошкольников через рисование;
- активное взаимодействие с родителями в создании игрового пространства с учетом гендерного подхода.
Этапы реализации проекта
№ Мероприятия Срок Участники
I этап Проблемно - диагностический.
Цель: Осуществить подбор показателей и критериев оценки уровня развития детей старшего дошкольного возраста.
Осуществить разработку, модификацию, систематизацию, подбор диагностических методик. Родители, дети, педагоги ДОУ.
1.1. Анкетирование родителей по теме: «Умеем ли мы воспитывать будущих мужчин (женщин)»,
«Какие мальчики и девочки?» Октябрь Воспитатели
1.2. Анкетирование педагогов по теме : «Гендерное воспитание» Октябрь Воспитатели
1.3. Изучение развивающей среды ДОУ, как возможной базы для ознакомления дошкольников с темой «Гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством рисования».
Ноябрь
1.4. Родительская встреча: «Влияние изобразительного искусства на гендерное воспитание детей дошкольного возраста» Ноябрь Воспитатели, родители
II этап Теоретико – аналитический, изучение методико- педагогической литературы.
Цель:
- изучение психолого–педагогической литературы по данной проблеме;
- разработка и внедрение в образовательный процесс технологий гендерного воспитания;
- подготовка педагогов к осуществлению деятельности по гендерному воспитанию посредством рисования.
- Подбор и чтение художественной
2.1. «За круглым столом»
Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков девочек, особенностями их воспитания и обучения. Ноябрь Педагоги
2.2. Презентация «Гендерный подход в воспитании дошкольников» Декабрь Педагоги
III этап Начально – диагностический.
Цель: диагностика детей для выявления уровня знаний ребенка о полоролевых особенностях, гендерном поведении, знаний детьми сказок с историческим содержанием.
IV
этап Внедренческий.
Цель: формирование у детей гендерной идентичности в процессе рисования.
Работа с детьми
Задачи:
- повышение уровня гендерной воспитанности детей посредством рисования;
- умение осознавать себя, других детей как представителей определенного пола;
- формирование интереса к жизни и деятельности других представителей своего и противоположного пола;
- воспитание культуры взаимоотношения между мальчиками и девочками;
- привитие нравственных качеств, характерных для мальчиков и девочек посредством художественно-продуктивной деятельности;
- развитие художественного вкуса.
4.1.
Познавательная деятельность:
НОД «Давайте познакомимся»
Беседа «Чем мы похожи? Чем мы отличаемся?»
Просмотр мультфильма «Простоквашино»
Речевая деятельность:
Чтение художественной литературы: Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», В. Маяковского «Кем быть?», С. Михалкова «А что у вас?»
Чтение сказок: «Гуси – лебеди», «Василиса Прекрасная», «Каша из топора», «Мужик и медведь».
Инсценировка сказки «Курочка Ряба»
составление описательного рассказа «Дорогой мой человек».
Изобразительная деятельность:
Рисование «Сказочный город», «Театр Ю. Васнецова», «Баба-Яга и Леший» (лесная небылица, «Наши зимние забавы», «Русский народный костюм»
Музыкальная деятельность:
Прослушивание и разучивание песни Я. Хелемского «Из чего же, из чего же…»
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Кто знает больше профессий?», «Волшебный цветок», «За что нам нравятся мальчики (девочки?», «Как я дома помогаю?», «Собери портрет», «Вежливые слова»
Подвижная игра «Ловишки парами»
Сюжетно – ролевые игры:
«Автомастерская», «Семья», «Поликлиника»
Январь
(в течение всего месяца) Воспитатель, дети, музыкальный руководитель
4.2. Познавательная деятельность:
НОД «Мужчина и женщина - какие они?», «Мой папа лучший друг».
Беседы с детьми «Одежда для девочек и мальчиков», «В чем сила и слабость мальчика»
Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик»
Речевая деятельность:
Чтение произведений Э. Успенского «Если был бы я был девчонкой», С. Маршака. «Рассказа о неизвестном герое», В. Железникова «Рыцарь», Э. Успенского «Я один у мамы сын».
Чтение художественной литературы о труде взрослых.
Чтение сказок: «Никита Кожемяка», «Русалочка», «Добрыня и змей».
Составление творческого рассказа «Кем я буду, когда вырасту»
Изобразительная деятельность:
Рисование «Папин портрет», «Подарок для папы», «Моя семья», «Мой любимый сказочный герой», «Чем я могу помочь папе?», коллективное рисование «Наша группа».
Музыкальная деятельность:
Разучивание песни про папу Н. Лидина «Мы с папой».
Разучивание песен о дружбе.
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Подбери одежду для девочки, мальчика», «Где, чьи инструменты?», «Чемодан», «Чем похожи наши папы?», «Дом добрых дел»
Подвижная игра «Перетягивание каната»
Сюжетно – ролевые игры:
«Пограничники», «Театр», «Модельное агентство»
Праздник, развлечение:
Развлечение «А ну-ка, папы!»
Развлечение «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек».
Февраль
(в течение всего месяца) Воспитатель, дети, музыкальный руководитель, физ. инструктор
4.3. Познавательная деятельность:
Беседа «О культуре поведения в общественных местах».
Беседа с детьми о семейных традициях.
Просмотр мультфильма «Мешок яблок»
Речевая деятельность:
Чтение художественной литературы: В. Осеева «Волшебное слово», Я. Сегель «Как я был мамой», Н. Гусарова «Маленькие сказки и развивающие упражнения для дошкольников», А. Барто «Помощница».
Чтение сказок: «Кукушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Мальчик - с - пальчик».
Разучивание пословиц о смелости мужчин и женской красоте.
Изобразительная деятельность:
Рисование «Милой мамочки портрет»,
«Весенний букет», «Фантастические цветы»,
«Автопортрет», «Поздравительная открытка», «Моя любимая сказка», «Чем я могу помочь маме?
Музыкальная деятельность:
Прослушивание и разучивание песни «В каждом маленьком ребенке», пение песен про маму М. Садовского, Ю. Тугаринова «Это мамин день».
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Женская и мужская работа», «Подарки для Саши и Маши», «Чем похожи наши мамы?», «Найди правильно», «Кто что носит?»
Сюжетно – ролевые игры:
«Парковка», «Салон красоты», «Ждем гостей»
Праздник, развлечение:
Конкурс «Мисс и Мистер шляпа».
«8 Марта — женский праздник»
Март
(в течение всего месяца) Воспитатель, дети, музыкальный руководитель
4.4. Познавательная деятельность:
Беседа «Наши отношения»
Речевая деятельность:
Чтение русских народных сказок: «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко «Иван – царевич», «Царевна – лягушка», «Финист – ясный сокол», «Илья Муромец». Беседы после чтения.
Разучивание пословиц, поговорок о семье.
Составление творческого рассказа «Моя семья».
Изобразительная деятельность:
Рисование «Космическое путешествие», «Веселые клоуны», «Подводный мир», «Превращение камешков», «Чем пахнет весна?», «Моя дружная семья», «Маленькие рыцари и маленькие принцессы».
Музыкальная деятельность:
Слушание песен М. Рябинин, В. Шаинский «Родительский дом», разучивание песни Е. Гомоновой «Что такое семья».
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Подбери головной убор»,
«Давайте говорить друг другу комплименты», «Благородные поступки», «Исправь ошибку»,
Сюжетно – ролевые игры:
«Исследователи космоса», «Дом моды», «Завод ювелирных украшений».
Праздник, развлечение:
Развлечение «Путешествие по космическим далям»
Спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья». Апрель
(в течение всего месяца) Воспитатель, дети, музыкальный руководитель, физ. инструктор
Работа с родителями
Задачи:
- повышение компетентности и активности родителей в воспитании гендерной идентичности у дошкольников;
- активное взаимодействие родителей и педагогов в создании развивающей среды с учетом гендерного подхода;
- оказание консультативной помощи родителям по вопросам гендерной идентификации и самореализации личности мальчика и девочки.
4.7. - Анкета по гендерному воспитанию для родителей.
- Родительская встреча «Гендерное воспитание детей посредством рисования»
- Консультации по воспитанию мальчиков и девочек «Мальчишки и девчонки. Какие они?», «Психологическое различие мальчиков и девочек», «Гендерное воспитание девочек и мальчиков», «Роль отца и матери в становлении полоролевой идентичности детей дошкольного возраста», «Дидактические игры по гендерному воспитанию»
- Оформление папки – передвижки «Особенности развития мальчиков, особенности развития девочек», «Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей»
- Изготовление альбома «Профессии родителей».
- Организация выставки фотографий на тему «Я и моя семья».
- Изготовление генеологического древа.
- Изготовление лэпбука «Мальчики и девочки»
- Круглый стол «Ваши вопросы — наши ответы» Декабрь-апрель Воспитатели, дети, родители
Развивающая предметно – пространственная среда
Задачи: обогащение РППС с учетом гендерного подхода.
4.8. - Создание мини-музея «Художественная галерея»
- Конкурс дидактических пособий по изодеятельности.
- Персональные выставки рисунков детей.
Декабрь-апрель Воспитатели, дети, родители
V этап Итогово – диагностический.
Цель:
- оценка эффективности реализации
педагогического проекта;
- обработка и оформление материалов педагогического проекта;
- выработка стратегии дальнейшей работы по гендерному воспитанию дошкольников через изодеятельность;
- пропаганда результатов работы в педагогическом коллективе своего детского сада.
5.1. Проведение итогового занятия «Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина» Май Воспитатели, дети
5.2. Оформление методических рекомендаций по данной теме. Май Воспитатели
5.3. Выставка совместных творческих работ детей и родителей. Май Воспитатели, дети, родители
5.4. Презентация педагогического проекта на базе ДОУ Май Воспитатели
Риски и пути преодоления
- У педагогов и родителей нет достаточно полного представления о гендерном воспитании детей.
Пути преодоления: повышение педагогического мастерства и гендерной компетентности педагогов и родителей через разнообразные формы работы.
Стимулирование интереса педагогов и родителей к гендерной проблематике.
- Взаимодействие взрослых и детей осуществляется без учета гендерного подхода.
Пути преодоления: установление адекватных способов взаимодействия с детьми разного пола с целью становления гендерной идентичности.
Перспективы развития
Данный проект может быть использован другими педагогами, как в полном объеме, так и парциально на разных уровнях образовательной системы.
Осуществляя гендерный подход в рисовании, мы избежим нарушения свободы творческого и личностного самовыражения каждого мальчика и каждой девочки, научимся относиться к их внутреннему миру бережно и с уважением, сможем понять и принять их такими, какими их создала природа – разными и по-разному прекрасными!