Контусь Наталья
Формирование основ технического мышления у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ технического мышления у детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет)
В наше время все более актуальной становится тема технического творчества. Все звенья образовательной цепи ставят перед собой цель – развитие способностей в данной сфере.
Техническое творчество, прежде всего, связано с развитием, пространственного, инженерного, трехмерного, технического мышления.
Темочки:
Может быть, эта тема и такие термины, на первый взгляд, покажутся, далеки от дошкольного возраста. Но если вникнуть, разовраться глубже, то становится понятным, что возраст 5-6 лет – это возраст в котором закладывается база для дальнейшего успешного развития технических способностей. И самое главное – не упустить время. Ведь еще Борис Никитин (русский педагог) говорил об этом и называл этот процесс – необратимым угасанием эффективного развития способностей. Что подтверждает тот факт, что тем старше ребенок, тем сложнее повлиять на развитие способностей в определенной сфере.
Что касается технического мышления, то оно не формируется само то себе, могут быть лишь предпосылки для его формирования. выполняя определенные упражнения и задания, мы можем повлиять на развитие у детей технического мышления, а именно мышления связанного с восприятием пространства.
Дети с удовольствием будут:
• рисовать фигуры из точек (повторяя образец);
• соединять точки по цифрам;
• повторять узоры, орнаменты и фигуры, состоящие из линий;
• дорисовывать вторую (точно такую же, но в зеркальном отображении) половинку картинки;
• писать математические диктанты;
• перечерчивать фигуры, внося изменения (например, увеличивая или уменьшая размер, добавляя детали, — или по памяти;
• проходить лабиринты («помоги зайцу добраться до морковки, но не попасть в лапы к волку»);
• рисовать чертежи и схемы различных предметов;
Примеры таких заданий на экране.
Например: найди те стороны деталей, на которых сидят жучки, или помоги гномикам разобраться в чертежах. Такие же задания можно выполнять с настоящими деталями конструктора и уже предложить детям самим выполнить чертеж. Обращая внимание на то, как будет выглядеть деталь если смотреть на нее сверху, справа, слева и т. д.
«Найди клад». Это упражнение способствует развитию ориентирования в пространстве посредством плана или чертежа. Нужно совместно с детьми нарисовать план помещения с указанием на нем расположения всех предметов, при этом не забыть объяснить, что план – это вид сверху. Затем ребята должны выйти из группы, а мы прячем где-нибудь игрушку, определив ее местонахождение на «плане».
"Разведчик"
Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве детского сада в процессе передвижения, учить составлять маршрут своего пути, развивать память.
Оборудование: лист бумаги, карандаш
Содержание: Ребенку дается инструкция: "Ты - разведчик. Тебе нужно дойти до секретного объекта (кабинета медсестры, логопеда, психолога, кухни, запомнить свой путь и все что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (группу)". Возвращаясь в группу, ребенок рассказывает где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по коридору, какие объекты встречались на его пути, что находилось справа от него, слева от него. В последующем ребенок с моей помощью рисует маршрут своего пути.
Условно назовем «Помести кошку». Суть задания – в определении ребенком размеров знакомых ему предметов, вещей, животных. Попросите его показать какое-либо животное и предположить, в какое место оно может уместиться. Например, может ли кошка поместиться в стакан? А в коробку от телевизора? И т. п.
Игра «Расставь правильно!»
Дайте ребенку различные предметы и предложите поместить-расставить их, следуя вашим указаниям: ближе (ближе чем, дальше (дальше чем, немного вперед, назад, слева от и т. п.
"Разноцветное путешествие"
Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.
Содержание: ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. ( Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого - на лесной полянке, желтого - на песчаном пляже и т. д.).
Так же мне нравится использовать коврик для игры в твистер.
Педагог может задавать направление перемещения детям, игрушкам. Далее дети могут продолжить играть и самостоятельно задавать направления и формулировать команды.
Таким образом, используя в своей деятельности задания направленные на развитие технического мышления мы создаем залог успешного развития ребенка в будущем.