Бутлицкая Елена
Проект для учащихся старшего школьного возраста «Формирование установок толерантного сознания в молодежной среде»
▼ Скачать + Заказать документы
«ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»
Введение
Актуальность темы формирования толерантного поведения подрастающего поколения не вызывает сомнений в силу того, что системные кризисы, которые испытала наша цивилизация на рубеже XXI века, требуют оперативного решения проблем во всех направлениях, в частности и во взаимоотношениях между людьми различных наций, культур, вероисповедания и социальных групп.
Публикация «Проект для учащихся старшего школьного возраста „Формирование установок толерантного сознания в молодежной среде“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Старшая школа. 10-11 класс
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
В последние годы тема толерантности стала одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире. Она обсуждается на различных уровнях, в разных аспектах, включает пласт разнообразных проблем, связанных с отношениями людей.
В связи с национальными конфликтами на территории Российской Федерации и активной миграцией населения остро обозначилась проблема выживания, которая заставляет задуматься о характере складывающихся взаимоотношений между людьми различных культур, наций и социальных групп, поскольку, именно от характера отношений зависят возможности сохранения мира и жизни на Земле.
Особенность формирования толерантности, учащихся заключается в том, что процесс формирования толерантного сознания происходит не только на специально организованных занятиях, но и в большей степени в повседневной жизни, в процессе общения со сверстниками и педагогами. А в коллективе спортсменов – подростков, имеющих разные национальности, собранных под одной крышей образовательного учреждения и нацеленных на агрессивное достижение спортивных побед эта проблема приобретает особую актуальность.
На основе изучения современных подходов к решению данной проблемы построено исследование особенностей воспитания толерантности подростков-спортсменов 14-16 лет средствами социально – культурной деятельности в колледже олимпийского резерва.
Цель проекта :
Создание условий для формирования толерантной личности
Задачи проекта :
1. Развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий.
2. Формирование опыта коллективной деятельности.
3. Выработка правил толерантного поведения в социуме.
4. Повышение культуры общения подростков.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 3 месяца (февраль, март, апрель).
Предусмотрено 4 этапа реализации проекта :
• подготовительный (определение темы и целей проекта)
• проектировочный (построение плана деятельности, продумывание хода деятельности, определение источников информации).
• исследовательский (сбор информации, решение промежуточных задач). Основные инструменты: опросы, анкетирование, наблюдения.
• рефлексивно-оценочный (сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы).
В рамках реализации проекта предусмотрено :
• проведение серии классных часов о толерантности;
• диагностика подростков с целью выявления уровня их толерантности;
• тренинги;
• внедрение правил толерантного общения в практику социальных отношений.
По окончанию проекта подростки смогут :
• определиться с жизненными приоритетами;
• выстроить свою активную жизненную позицию;
• справляться с трудными ситуациями;
• налаживать контакты со сверстниками и старшими товарищами;
• находить пути выхода из конфликтных ситуаций;
• самостоятельно принимать решения.
Методы и организация реализации проекта
Проект реализовывался в Санкт-Петербургском бюджетно образовательном учреждение среднего профессионального образования «Колледжа Олимпийского резерва №1» с детьми старшего школьного возраста.
Принимали участие 30 человек.
Методы реализации проекта :
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
• анализ психолого-педагогической литературы;
• педагогические наблюдения;
• анкетирование;
• опрос;
• беседы;
• методы математической статистики.
Работа проходила в четыре этапа.
1. На подготовительном (мотивационном) этапе была определена тема, цели и задачи проекта.
2. На проектировочном (планирующем) этапе изучалась литература по проблеме исследования, определялись источники информации.
3. На исследовательском (информационном) этапе проводилась диагностика подростков с целью выявления уровня их толерантности. Для исследования применялась диагностика Клепцовой Е. Ю., апробированная на 2780 респондентах. Низкий уровень терпимого отношения выявлен у 25% подростков, средний уровень у 40%, и высокий уровень терпимого отношения к субъектам реальности показали 35% детей.
Также была проведена диагностика степени толерантности по поведению людей. Низкий уровень толерантности имели 20% детей, средний уровень 60 % опрошенных и высокий уровень развития толерантности показали 20% подростков.
Далее был составлен план мероприятий, способствующих развитию толерантности.
Проводились классные часы, тренинги, ролевые игры и психотехнические упражнения.
После проведенных мероприятий была проведена повторная диагностика подростков. Низкий уровень терпимого отношения выявлен у 10% подростков, средний уровень имели 48% подростков и терпимое отношение к субъектам реальности показали 42% детей.
Также была проведена повторная диагностика степени толерантности по поведению людей. Низкий уровень развития толерантности показали 10% детей, средний уровень 50% и высокий уровень 40%.
4. На аналитическом (рефлексивно-оценочном) этапе были выявлены изменения уровня развития толерантности, обработаны результаты эксперимента и подведены итоги.
Заключение
Анализ литературы показал, что изучение путей воспитания толерантности подростков особо важно, так как в настоящее время это стало одной из важнейших общественных проблем. Современное состояние общества характеризуется усилием социальной мобильности, миграции, развитием культурных контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров. При этом во всех сферах отмечается и повышение уровня межэтнической агрессии, культурной нетерпимости, религиозного и этнического экстремизма. Преодолеть эти кризисные явления возможно только при условии воспитании уже в личности подрастающего поколения толерантности, терпимости к иным способам жизни, к иным культурным формам, при условии формирования толерантного сознания как стабильной личностной характеристики.
В результате проведенных мероприятий можно сделать вывод о том, что программа по повышению уровня толерантности обучающихся «Колледжа Олимпийского резерва №1» оказалась эффективной. Улучшились взаимоотношения между детьми, сплотился коллектив.
Коллектив становится настоящей семьей, когда из россыпи характеров возникает содружество.
Литература:
1. Абдуразакова Д. М. Развитие толерантного сознания : культурно-педагогический аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - N 5. -67с.
2. Аверзаев И. Ч. О формировании толерантности у учащейся молодежи // Воспитание школьников. - 2010. - N 7. – 56с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. - М. : Аспект Пресс, 1996. — 234с.
4. Асмолов А. Г. Слово о толерантности. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности : науч. -публицист. вестник / гл. ред. А. Г. Асмолов. М. : МГУ, 2001. № 1.- 5с.
5. Баскакова Е. В. Психологические исследования и диагностика толерантного сознания на экспериментальных площадках Москвы. //Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) Ответственный редактор С. К. Бондырева Сб. науч. – метод. ст. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – с. 251-268.
6. Бондырева С. К. Толерантное сознание : проблемы формирования и воспитания. //Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) Ответственный редактор С. К. Бондырева Сб. науч. – метод. ст. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – с. 31-40.
7. Вафина Э. Дж. Формирование толерантных отношений у молодежи // Преподавание истории в школе. – 2004. - N 3. – 25с.