Жанна Жаркова
Формирование правового сознания дошкольников посредством игры
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей, независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания. Сложившаяся ситуация в обществе показывает серьезность и значимость проблемы- формирование социально- правового сознания, осознание и усвоение им прав и обязанностей человека, живущего в обществе.
Данная проблема побудила нас к поиску возможных путей решения.
Публикация «Формирование правового сознания дошкольников посредством игры» размещена в разделах
Нами были поставлены следующие задачи:
1. Воспитывать уважение к людям, их деятельности, культуре, их быту.
2. Развивать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к людям (уважение прав другого человека, его образа мысли, поведения, политических, религиозных и других взглядов).
3. Воспитывать благожелательное отношение ко всем народам Земли.
Практическая реализация этих задач основывается на следующих принципах:
-принцип развития: создавать каждому дошкольнику условия, в которых он максимально реализовал бы себя, не только свой интеллект, свое мышление;
-принцип систематичности: образование должно быть едино и систематично, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка и входить в общую систему непрерывного образования;
-принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненно ситуации.
Гражданско-правовое воспитание, нравственно-правовые понятия доступны не только ученикам. По рекомендации ЮНЕСКО(1974г.) обучение правам человека предлагается начинать еще на дошкольном уровне,т. к уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Можно сказать, что социально-нравственное воспитание и знакомство с правами человека у малышей начинается с вопросов: «Что такое хорошо? Что такое плохо?» Уже с младшего возраста дети узнают закон «трех нельзя» :
-не забирать чужие игрушки;
-не драться;
-не ломать чужие постройки.
Главное в младшем возрасте - создание доброжелательной обстановки, отношений к сверстникам. Дети знают, что на собственность (игрушку, принесенную из дома) никто не вправе покушаться. Если дарим сюрпризики- то всем детям и одинаковые. Угощение - всем детям поровну.
Формирование основ правового сознания детей среднего и старшего дошкольного возраста возможно через формирование трех его компонентов:
1. Информационно-познавательного - знание детей о правах, обязанностях;
2. Эмоционально-оценочного - оценка собственной деятельности, умение оценивать поступки других людей с точки зрения норм права;
3. Поведенческо-деятельностного - умения и навыки по реализации правого поведения, умение реализовывать свои права в деятельности, соблюдать запреты и исполнять обязанности.
Для коррекции уровня сформированности информационно-познавательного компонента, обобщенной целью которых является развитие знаний о своих правах и обязанностях, нами широко использовались беседы с детьми о правах и обязанностях, знакомство с правовыми документами.
Следующие мероприятия: рассматривание иллюстраций, беседы по картинке, наблюдение, решение педагогических ситуаций, составление рассказов были направлены на коррекцию уровня сформированности эмоционально-оценочного компонента правого сознания. Их цель: расширить знания детей о нравственно-правовых нормах, о необходимости сопереживать, проявлять заботу и внимание по отношению друг к другу; развитие навыков совместной деятельности, воспитание взаимопомощи, сотрудничества.
Для коррекции уровня сформированности поведенческо-деятельностного компонента использовались методы работы, такие как: организация нравственно-правовых, педагогических и игровых ситуаций, упражнение, разъяснение отрицательных поступков, при этом особое внимание обращалось на сам процесс выполнения.
Беседы проводились в такой последовательности: на первых занятиях- с целью обогатить знания детей о правах, мы познакомили старших дошкольников с важными документами: «Декларацией прав человека», и «Концепцией прав ребенка»
На следующих: «Что такое право» расширяли знания у детей таких понятий как «право» и «желание». Например: «Наши желания можно разделить на две группы. Одни - просто желания, когда очень сильно чего-нибудь хочется, но без этого можно прожить. Нельзя иметь все, что хочется. Другие желания обязательно надо исполнять, без них нельзя жить никому. Всем необходимо дышать свежим воздухом, пить чистую воду, есть полезную пищу, ходить в детский сад, а потом в школу, читать книги- такие желания называются правами. Право - это правила, по которым живут все люди, взрослые и дети. Никто не должен нарушать права другого человека.
В дальнейшем проводились беседы на темы: «Право на имя», «Право на семью», «Право на жизнь», «Право на развитие», «Право на образование», «Право на защиту», «Право на медицинское обслуживание», «Право на особую защиту». «Право на отдых», «Защита от насилия», «Я живу в Чувашии», «Права и обязанности детей». Были подобраны педагогические ситуации, игры, тренинги, сказки, рассказы, направленные на развитие одного из компонентов правового сознания : информационно-познавательного, эмоционально-оценочного, поведенческо-деятельностного.
В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, используются сказки, пословицы, рассказы.
Очень помогает и книга А. Усачева «Приключения маленького человечка». Это значительно облегчает обсуждение нравственных понятий. Забавные сюжеты, иллюстрации, традиционные характеристики героев произведения помогают в постановке проблем добра и зла, поведения человека, его прав и обязанностей.
Прекрасной базой для изучения прав человека и прав ребенка служат сказки «Три поросенка», «Золушка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Заюшкина избушка» многие другие. Дети сами находят в литературных текстах примеры нарушения каких-то прав, также с удовольствием принимают участие в драматизации сказок.
В беседах с детьми отмечаем состояния, переживания героев литературных произведений, правомочность их поступков. Развиваем уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка, пола, возраста, внешнего облика, физических недостатков. Используются для этого картинки с изображением детей разных национальностей. В результате, дети сами сделали вывод: ведь если бы к нам в группу пришел мальчик или девочка из другой страны, мы же не перестали с ним играть, а наоборот, все бы рассказали ему о нас, помогли бы выучить русский язык.
Для формирования чувства собственного достоинства, осознания своих прав, чувства ответственности за другого человека, данное слово, начатое дело, проводим специально организованные дидактические игры, на которых преследуем цель:
- помочь детям в накоплении социального опыта,
- формировать чувство самооценки;
-обучать способам решения конфликтов и споров, умению договариваться.
Например, такие игры, как:
-«Я имею право»- используются сюжетные картинки к статьям «Конвенции ООн о правах ребенка»
-«Угадай, кто это»- игра на умение, желание замечать в сверстниках хорошие качества характера и рассказывать о них.
-«Поводырь»- игра на развитие у детей чувства ответственности за другого человека, воспитание доверительного отношения друг к другу.
Проводим беседы на тему: «Что такое семья?», давая представление о том, что они имеют право на семью, заботу, уважение, любовь близких. «Право на имя»- прививаем любовь и уважение к своему имени, о недопустимости кличек и насмешек. Говорим о любви и уважении к старшим- бабушкам и дедушкам, маме и папе, братьям и сестрам. Рассуждаем с детьми, из кого состоит семья, кто каким делом занимается, какие имеет увлечения, характер, обязанности. В средней группе оформили альбом «Моя семья» -с фотографиями, рисунками, рассказами своей семье. Подвели итог, что каждый ребенок имеет право жить в своей семье со своими родителями.
В старшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию системы знаний об окружающем:
-о Родине, республике, государственной символике, об истории создания герба, флага, гимна;
-воспитанию чувства гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к людям (уважению прав другого человека, его образ мысли, поведения, политических, религиозных и других взглядов;
-воспитанию благожелательного отношения ко всем народам Земли, их деятельности, культуре, их быту.
Социально-правовое воспитание ребенка –дошкольника невозможно без участия в нем семьи. В старшей группе мы запланировали и провели родительское собрание «Права и обязанности ребенка в семье», дискуссию «Должен ли ребенок знать свои права». Была оформлена наглядная информация «Вы и ваш ребенок», «Люби свое дитя», «Наказывая, подумай: зачем?», «Признаки жестокого обращения с детьми»; оформлены стенды : «Моя семья», «Город, где я живу», «Мы на отдыхе»; альбом о правах и обязанностях детей.
Следующим направлением работы являлась организация предметно-пространственной среды, которая способствовала бы накоплению детьми правовых знаний и повышению уровня правового сознания. Игровые уголки были пополнены атрибутами для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, дидактических игр; книжный уголок стал разнообразнее и интереснее.
Следует отметить, что дети с интересом отнеслись к изучению своих прав. Показателями того, что дети осознанно оперировали знаниями, служили ситуации, в которых они старались вводить знания своих прав в бытовую деятельность: так, дети в игре не поделили машинки. Семен с возражением говорит: «Рома, ты не должен нарушать мои права и забирать у меня машинку. Сначала я поиграю, а потом- ты. Закон одинаковый для всех». Однако, за ходом игр, с точки зрения прав, девочки следили больше, они также больше склонны к эмоциональному проявлению чувств, чем мальчики. После чтения сказок девочки обсуждали поступки сказочных героев, а у некоторых появлялись слезы при чтении произведения. Мальчики больше следили за проявлением прав в бытовой деятельности. Артем: «Вот Миша, он ведь не имеем собственного мнения, что ему скажет Данила, то он и делает. Так ведь нельзя»
Особенно важным для получения результатов является создание атмосферы уважения к личности ребенка, формирование у него чувства самооценки своей личности в сочетании с признанием права окружающих на ответное уважение и доверие.
Важное требование- быть не рядом с детьми, а вместе с ними.
Эффективность процесса формирования правового сознания детей во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собственной правовой культуры.
Вся деятельность ДОУ и семьи должна строиться на прочной правовой основе. Это возможно лишь в том случае, если воспитатели и родители изучили основные международные документы, регламентирующие работу ДОУ и воспитание дошкольников, в частности, «Конвенцию о правах ребенка», «Декларацию прав ребенка», «Устав дошкольного образовательного учреждения».