Тарасова Надежда Васильена
Педагогический проект «Формирование у дошкольников первоначальных представлений о космосе»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Формирование у дошкольников первоначальных представлений о космосе»
Паспорт проекта
Название и тип проекта Познавательный проект «Формирование у дошкольников первоначальных представлений о космосе»
Разработчики проекта Тарасова Надежда Васильевна.
Участники проекта Дети, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта 04.04.2022г. -15.04.2022г.
Публикация «Педагогический проект „Формирование у дошкольников первоначальных представлений о космосе“» размещена в разделах
Основания для разработки проекта 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 272- ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Постановление главного государственного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
4. Образовательная программа дошкольного образования ДОУ «МБДОУ Д/С № 17 «Петушок»
Цель проекта Данный проект поможет сформировать детям первоначальное представления о космосе, солнечной системе, о космонавтах.
Задачи проекта — рассказать детям о профессии «космонавт»;
— развитие любознательности и расширение кругозора на тему космоса;
— уточнять представления о планетах, звездах;
— воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к труду людей, работа, которых связанна с освоением космоса.
Этапы проведения проекта I этап. Подготовительный.
Цель: Создание условий для реализации познавательного проекта.
II этап. Практический.
Цель: Формирование у детей более точные представления об отечественной космонавтике.
III этап. Заключительный.
Цель: Обобщение итогов и представление продуктов познавательного проекта.
Планируемые результаты проекта Для воспитанников :
Дети узнают об ученых и исследователях в области космологии. Данный проект позволит развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у ребенка, желание быть смелым, сильным и выносливым.
Для родителей:
1. Сформированы теоретические знания и практические умения по вопросам формирования у детей первоначальных представлений о космосе.
2. Приобретён педагогический опыт активного участия в социализации и познавательном развитии своего ребенка.
3. Обогащены знания о деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ребенок.
4. Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ.
Для педагогов :
1. Сформированы профессиональные компетенции в вопросах формирования у воспитанников первоначальных представлений о космосе.
2. Обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме проекта.
3. Внедрены современные технологии и методики по формированию у детей элементарных представлений о космосе.
Продукты проекта 1. Просмотр презентации «В далеком космосе».
2. Итоговое открытое мероприятие «Уроки звездочета».
3. Оформление папки «Дидактические игры о космосе».
«Сочини рассказ о космонавте», «Восстанови порядок в солнечной системе», Пазлы «Солнечная система».
Пояснительная записка
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые : и дождь, и солнце, радость и страх. Тема “Космоса” привлекает и интересует детей дошкольного возраста, как что-то волшебное, таинственное. Дети задают вопрос: “Почему солнце такое яркое?”, “Сколько звезд на небе?” Почему наступает ночь? и т. д.
Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие вопросы – ему помогают педагоги. Поэтому я определила в своей практике своевременность и актуальность проектной деятельности с воспитанниками по данной теме. Взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности (интеграция) способствует развитию наглядно-образного и логического мышления, интеллектуально – эстетического развития, повышает мотивацию усвоения материала, формирует у детей более глубокие, разносторонние знания и целостное представления о мире, о взаимосвязи всех его составляющих. Также способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений.
Взаимосвязь различных занятий позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоциональное положительное влияние на процесс воспитания, сделать его более эффективным. При этом происходит воздействие на ребенка посредством интересных для него занятий. Приобретаемые в этих условиях знания, навыки, умения становятся более прочными, осознанными и могут употребляться в разных условиях. Интегрированное занятие позволяет сохранить количество занятий и время их проведения, освобождая время для совместной деятельности.
Важно, чтобы яркие интересные события и явления окружающей жизни, которые взволновали ребенка, обязательно находили отражение в его творчестве. Поэтому в педагогической практике мною применяется интеграция в рамках проектной деятельности. Этот проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности. Я выбрала интеграцию на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема. Как дать детям знания о космосе в рамках воспитательно – образовательного процесса при этом не увеличить учебную нагрузку? Решение этой проблемы возможно через интеграцию образовательных областей.
Цель проекта : Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
1. Приобщение детей к современным знаниям о Вселенной.
2. Формирование представлений о роли человека в изучении космического пространства.
3. Знакомство детей с планетами солнечной системы, их отличительными особенностями.
4. Знакомство с глобусом, звездной картой.
5. Создание условий для исследовательской деятельности.
6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков воспитанников.
Принципы реализации проекта
- одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
- метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, презентаций, видеофильмов);
- словесный (беседа, использование художественного слова, пояснение);
- практический (самостоятельное выполнение работы, использование различных инструментов для изображения);
- проблемно – мотивационный;
- наблюдение;
- поисково – исследовательская деятельность;
- творческая деятельность.
Содержание проекта
Основные формы организации образовательной деятельности
Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Роль педагога заключается в создании игровой ситуации и организации игровой предметно-пространственной среды. Каждый педагогический метод опирается на принцип активности воспитанников, характеризуется высоким уровнем мотивации, наличием творческой и эмоциональной составляющих.
Формы взаимодействия педагога с детьми
- проблемные ситуации;
- беседы;
- обсуждение;
- практикумы;
- наблюдение;
- чтение художественной литературы;
- экскурсии;
- рассматривание объектов и их обследование;
- дидактические игры;
- конкурсы, викторины;
- рассматривание альбомов фотографий, иллюстраций, коллекций.
Формы самостоятельной деятельности детей
- решение проблемных ситуаций;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- наблюдения;
- рассматривание;
- экспериментирование с материалами.
Формы взаимодействия педагога с родителями
Проведение совместно с родителями и для родителей:
- образовательных мероприятий и занятий-практикумов;
- спортивных и оздоровительных развлечений, досугов;
- консультаций и рекомендаций;
- организация фотовыставок.
Механизм оценки эффективности проекта
1. Анкетирование среди родителей.
2. Анализ реализации плана по формированию у детей знаний первоначальных представлений о космосе.
Планирование деятельности
I этап. Подготовительный
№ Мероприятия этапа Дата
1. Подбор информационного материала, литературных источников по теме.
01.04.22
2. Выявление знаний детей о космосе (беседы, наблюдение).
04.04.22
3. Разработка папок-передвижек и информационных листков :
«Загадочный космос».
04.04.22-07.04.22
4. Разработка и проведение консультаций:
- для педагогов : «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе дидактические игры «Сочини рассказ о космонавте», «Восстанови порядок в солнечной системе», «Пазлы «Солнечная система».
- для родителей: «Организация выставки, посвящённой Дню космонавтики : рисунки,
аппликации, поделки совместных работ о космосе (дети + родители).
Изготовление планет, солнечной системы (техника папье-маше, тематической фотозоны «Космос»».
04.04.22-14.04.22
5. Разработка сценариев образовательных и досуговых мероприятий.
04.04.22-06.04.22
II этап. Практический
Направления деятельности Содержание деятельности Дата
1. Художественное творчество 1. Лепка. «Земля» (смешение цветов пластилина 04.04.2022г.
2. Аппликация «Ракета летит к звездам» (коллективная деятельность детей 11.04.2022г
3. Рисование. «В открытом космосе» 15.04.2022г.
4. Организация выставки, посвящённой Дню космонавтики 15.04.2022г.
2. Познавательное развитие. 1. Просмотр презентации «В далеком космосе»
05.04.2022г.
2. Знакомство с глобусом «Наша планета Земля» 07.04.2022г.
3. Развлечение «Уроки Звездочёт».
12.04.2022г.
3. Ознакомление с художественной литературой. 1. загадки о космосе; чтение энциклопедической информации.
06.04.2022г.
2. чтение стихотворений: А. Хайт «По порядку все планеты …», «На луне жил
звездочет»; Р. Алдонина «Комета»; Г. Сапгир «Раскинув свой огнистый хвост…»;
О. Ахметова «В космосе так здорово!»; Носов «Незнайка на луне».
07.04.2022г.
3. Проведение совместного с родителями тематического досуга «Космические спасатели».
08.04.2022г.
IV. Здоровье 1. Игра-практикум совместно с врачом из детской поликлиники «Завтрак космонавта».
15.04.2022г
2. Викторина «Что ты знаешь о космосе?».
14.04.2022г.
3. Физкультурный досуг
Подвижная игра «Планеты», «Ракеты» 13.04.2022г.
III этап. Заключительный
№ Мероприятия этапа Дата
1. Анкетирование родителей с целью с целью оценки совместной работы по реализации задач проекта.
14.04.2022г.
2. Анализ соответствия оснащенности группы оборудованием и пособиями, способствующими формированию первоначальных представлений о космосе. 15.04.2022г.
3. Проведение мониторинговых мероприятий.
15.04.2022г.
4. Представление опыта в форме :
- презентации «Взаимодействие с родителями по формированию первоначальных представлений о космосе».
- публикации «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления их с первоначальными представлениями о космосе».
15.04.2022г.
Литература:
1.«Наша Родина», составители Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова (глава Герои космоса). Москва, «просвещение», 1984.
2. О. А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме : «Покорение космоса»», издательство «Скрипторий», Москва, 2006.
3. Виктор Митрошенков «Взлёт», Калининградское книжное издательство, 1988.
4. Наглядно-дидактическое пособие, Мир в картинках «Космос», Москва, Мозаика-Синтез, 2009.
5.«Мир вокруг нас». Географический атлас для детей. Главное управление геодезии и картографии при Совете Министерства СССР, Москва, 1990
6.«Я познаю мир». Детская энциклопедия, Автор-составитель Т. И. Гонтарук, под общей редакцией О. Г. Хинн, Москва, АСТ, 2000.